Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Оценка результатов экологического образования школьников - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Оценка результатов экологического образования школьников


Автор(ы): Сычёва Олеся Александровна, заместитель директора


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
На сегодняшний день экологическое образование можно рассматривать как активно развивающееся направление. Изменились и цели экологического образования – от формирования экологической ответственности до достижения учащимися экологической компетентности, комплексного интегрального качества личности, включающего экологическую культуру, коммуникативные, организационные навыки, навыки самореализации при осуществлении проектов, значимых для социоприродного окружения и т.п. Накоплен богатый потенциал форм, методов, средств и технологий осуществления экологического образования, в т.ч. «метод проектов», «технология критического мышления» и другие.
Однако оценка результатов учащихся по предмету «экология» осуществляется традиционным способом, не учитывается специфика и современное понимание «экологии» и «экологического образования» – метапредметность, универсальность, социоприродная направленность; не учитываются достижения учащихся, вовлеченных в практическую и проектную деятельность, имеющую социоприродную значимость.
В связи с этим возникла идея изменения системы оценки таким образом, чтобы учитывались не только традиционные когнитивные достижения, но и результаты практической деятельности учащихся. В основу идеи положены работы известных ученых И.Я. Лернера [1], В.П. Симонова и Е.Г. Черненко [2], А.Ю. Либерова, Н.А. Менчинской [3], А.В. Хуторского [4]. В ходе реализации идеи весь спектр возможных образовательных достижений учащихся был определенным образом классифицирован. В основу классификации положен уровень усвоения содержания учебного материала, при этом учитывалась целесообразность формирования, в первую очередь, общеучебных умений. Классификация представлена в таблице 1:
Таблица 1
Уровни усвоения Общеучебные результаты экологического образования школьников
Описательный (умение выполнять учебные задания ОПИСАТЕЛЬНОГО типа) – ОПИСЫВАЕТ и воспроизводит факты, сведения, законы, явления, версии, закономерности; их содержание, специфику, сходства и различия, смысл терминов и понятий; значение науки для решения задач, возникающих в жизни;
– различает факты и мнения;
– на основе внешних признаков сравнивает, классифицирует, обобщает, характеризует, описывает;
– приводит примеры факторов, явлений, законов и т.п.;
– способен извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, выявлять основную и второстепенную информацию; адекватно, подробно или сжато, выборочно передает содержание текста;
Объяснительный (умение выполнять задания ОБЪЯСНИТЕЛЬНОГО типа, навыки работы с информацией) – ОБЪЯСНЯЕТ сущность процессов и явлений, специфику, закономерности и т.п., необходимость учета норм и правил;
– устанавливает причинно-следственные связи возникновения и развития явлений;
– рассматривает различные мнения, точки зрения;
– выбирает источники информации, осуществляет их внешнюю и внутреннюю критику, анализ;
– представляет результаты изученного в форме конспекта, схемы, графика, таблицы и т.п.)
Уровень элементарной деятельности (характеризует умение выполнять задания ПРАКТИЧЕСКОГО типа – включает поступки, деятельность, коммуникативные и организационно-деятельностные умения) – ОСУЩЕСТВЛЯЕТ те или иные поступки, позитивные для социоприродного окружения (как природы, так и общества);
– заботится об окружающей социоприродной среде (реальная деятельность по улучшению экологической обстановки ближайшего окружения);
– осуществляет поиск, систематизацию, анализ и преобразование информации, представленной в различных знаковых системах (таблицы, графики, схемы, карты, текст), используя в том числе методы электронной обработки и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
– использует приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни;
– умеет применять знания на практике (показывать, проводить опыты, эксперименты, наблюдения, ухаживать, соблюдать правила, оценивать состояние);
– оценивает эстетический потенциал ближайшего социоприродного окружения и осуществляет деятельность по усилению его значимости;
– участвует в диспутах, дискуссиях, обсуждении экологических проблем, формулирует собственную позицию и аргументирует ее на основе знаний по экологии;
Уровень проектной деятельности (характеризует умение выполнять задания ПРОЕКТНОГО типа – включает все общеучебные умения, ценностно-смысловое самоопределение, самостимулирование, рефлексию) – ПРОЕКТИРУЕТ собственную траекторию решения экологических познавательных задач на основе личностного самоопределения в системе ценностей, включая формулирование проблемы и цели своей работы, определение адекватных экологическому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными экологическими знаниями, используя различные информационные технологии;
