Главная / Методические материалы / Логопедия
Использование инновационных технологий в логопедической деятельности с учащимися и их родителями на комплексных занятиях
Автор(ы): Романова Ирина Петровна, учитель-логопед
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценными зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьезные препятствия при овладении письмом или чтением. Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Расстройства чтения и письма имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы. В анамнезе детей с дислексией и дисграфией отмечается наличие ряда патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Определенное место в этиологии дислексии и дисграфии отводится наследственным факторам, которые создают неблагоприятный фон, предрасполагающий к возникновению нарушений чтения и письма. Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь. Экспрессивная (воспроизводимая) речь - это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов: замысел -внутренняя речь -внешнее высказывание. Импрессивная (воспринимаемая) речь - это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения-выделение информационных моментов - формирование во внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения. В целом выделяют четыре самостоятельные формы речевой деятельности, из которых к экспрессивной речи относятся устная и письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной - понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение). Устная речь - сложный, многогранный процесс, включающий в себя: - фонетическую сторону речи (смыслоразличительные звуки речи);
- лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения);
- мелодико-интонационную (интонация, голос, окраска);
- темно-ритмическую (темп и ритм речи).
Устная речь может быть диалогической и монологической. На основе устной речи строится и развивается письменная речь, которая может быть самостоятельной или под диктовку, и чтение. В зависимости от выпадения того или иного компонента речи лингвистические нарушения делятся на следующие. 1. Фонетические нарушения - неправильное произношение одного или группы звуков (шипящих, свистящих, средне- и заднеязычных звуков; нарушения твердости -мягкости, глухости-звонкости согласных звуков). 2. Лексико-грамматические нарушения. Среди этих нарушений выделяют: - ограниченный словарный запас;
- обедненная фраза;
- неправильное согласование слов во фразе;
- неправильное употребление предлогов, падежей;
- недоговаривания, перестановки.
3. Мелодико-интонационные нарушения: неправильное употребление ударений (логических - во фразе, грамматических - в слове); нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса (тихий, хриплый, квакающий, сдавленный, невыразительный, визгливый, глухой, немодулированный). 4. Темно-ритмические нарушения: - ускоренный темп, связанный с преобладанием в коре головного мозга процессов возбуждения (тахилалия);
- замедленный темп, с преобладанием процессов торможения (брадилалия);
- прерывистый темп (необоснованные паузы, спотыкания, скандирование звуков и слов, запинки несудорожного (физиологические итерации, полтерн) и судорожного характера - заикание).
Нарушения письменной речи: - неправильная перешифровка фонемы в графему;
- недописки;
- пропуски и смешение букв в слове;
- несогласование и перестановки слов в предложении;
- выходы за строчку и др.
- замена и смешение звуков;
- побуквенное чтение;
- искажение звуко-слоговой структуры слова;
- нарушение понимания прочитанного;
- аграмматизмы.
Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико - синтетическому методу, поэтому для овладения ребёнок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе школьник сможет записать слово правильно. Если же звуковая структура слова является для ребёнка туманной, то её искажение на письме будет неизбежно: - пропуски и перестановки букв или добавление лишних букв, возникнет дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов. Для предупреждения этого вида дисграфии я попробовала использовать на своих занятиях Оборудование Спектра. Хочу поделиться опытом своей работы по испол...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.30 | Просмотров: 938
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|