Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Охрана и привлечение птиц - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Охрана и привлечение птиц


Автор(ы): Толпыго Ольга Витальевна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи:
  1. Акцентировать внимание на проблеме взаимоотношений человека и птиц.
  2. Мотивировать необходимость активной деятельности по привлечению и охране птиц.
  3. Продолжить формирование умений выражать свои мысли, отстаивать точку зрения, работать с раздаточным материалом.
Оборудование: лист ватмана с изображением Земли, бумажные заготовки журавлей, чучела птиц, мультимедиа-проектор
Ход урока
1. Организационный момент.
Занят повседневною работою.
Вдалеке от пасмурных полей,
Я живу со странною заботою:
Увидать бы в небе журавлей!
В. Солоухин
На слайде высвечивается эпиграф урока. На его фоне ученик рассказывает:
Ученик:
17 апреля по народному календарю – Иосиф-песнопевец. В народном сознании он оправдывает свое определение тем, что с этого дня начинает звучать голосок сверчка и впервые подает голос журавль. Дети, увидав летящих в родные края журавлей, вторя их голосам, приветствовали:
Ики, ики, ики, ики -
Крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли -
Это журавли! Это журавли!
Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!
Ты-латы, ты-латы,
С высоты! С высоты!
То-то-ты, то-то-ты,
Журавли идут в домы!
Учитель:
Птицы сопровождают нас всю жизнь. Мы настолько привыкли к этому соседству, что часто не замечаем их присутствия. А ведь многие из них нуждаются в нашей помощи, внимании, защите. Вот сегодня мы и поговорим о том, для чего нужно привлекать и охранять птиц.
2. Проверка знаний.
Давайте вспомним, чем представители этого класса отличаются от других позвоночных животных. (Ученик выходит к доске и с использованием чучела рассказывает о признаках класса птиц). Особенности внешнего строения птиц вы знаете, а теперь мы проверим, как вы ориентируетесь в информации о птицах.
Птичкам маленьким сачок
Сплел умелец паучок.
(Не птичкам, а мухам)
Для перины и подушки
Мягкий пух дают лягушки.
(Не лягушки, а утки, гуси)
Под клювом огромный для рыбы карман
Имеет умелый рыбак - пеликан.
(Все верно)
Слышишь крики пастуха?
Гонит в стадо петуха.
(Не петуха, а корову)
Спят ночами утки
В конуре иль будке.
(Не утки, а собаки)
Глаза у сов, как бусинки,
Яркие, малюсенькие.
(Не у сов, а у синиц)
В строй цыплятки все встают
И идут скорей на пруд.
(Не цыплята, а утята)
Но не только эти забавные стишки сочинили люди о птицах. Множество поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с ними. Приведите пример. (Дети читают примеры)
3. Изучение нового материала.
Некоторые птицы пользуются симпатией и уважением человека. Неприкосновенными с давних пор были белые аисты. Считалось, что если убить аиста или разорить его гнездо, дом постигнет беда. С другой стороны, его ближайший родственник, черный аист, этот темный, молчаливый обитатель болот, вызывал неоправданный мистический страх у суеверных людей.
Освящена вековыми традициями любовь сельских жителей к скворцам и ласточкам, устраивающим свои гнезда вблизи домов и под застрехами. И столь же стойкая неприязнь до сих пор еще сопровождает истребителей грызунов - сычей и сов. Повинен в этом лишь их ночной образ жизни, необычный “кошачий” облик и громкий резкий крик. (Во время этого повествования звучит музыка и показываются слайды)
Вы уже знаете, что по образу жизни птиц можно разделить на оседлых, кочующих и перелетных. Приведите примеры для каждой группы. (Оседлые – рябчик, тетерев, дятел, воробей, ворона; кочующие – синицы; перелетные – ласточки, снегири, журавли, аисты)
(Ученик рассказывает о дятлах и демонстрирует видеофрагменты)
При изучении различных классов и типов животных мы обязательно называли цифры. Для птиц была сделана следующая подборка.
(На экране высвечиваются цифры, учитель озвучивает их смысл)
40-50 млн ежегодный объем добычи пернатой дичи в стране.
6 млн количество беспозвоночных, истребляемых за 90 дней гнездового периода семью парами насекомоядных птиц с птенцами.
1000 мышей в среднем уничтожает одна сова за год 287 видов птиц занесено в Красную книгу.
200 столько видов птиц прекратило свое существование за время цивилизации.
Одна из важнейших проблем в охране птиц – осознание важности этой проблемы.
Есть немало, казалось бы, самых обычных и безобидных поступков, которые могут губительно отразиться на наших пернатых соседях.
(Инсценировка)
1 ученик
Вот приехали в дубраву
Воскресенье провести.
Вот такое настроение
(показывает большой палец)
Дружно классом обрести.
2 ученик
Здравствуй, лес, зеленый лес,
Полный сказок и чудес!
Ты открой скорее тайны,
Ведь пришли мы не случайно.
3 ученик
Тут и там одни деревья.
Как солдатики стоят.
Но в ответ на все вопросы
Лишь листвою шевелят.
(Достает из кармана ножичек)
Нож красивый и блестящий,
Не пластмасса, настоящий.
На коре им, вам замечу,
Память я увековечу.
4 ученик
Ой, а я здесь что нашла.
Чье гнездо? А вдруг щегла?
Посмотрите, яйца в нем.
А давайте их возьмем
Мы домой, клади в карманы.
Вот обрадуется мама.
5 ученик
Он с ума, наверно, спятил!
Пощади деревья, дятел.
И кору их, а не то -
Превратишь все в решето.
Но меня не слышит он.
Громче я включу музон.
6 ученик
Можно дальше, как заданье
Продолжать повествованье.
Делать этого не будем,
А вот дружно скажем людям:
Лес - дом для всех - совы, лисицы...
Не нарушай его традиций!
Птицы очень чувствительны к “фактору беспокойства”. Ведь шум, громкие голоса людей, которые начинают посещать места гнездований птиц, могут многих из них отпугнуть. Подходящее гнездо или место для гнезда - вообще вопрос очень существенный. Вот почему развешивание искусственных гнездовий для многих дуплогнездников очень важное мероприятие. Так, например, во многом благодаря такой работе восстановилась численность утки-гоголя.(слайд)
У нее странная “привычка” – птица она водоплавающая, а гнезда устраивает на дер...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1547

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340