– составляет планы и тезисы статей различных жанров, создает творческие работы различных видов;
– определяет ключевые моменты диалога или дискуссии, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам, отстаивает ее, дает устную и письменную аргументированную оценку различных точек зрения и формулирует собственную позицию по отношению к обсуждаемым вопросам, явлениям, процессам, проблемам, фактам, используя экологические сведения, учитывая различные мнения и интегрируя идеи;
– участвует в групповой исследовательской работе, организовывая работу группы, представляя результаты индивидуальной и групповой работы в формах конспекта, реферата, сочинения, мини-исследования, исследовательского проекта, а также умеет публично презентовать результаты своей работы;
– умеет прогнозировать события, развитие процессов и результаты деятельности (понимать: «что произойдет, если…»); проводит экологические исследования социоприродного окружения, демонстрируя умение ставить задачи и организовывать собственную деятельность по их достижению без внешнего контроля и понуждения; самостоятельно создает алгоритмы деятельности при решении широкого круга проблем, в том числе творческого и поискового характера;
– занимает активную экологически целесообразную позицию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды, готов к экологически целесообразной деятельности, ведет пропаганду экологически целесообразного поведения.
Поскольку каждый последующий уровень образовательных достижений качественно выше предыдущего, целесообразно выразить это соотношение количественно:
Таблица 2
Описательный
1 – 3 балла
Объяснительный
4 – 6 баллов
Элементарная деятельность
7 – 9 баллов
Проектная деятельность
10 – 12 баллов
Баллы, набранные учащимися в ходе определенного этапа деятельности, суммируются, затем (при необходимости) переводятся в традиционную 5-балльную систему по следующему принципу: набравшие не менее 50% от максимального числа баллов, получают отметку «3», набравшие не менее 60% – отметку «4», и набравшие не менее 75% – отметку «5».
Апробация данной системы оценки осуществлялась на базе Областного многопрофильного лицея-интерната № 1 г. Читы в 8а и 8б классах в ходе реализации регионального компонента экологического образования по учебнику «Региональная экология» [5].
На подготовительном этапе эксперимента задания учебника были распределены на 4 группы в соответствии с таблицей 1. Частично результаты анализа и распределения представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровни заданий, представленных в учебнике
Описательный Объяснительный Элементарная деятельность Проектная деятельность
1 параграф задание 1 1 параграф тема для обсуждения 1, 2, задание 2
3 параграф тема для обсуждения 1 3 параграф задание 1
4 параграф тема для обсуждения 1 4 параграф задание 1
5 параграф тема для обсуждения 1 5 параграф задание 1, 2, 3, 4
Были разработаны дополнительные задания практического и проектного уровней. Эти образовательные достижения в течение года можно выявлять на предметном содержании, выбрав из комплекса заданий (таблица 6) или создав по аналогии свое (с учетом особенностей класса, социоприродного окружения школы).
Таблица 4
Элементарная деятельность Проектная деятельность
Выполнять практические задания, например, по уходу за цветами; осуществлению наблюдения в природе; Создать, оформить и реализовать (например, в рамках школьного конкурса проектов, НПК) проект, направленный на исследование, улучшение социоприродного окружения; проект социальной направленности (включающие постановку цели, разработку плана, оценку необходимых ресурсов и материалов, определение сроков, участников, ответственных, планирование результатов, презентацию проекта и его реализацию);
Принять участие в рейде по очистке территории; по озеленению класса, школы и т.п.;
Составить и оформить схему, таблицу, график, например, по одной из изучаемых тем для использования в учебном процессе;
Создать агитационные материалы (плакат, листовки) по какой-либо теме, возможно для внеклассного мероприятия "День Земли"; Принять участие в научно-практической конференции (различного уровня), подготовив исследовательскую работу на тему экологической направленности;
Подобрать литературные источники, например, по одной из изученных тем (включая Интернет-источники), грамотно их оформить; Подготовить статью, например, по теме "Проблемы сохранения растительного и животного мира в Забайкалье" и добиться ее издания в средствах массовой информации, в т.ч. в Интернет.
