Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Как помочь первоклассникам захотеть учиться - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Как помочь первоклассникам захотеть учиться


Автор(ы): Кукушкина Галина Георгиевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Настоящий опыт направлен на включение первоклассников в свободную самостоятельную учебную деятельность в группе продлённого дня. Это очень актуально для начальной школы и может заинтересовать учителей младших классов, воспитателей групп продлённого дня, воспитателей школ-интернатов, детских домов и даже родителей. Современный человек должен уметь учить СЕБЯ, то есть в самом, что ни на есть прямом, смысле учитьСЯ.
В расписании групп продленного дня отводится время для самоподготовки. Но к чему же готовиться первоклассникам, если уроков на дом не задают? И разве можно считать себя настоящим школьником, если нет домашних заданий?! А что, если предложить детям задавать домашние задания самим себе? Это, оказывается, так интересно! Можно задавать себе, какие хочешь задания и сколько хочешь.
Свободная самостоятельная деятельность первоклассников в группе продлённого дня может стать вариантом закрепления пройденного материала и самостоятельного знакомства с новой темой.
Свободная самостоятельная учебная деятельность преследует следующее:
- Создание положительной мотивации к учебной деятельности.
- Повышение уровня самостоятельности при выполнении учебных действий.
- Самостоятельное частичное прохождение программного материала.
- Опережающее знакомство с программным материалом.
- Развитие основ самообразования: писать, читать в нужном темпе, уметь концентрировать свое внимание, видеть главное при чтении, работать с учебной и справочной литературой.
- Развитие способности сознательной дисциплины и саморегуляции поведения.
Данный опыт основывается на идеях Марии Монтессори.
Свободная самостоятельная учебная деятельность учащихся предполагает:
  • выбор объекта изучения учеником (предмет, тема);
  • выбор форм деятельности, самоконтроля, самооценки;
  • выбор мер помощи и формы самоконтроля;
  • выбор темпа по освоению содержания;
  • выбор места деятельности;
  • выбор продолжительности деятельности;
  • выбор партнера (партнеров) в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами.
Детям предоставляется право работы, как в автономном режиме, так и в парах, в группах при минимальной консультационной помощи учителя.
Отбор содержания для организации свободной самостоятельной деятельности позволяет обеспечить максимальную учебную нагрузку.
Ситуация успешности закладывается заранее, в момент подготовки дидактического материала, когда учитель продумывает вариативные задания нескольких уровней, отличающихся по степени сложности, по типу деятельности (репродуктивные - творческие), по объему, по степени сложности в соответствии с возможностями, желаниями и значимостью для учащихся.
Дидактический материал подобран так, что он не только обеспечивает выполнение программы, но даже расширяет ее и предполагает большой объем теоретической направленности.
Дидактический материал представлен в следующих формах:
  • учебники разных авторов, соответствующие программе первого класса;
  • учебники старших классов;
  • тетради на печатной основе;
  • печатные листы с заданиями;
  • перфокарты;
  • карточки с заданиями;
  • дидактические игры;
  • справочная литература;
  • научно-популярная литература;
  • пособия по отдельным темам;
  • художественная литература для детей;
  • материал для конструирования, лепки, рисования.
Многие задания, перфокарты и дидактические игры с целью самопроверки снабжены ответами или образцами.
Дидактический материал разработан так, что каждый ученик может работать с тем, что ему необходимо или что больше нравится.
Предваряет свободную самостоятельную учебную деятельность и завершает её, так называемый, рефлексивный круг. Учитель может использовать его в разных целях, в зависимости от ситуации. Именно здесь проектируются первые попытки осмыслить действительность.
Цели упражнений, которые проводятся в начале свободной самостоятельной деятельности, - настроить первоклассников на работу. Для этого можно провести:
