Главная / Методические материалы / Логопедия

Использование инновационных технологий в логопедической деятельности с учащимися и их родителями на комплексных занятиях


Автор(ы): Романова Ирина Петровна, учитель-логопед

Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценными зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом или чтением.
Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Расстройства чтения и письма имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.
В анамнезе детей с дислексией и дисграфией отмечается наличие ряда патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Определенное место в этиологии дислексии и дисграфии отводится наследственным факторам, которые создают неблагоприятный фон, предрасполагающий к возникновению нарушений чтения и письма.
Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь.
Экспрессивная (воспроизводимая) речь - это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов: замысел -внутренняя речь -внешнее высказывание.
Импрессивная (воспринимаемая) речь - это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения-выделение информационных моментов - формирование во внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения.
В целом выделяют четыре самостоятельные формы речевой деятельности, из которых к экспрессивной речи относятся устная и письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной - понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение).
Устная речь - сложный, многогранный процесс, включающий в себя:
  • фонетическую сторону речи (смыслоразличительные звуки речи);
  • лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения);
  • мелодико-интонационную (интонация, голос, окраска);
  • темно-ритмическую (темп и ритм речи).
Устная речь может быть диалогической и монологической.
На основе устной речи строится и развивается письменная речь, которая может быть самостоятельной или под диктовку, и чтение.
В зависимости от выпадения того или иного компонента речи лингвистические нарушения делятся на следующие.
1. Фонетические нарушения - неправильное произношение одного или группы звуков (шипящих, свистящих, средне- и заднеязычных звуков; нарушения твердости -мягкости, глухости-звонкости согласных звуков).
2. Лексико-грамматические нарушения.
Среди этих нарушений выделяют:
  • ограниченный словарный запас;
  • обедненная фраза;
  • неправильное согласование слов во фразе;
  • неправильное употребление предлогов, падежей;
  • недоговаривания, перестановки.
3. Мелодико-интонационные нарушения: неправильное употребление ударений (логических - во фразе, грамматических - в слове); нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса (тихий, хриплый, квакающий, сдавленный, невыразительный, визгливый, глухой, немодулированный).
4. Темно-ритмические нарушения:
  • ускоренный темп, связанный с преобладанием в коре головного мозга процессов возбуждения (тахилалия);
  • замедленный темп, с преобладанием процессов торможения (брадилалия);
  • прерывистый темп (необоснованные паузы, спотыкания, скандирование звуков и слов, запинки несудорожного (физиологические итерации, полтерн) и судорожного характера - заикание).
Нарушения письменной речи:
  • неправильная перешифровка фонемы в графему;
  • недописки;
  • пропуски и смешение букв в слове;
  • несогласование и перестановки слов в предложении;
  • выходы за строчку и др.
  • замена и смешение звуков;
  • побуквенное чтение;
  • искажение звуко-слоговой структуры слова;
  • нарушение понимания прочитанного;
  • аграмматизмы.
Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико - синтетическому методу, поэтому для овладения ребёнок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов.
Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе школьник сможет записать слово правильно. Если же звуковая структура слова является для ребёнка туманной, то её искажение на письме будет неизбежно: - пропуски и перестановки букв или добавление лишних букв, возникнет дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Для предупреждения этого вида дисграфии я попробовала использовать на своих занятиях Оборудование Спектра. Хочу поделиться опытом своей работы по испол...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.29 | Просмотров: 716

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!