Написать и оформить реферативный доклад по понравившейся теме;
Принять участие в одном или нескольких этапах деятельности, связанных с использованием социоприродного окружения:– организовать и провести экологическую игру;
– принять участие в создании экологической тропы или организации ее работы;
– принять участие в экологическом походе, полевой практике;
– принимать участие в улучшении класса, школьного помещения и пришкольного участка.
Выполнить отдельный элемент проектной деятельности, например, в группе с распределением обязанностей – организовать презентацию проекта, составить список участников и ответственных за осуществление мероприятия и т.п.
Осуществлять виды деятельности, связанные с использованием социоприродного окружения:– инициировать создание и обеспечить активную работу экологической тропы, проведение экологических рейдов, десанта;
– инициировать создание экологических традиций, символики, проведение культурно-массовых мероприятий;
– участвовать в НОУ с работой на экологическую тему (осуществление проектной деятельности (практические, исследовательские работы), участие в экологических конференциях);
– инициировать и организовать улучшение школьного помещения и пришкольного участка, класса.
Были разработаны рекомендации педагогу для осуществления оценки результатов экологического образования:
  • подробно ознакомиться с предлагаемой классификацией образовательных достижений учащихся в области экологии;
  • определить уровень требований (описательный, объяснительный, элементарная деятельность, проектная деятельность), на который сможет выйти преподаватель в соответствии с условиями социоприродного окружения школы, уровнем учебных возможностей учащихся, а также со своими профессиональными и личностными характеристиками;
  • проанализировать цели, заложенные в программе, на предмет их соответствия содержанию курса и требованиям к его усвоению; при необходимости доработать их, отразив в образовательной программе;
  • проанализировать планируемые методы, приемы, средства, виды деятельности и формы организации обучения на предмет соответствия их целям и содержанию; при необходимости дополнить;
  • определить возможные результаты, которых могут достичь учащиеся в процессе обучения в соответствии с поставленными целями, на данном предметном содержании при использовании необходимых методов, средств и т.п. (Приложение 1);
  • познакомить учащихся с целями курса и результатами, которых они могут достичь;
  • вести накопительную систему оценки в баллах по итогам заданий и осуществляемых мероприятий, отслеживая и учитывая, в том числе, внеурочные достижения школьников в области экологического образования.
Составлена контрольная работа на основе заданий, предложенных Региональным стандартом по экологии [6], и дополнительно разработанных.
Далее, на основном этапе эксперимента, в течение 2007 – 2008 учебного года осуществлялось текущее и итоговое оценивание учащихся 8а по экспериментальной системе оценки, а 8б и по традиционной, результаты которой сообщались учащимся, и по экспериментальной (для последующего анализа учителем). Причем задания всем учащимся предлагались одинаковые.
В ходе работы учителем были отмечены следующие важные моменты. По мере привыкания учащихся экспериментального класса, да и самого учителя, к работе по новой системе оценки результатов экологического образования школьников, наблюдалось повышение интереса учащихся к такой работе, повышалась степень активности выбора учащимися уровня выполняемого задания. Ситуация выбора всегда ставит взрослого человека, а тем более ребенка, в нелегкую ситуацию предварительной оценки своих сил, возможностей, склонностей. Поэтому можно говорить об определенном воспитательном значении данной работы. Диагностика, проведенная учителем, позволила выявить некоторые закономерности, говорящие в пользу данной системы оценки:
У учащихся экспериментального класса динамика выбора изменяется в пользу заданий более высокого уровня, оценивающихся, соответственно, более высоко. У учащихся контрольного класса такой закономерности выявить не удалось, поскольку за выполнение задания любого уровня ставились одинаковые баллы. Здесь изменения обусловлены, в первую очередь, содержанием задания, степенью его доступности, привычности и понятности.
Динамика выбора заданий учащимисч экспериментального класса
Динамика выбора заданий учащимисч контрольного класса
Результаты диагностики дополняют данные анкетирования, проведенного среди учащихся. Один из вопросов звучал следующим образом: «В сит...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1900

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340