  • настрой на работу; выработанный совместно с детьми особый ритуал начала работы; любимую игру или затею;
  • разговор с детьми о настроении, о чем-то интересном, что было вчера, в выходные дни или утром на уроках, о том, что волнует;
  • разговор о прошедшей самостоятельной деятельности;
  • прогноз на предстоящую работу;
  • при необходимости, презентацию нового дидактического материала или книги;
  • выработать правила успешной самостоятельной деятельности.
Ряд рефлексивных кругов направлен на развитие умения делать выбор (темы, материала, сложности заданий и т.п.). Дети, пришедшие в первый класс, часто затрудняются в ситуациях свободного выбора. Некоторые из них начинают советоваться друг с другом, подстраиваются под чужой вариант выбора, долго не могут определиться и часто меняют свое решение. Рефлексивные круги играют роль внешнего толчка, чтобы ребенок захотел сделать свой выбор.
Упражнения, направленные на формирование действий анализа, используются после выполнения учащимися заданий. Действия, проводимые учащимися, могут быть следующими:
  • фиксация выполнения работы,
  • анализ результатов своей работы,
  • соотнесение результатов с прогнозом,
  • сравнение собственных результатов и достижений товарищей,
  • объяснение результатов.
Следует обратить внимание на целенаправленное формирование этапов свободной самостоятельной деятельности. Помнить, что необходимо обучать, как действовать, как планировать деятельность, как ее осуществлять и вести контроль без посторонней помощи.
Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности, но особое внимание следует уделять рефлексивно-оценочной деятельности. Не жалеть время на проведение рефлексивных кругов, в ходе которых учитель использует упражнения, которые помогают учащимся осмысливать свои действия.
Так может выглядеть примерный план проведения свободной самостоятельной деятельности и результат проведенных рефлексивных упражнений:
Этапы(выполняемые действия) Вопросы, которые, как предполагается, возникают у учащихся после проведенных рефлексивных упражнений
Ориентация в ситуации:свободная самостоятельная деятельность начинается с того, что во время рефлексивного круга, который может длиться от 5 до 20 минут, в зависимости от выбранного упражнения, учитель настраивает учащихся на работу. Что такое самоподготовка, и к чему можно готовиться?Чем самоподготовка отличается от обычных уроков?
Анализ ситуации и самостоятельная постановка цели в виде промежуточных целей. Чем я буду сейчас заниматься?Что мне сейчас важнее?
Насколько мне это необходимо?
Обоснование детьми своего выбора(может проходить как со всеми детьми, так по группам или индивидуально, в зависимости от выбранных упражнений). Почему именно этим я буду сейчас заниматься?С какой целью я буду этим заниматься?
Что мне это даст?
Отсюда возникает потребность к следующему этапу – этапу планирования. Как долго по времени я буду этим заниматься?Сколько мне необходимо выполнить заданий, чтобы поупражняться?
Реализация намеченного плана.1. Определение порядка действий по составленному плану. С чего буду начинать?Почему?
2. Выбор содержания заданий по выбранной теме:а)
  • карточки,
  • перфокарты,
  • дидактические игры,
  • учебники разных авторов,
  • справочная литература,
  • научная литература,
б) по сложности
Чем я воспользуюсь, реализуя свою цель?Какой сложности задания я выберу?
3. Осмысление детьми заданий и оценка собственных сил. Смогу ли я выполнить это задание?
4. При необходимости, выбор помощи:
  • консультация учителя,
  • консультация товарища,
  • опора в виде схемы,
  • алгоритм рассуждений,
  • вариативность заданий.
Как я это сделаю?а) подойду за консультацией к учителю;
б) обращусь к товарищу;
в) буду ли пользоваться опорой или алгоритмом рассуждений;
г) воспользуюсь ли вариативностью заданий;
5. Выполнение работы учащимися. Самостоятельно.
6. Проверка результатов выполненной работы:
  • взаимопроверка,
  • самопроверка,
  • проверка учителем,
  • проверка учеником- консультантом,
  • воспользуюсь образцом,
  • воспользуюсь ответами.
Какой формой проверки я воспользуюсь?
7. Соотнесение результатов с собственным прогнозом.

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.07.13 | Просмотров: 732

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340