Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания


Автор(ы): Моргунова Людмила Владимировна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения. Ни в коей мере не отрицая этого, мы хотели бы взглянуть на школьную физкультуру с психологической точки зрения. Такой подход позволяет обогатить общепринятое представление о назначении уроков физического воспитания.
С этой точки зрения оказывается, что развитие физических качеств – это внешний результат. Однако существует ещё и не менее важный внутренний результат – это психологический, существование которого в практике физического воспитания еще не полностью осознано, а потому целенаправленная педагогическая деятельность на его достижение в подавляющем большинстве случаев отсутствует.
Остановимся на двух психологических аспектах физического воспитания. Первый отражает активизирующее влияние физической культуры на протекание различных психических процессов человека, второй связан с формированием психологических основ двигательного развития, в частности с развитием психомоторики учащихся: в этом аспекте физическое воспитание направлено на подготовку двигательной сферы учащихся к овладению двигательными навыками в будущей трудовой деятельности.
Рассмотрим первый психологический аспект физического воспитания. Хорошо известно, какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности.
В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.
Проиллюстрируем это на примере из нашей педагогической практики.
Подвижная игра “Вызов номеров”.

Содержание игры. Играющие рассчитываются по порядку номеров в каждой колонне – команде. Руководитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз прибежавшему к финишу первым, записывается выигрышное очко.
Побеждает команда, набравшая большее количество победных очков.
Правила игры.1.Если играющие стоят в шеренгах, то их можно поставить в положение высокого или низкого старта, и из этого положения они должны выбегать по вызову руководителя. 2. Если игрок нарушает правила, у его команды вычитается очко. Это правило рекомендуется применять, начиная с третьего класса, когда учащиеся познакомятся с низким стартом. (Подвижные игры, М.Н.Жуков, Москва 2002г.)
Использование межпредметных связей, психологического аспекта, наряду с задачами по физическому развитию учащихся решается определенная познавательная задача.
Вот несколько вариантов этой же игры, от простого к сложному:
1. По сигналу учителя участники (начиная с первого номера в колоннах) добегают до кегли, возвращаются назад в свою команду и передают эстафету следующему. Варианты; можно использовать скакалки, флажки - как эстафетную палочку.
2. В колоннах команды рассчитываются по порядку номеров, каждый участник запоминает свой номер. Ребята работают по номерам, которые называет учитель. Названный номер, выполняя задание, например, бежит до обруча берет баскетбольный мяч, который там находится, бежит до баскетбольного щита и должен забросить мяч в кольцо, каждое результативное попадание приносит очко команде. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Возможны варианты.
Отрабатывается двигательное действие, координация движений, внимание, память.
3. Этафета продолжается, но участники вызываются не по порядку, а в разном порядке номеров, задание меняем. Например, участник под номером 3 должен добежать до стены, на которой находится школьная доска (меньших размеров) и вычеркнуть 5 четных чисел, от10 до 100, (зависит от количества участников), ассистент (освобожденный ученик) следить за правильностью выполнения задания и подсчитывает очки. Сразу найти в веренице цифр нужное число трудновато, ребята торопятся, делают ошибки, затем даётся время на их исправление и подводятся итоги. Определяется математическое мышление участников.
Внимание, мышление, память, двигательное действие. Возможны варианты.
4. Этафета продолжается. Задание: Для каждой команды кладем два обруча, в одном лежит волейбольный мяч, в другом баскетбольный. Обручи разных цветов, мячи получаются разных размеров.

Названный номер добегает до первого обруча, берет волейбольный мяч, перекладывает его во второй обруч, со второго берет баскетбольный мяч и с ведением работает до кегли, установленной на определенном расстояние. Возвращается назад с ведением, мячи кладет в первоначальное положение.
Координация движений, внимание, память, мышление. Возможны варианты.
5. Эстафета, только учитывая количество учащихся их номеров в каждой команде, вместо номера учитель предлагает решить пример на сложение или вычитание, умножение или деление, ученики решают пример, находят ответ. Например, 36:6=6. Это значит, что игроки обеих команд под номером 6 должны быстро устремиться к обручам. Игрок, выполнивший первым задание, приносит команде очко. Двигательное действие, внимание, мышление, память.
6. Эстафета с правилами о здоровье. Учащиеся работают последовательно.
Каждой команде предлагается набрать набор карточек, где напечатаны правила, сохраняющие наше здоровье. Карточки следующего содержания.
а) Чтобы быть здоровым,
– надо питаться разнообразной пищей,
– меньше есть мучного и сладкого, отдавая предпочтение овощам, фруктам, кисломолочным продуктам.
б) Чтобы сохранить зубы здоровыми,
– чистить 2 раза в день, утром, вечером,
– не грызите орехи,
– не увлекайтесь сахаром, шоколадом, мучными изделиями.
– для профилактики болезней зубов посещайте врача-стоматолога 1-2 раза в год.
в) Чтобы кожа была здорова,
– содержите её в постоянной чистоте,
– ежедневно принимайте душ,
– раз в неделю мойтесь с мылом в ванне или бане.
г) Чтобы органы дыхания были здоровы,
– занимайтесь физкультурой, спортом, дыхательной гимнастикой.
– никогда не курите и не дышите табачным дымом.
Такие же карточки на осанку, чтобы сохранить хорошее зрение, чтобы во время занятий физическими упражнениями не было травм, обязательно о правилах честной игры.
Улыбка и добрый смех – те частички радости, которые помогают жить, учиться, справляться с трудностями
.
Это тоже составляющие нашего здоровья, перед ребятами ставиться проблема, начинаются рассуждения “а как улыбка влияет на здоровье, причем тут правила честной игры”. Дети в ходе беседы находят сами ответы на свои вопросы. И меня это радует.
Последним двум разделам уделяю больше времени, так как считаю, что добро правит миром.
7. Комбинированная эстафета.
Использую четыре обруча, кубик, два мяча разного цвета.

Первый берет малый мяч и переносит его в пустой обруч, который находится на противоположной стороне площадки, назад возвращается просто без задания. Второй берет кубик, добегает до обруча, кубик оставляет, а мяч забирает и несет его в первый обруч. Третий берет большой мяч и добегает до обруча, кубик забирает, большой мяч оставляет, кубик кладет во второй обруч. Четвертый берет малый мяч, несет его в обруч, а большой мяч забирает, несет его в пустой обруч. Так эстафета продолжается до последнего номера.
Учитель следит за правильным исполнением задания, скорость не столь важна, как четкое выполнение. Развитие памяти, внимания, мышления, а также чувство коллективизма. Ребята могут подсказывать друг другу.
В этих эстафетах можно импровизировать, есть много вариантов, разной сложности. В зависимости от возраста и подготовленности учащихся.
Нешаблонность, разнообразие урока воспитывает интерес к занятиям физической культурой. Используя соревновательный способ выполнения задания, активизирую деятельность учащихся на уроке.
Для эстафет с использованием межпредметных связей характерна широкая постановка задач – это развитие интереса учеников и умственное развитие, эстетическое развитие.
Создание проблемной ситуации, развитие у учащихся умственной активности, потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в самостоятельную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм.
Внеклассное мероприятие
“Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас” или игра с клоунами.

Основная цель. Развитие силы, ловкости, быстроты, волевых способностей личности, внимания, решительности, чувства товарищества.
С помощью этих незатейливых, но весьма эффективных специализированных эстафет, игр можно осуществить необходимую физическую подготовку, регулировать межличностные отношения. Веселые клоуны используются как судьи, инстру...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.26 | Просмотров: 738

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340