Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Сказочный мир театра
Автор(ы): Васильева Марина Валерьевна, Воспитатель; Красавина Юлия Федоровна, старший воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть? Ну что ж, предлагаем поиграть в сказку, и, надеемся, тебе, малыш, это принесет радость. Выражение “сказочный мир детства” - не пустые слова. В жизни ребенка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Разве взрослый человек поверит, что курочка может снести яичко не простое, а золотое, или будет мечтать о волшебной палочке, которая решит все его проблемы? Конечно, нет. А вот ребенок убежден, что стоит взмахнуть этой волшебной палочкой, и случится чудо, остается только эту палочку найти, ведь в ее существовании малыш даже не сомневается; просто лежит где-то, и никто не догадывается, что палочка-то волшебная, и проходят мимо своего счастья. Мы взрослые, говоря о “сказочном мире детства”, ошибочно полагаем, что сказочное детство оттого и делает детей счастливыми, что нет у них ни забот, ни хлопот, ни проблем взрослых. Живи себе да радуйся! Однако у детей трудностей не меньше, чем у их мам и пап, и зачастую мы их не замечаем, потому что ребенок сам находит выход из положения. Что же порой помогает ему преодолеть эти: трудности? Подсознательно с ребенком всегда вера в то, что все закончится очень хорошо, а успокоит его мысль о том, что добро обязательно победит, а зло будет наказано. Педагоги и психологи подтверждают существование особого психологического мира ребенка. Воплощение такого нестандартного для взрослого человека мышления ребенок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Например, кошка в кукольном театре может быть размером с елку, а заяц будет держать в лапах неправдоподобно огромную морковку. Ребенок не видит в этом ничего неправильного, это соответствует его видению мира. Итак, сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном мире театра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр! Сказочный мир театра - страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр - благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры - вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр. Возьмите на себя любую из этих ролей, и вы тоже станете волшебником! Это в ваших силах! Стоит только взмахнуть волшебным платком, и все вокруг преобразится: оживет сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, все озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные превращения. В созданной нами волшебной стране появятся образы доброго и простодушного Мишки, хитрой Лисы и робкого Зайчика, озорного и веселого Петрушки. И все они обязательно подружатся между собой, ведь в сказке не может быть иначе. Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка-дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной для них форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства. Сказочные представления в театре вводят ребенка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребенок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. В своей работе с детьми уже в младшем дошкольном возрасте знакомим со многими русскими народными сказками. Это знакомство происходит и на страницах книг, и при просмотре мультфильмов, сказок-экранизаций. А также предоставляем детям еще одну возможность познакомиться поближе и искренне полюбить такие близкие и важные для них сказки - через театр. Маленьким актерам и юным зрителям еще роднее станут “Теремок”, “Козлята и волк”, “Колобок”, “Петух и бобок”, “Заюшкина избушка” и многие другие сказки. Каждый день, используя в работе чтение художественной литературы, чтение сочетаем с мимикой. Кроме того, стихи используем ежедневно при общении с детьми. Прочитанное становится понятным, если оно достаточно хорошо иллюстрировано. С этой целью используем перчаточный театр игрушек, одновременно создаём зрительные образы, демонстрируя способы их эмоциональной выразительности и игры. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а с 5-6 лет постепенно готовит руку к письму. С самого раннего возраста показываем детям спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены ... на одной или двух руках. Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. А также с помощью перчаточных кукол разыгрываем различные сценки на злободневные темы, используем их в качестве смешных помощников на занятиях, ставим различные спектакли и даже эстрадные номера. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться. Принимать различные позы, удивляться, ныть и смотреть “букой”. Все, что может испытывать ребенок, может выражать такая кукла. Играть можно как с одной куклой, так и с целым театром. Надеваю куклу на руку - и в жизнь входит сказка. Возможности этих кукол безграничны. В самом маленьком возрасте используем простые спектакли с одним действующим персонажем. Это может быть, например, котенок, с которым что-то происходит и он, от избытка чувств, поет и танцует, грустит и ликует. От такого представления не откажется ни один ребенок! Дети поменьше воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают ее. Она может быть капризулькой, и малыш будет обучать ее хорошим манерам и кормить кашей. Мы с удовольствием показываем спектакли на пальчиках, используя в качестве сценария как хорошо знакомые сказки, так и самостоятельно придуманные истории. Перчаточным куклам присуще еще одно очень важное качество: ребенок легко отождествляет себя с куклой и воспринимает “говорящую” куклу как живое, одушевленное существо. Известно, что такие куклы могут оказать более эффективное педагогическое воздействие, чем родители и педагоги. Терапевтическое воздействие, оказываемое куклами на внутренний мир ребенка неоспоримо и уникально. Читая стихотворные тексты, подключаем по возможности детей к игре. Они активно участвуют в диалоге с взрослым, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры. Сначала ребенок видит маленький спектакль в руках воспитателя, а затем появляется желание взять персонажей в свои руки и заговорить от их имени. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом. Для этого, прежде всего, необходима правильная организация театрализованных игр. Ежедневно в своей работе включаем театрализованные игры во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры; максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Играя, ребенок забывает обо всем. Он забывает о реальном мире, в котором живет. Все его сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребенок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры. Резкий и агрессивный - станет тихоней и почувствует агрессию на себе. Куклы помогают ребенку перевоплотиться, встать на место другого человека. Игры драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывaeт историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это очень важно для познавательного и эмоционального развития. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку. Некоторые упражнения с детьми начинаем проводить с младшей группы. Проводить лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Дети в восторге от того, как воспитатель вводит персонажей, как говорит, действует за них. И предлагает им поиграть так же. Для упражнений используем высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Желающих высказываться и слушать, как правило, немало. Усложняем упражнение - дети по очереди попросятся в домик несколько мышек. Кто жалобнее скажет? А потом они же - за волка. Кто похож больше? Остальные, конечно, сгорают от нетерпения, желая выступить. Позволяем это сделать всем. Но прежде объявляем конкурс - кто лучше? Победителю - аплодисменты. Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют, как герои сказок. Обращаем их внимание на некоторые способы вождения персонажей и разрешаем попробовать самим. Остальные также будут имитировать ролевые движения. Привлекаем внимание детей к лучшему исполнению. Десять минут таких упражнений удовлетворят желание ребят участвовать в игре, доставят им радость. Кроме т...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.07.19 | Просмотров: 1067
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|