√лавна€ / ћетодические материалы / ѕреподавание географии

јзиатско-тихоокеанское направление во внешнеполитической де€тельности –оссии. ƒальний ¬осток, ’абаровский край в системе региональных св€зей ј“–


јвтор(ы): Ѕрехова “ать€на Ѕорисовна, учитель географии

 лючевой момент педагогической технологии: семинар–обсуждение.
”рок–семинар – сложна€ в методическом отношении форма проведени€ урока, требующа€ от учител€ и учащихс€ тщательной подготовки.
ƒанный семинар характеризуетс€ следующими признаками:
1. ќб€зательна€ предварительна€ подготовка учащихс€ на основе изучени€ дополнительной литературы.
2. ”стные сообщени€ учащихс€.
3.  оллективное обсуждение вопросов.
¬ ходе данного семинара учащиес€ осваивают мыслительные операции: анализ – синтез – абстрагирование – конкретизаци€ – обобщение – сравнение и формируют собственную точку зрени€.
“ребование к учителю:
1. ќтношение к ученику как к равному партнЄру.
2. ”важение самосто€тельного "строительства" знаний учеников, с помощью многообразных мнений и подходов.
”чебно–воспитательные цели:
1. ќценка перспектив развити€ отношений сторон ј“– и ƒальнего ¬остока, на основе различных источников информации.
2. ќтработка умений систематизировать материал, сопоставл€ть, делать прогнозы, моделировать ситуации.
3. ¬оспитание чувства патриотизма к дальневосточному краю, своей ћалой –одине.
ќборудование:
1. ѕолитическа€ карта мира.
2. Ёкономическа€ карта ’абаровского кра€.
3. ”чебные атласы дл€ 10 и 9 классов.
ћатериалы дл€ подготовки вопросов семинара.
¬опросы Ћитература
1. „то такое ј“– и ј“Ё— и почему мы сегодн€ говорим именно об этой группировке? 1. ∆урнал УЁхо планетыФє48–2000г.
2. ∆урнал У√еографи€ в школеФє2–95г.,є2–98г.
3. ¬.ѕ.ћаксаковский.ѕособие дл€10 класса УЌовое в цифрах и фактахФ
4. »нформационный журнал Уƒальний ¬остокФ 1998,2000гг.
2.  акова роль –оссии и ƒальнего ¬остока в интеграционных процессах ј“–Ш 1. ∆урнал УЁхо планетыФє1–2001г.,є48–2000г.
2. ∆урнал У√еографи€ в школеФє2–95,є2–98гг.
3. »нформационный журнал Уƒальний ¬остокФ 1999,2000гг.
3.  аковы перспективы торгово–экономического взаимодействи€ японии и ƒальнего ¬остока? 1. »нформационный журнал Уƒальний ¬остокФ 1998,2001гг.
2. ”чебник Ућирова€ экономика зарубежных странФ.
3. ».ѕ.–одионов У—траны мираФ.ѕособие по географии.
4. ”спехи  итайской реформы грандиозны, как складываютс€ внешне – экономические св€зи с ƒальневосточным регионом? 1. ∆урнал УЁхо планетыФє6–2001г,є–40–1999г.
2. ∆урнал У√еографи€ в школеФє2–1998г.
3. »нформационный журнал Уƒальний ¬остокФ 1999,2001гг.
4. ».ѕ.–одионов У—траны мираФ ѕособие по географии.
5. ћногие утверждают, что XXI век будет периодом расцвета ј“–.  акова ваша точка зрени€?  акое место отведЄте ƒальнему ¬остоку и ’абаровскому краю в этой группировке? 1. ∆урнал У√еографи€ в школеФє1–1997,є2–1995г.
2. »нформационный журнал Уƒальний ¬остокФ1999,2000,2001гг.
3. √азета Уѕриамурские ведомостиФє244,245–2000г.
4. »нформационное пособие У«емл€ ’абаровска€Ф.
’од урока.
¬водна€ часть.

–абота€ на уроке, учащиес€ должны ответить на вопрос:
 акие перспективы имеет ƒальний ¬осток, ’абаровский край в развитии ј“–Ш
¬ результате обсуждени€ вопросов помимо записей, подготовленных к семинару, у каждого учащегос€ в тетради должна по€витьс€ таблица, которую они заполн€ют во врем€ обсуждени€ вопросов семинара.
–азвитие ƒальнего ¬остока в јзиатско–тихоокеанском регионе.

„то способствует перспективному развитию? „то сдерживает развитие региона?
¬опросы семинара:
1. „то такое ј“– и ј“Ё— и почему мы сегодн€ говорим именно об этой группировке?
2.  акова роль –оссии, ƒальнего ¬остока в интеграционных процессах ј“–Ш
3.  аковы перспективы торгово–экономического взаимодействи€ японии и ƒальнего ¬остока? (ѕриложение є1)
4.  ак складываютс€ внешние экономические св€зи  итайской народной республики с ƒальневосточным регионом?
5. ћногие утверждают, что XXI век будет периодом расцвета ј“–.  акова ваша точка зрени€? Ѕудут ли в этом регионе жесткие св€зи, как в ≈вропе, или получат развитие принципы свободной торговли.  акое место отведЄте ƒальнему ¬остоку, ’абаровскому краю в этой группировке?
ѕредполагаемый ответ на первый вопрос.
ѕоказыва€ на политической карте мира страны ј“–
(— 1989 года входит 21 страна, в 1997 году вошла –осси€), учащийс€ отвечает на вопросы: 1.ѕочему так долго –оссию не принимали в ј“–Ш (–осси€ €вно не отвечала экономическим критери€м членства этой организации, торговл€ в суммарном объЄме со странами ј“– составл€ла меньше 1%).
2. ѕочему мы сегодн€ говорим об этой группировке? (Ћюдской потенциал 44%, огромный природно–ресурсный потенциал (–осси€,  Ќ–, јвстрали€, „или,  анада), экономический потенциал(50% продукции мирового хоз€йства дают япони€, Ќ»—,  Ќ–), пр€мые инвестиции, межфирменное партнЄрство стран).
–оль стран ј“– в мировом хоз€йстве посто€нно увеличиваетс€ (япони€ – 2 экономическа€ держава,  Ќ– – 7 место в экономике мира), стабилизируетс€ экономика Ќ»—, ƒальний ¬осток имеет св€зи с ј“– через сухопутные, морские границы (особенности Ё√ѕ) не могут оставатьс€ в стороне от стран ј“– и прилагают усили€ к восстановлению экономики. (”чащиес€ заполн€ют таблицу в течение минуты). ќтветы на вопросы в данных материалах урока излагаютс€ кратко. ѕри их обсуждении в ходе семинара таблица будет гораздо подробнее.
ѕредполагаемый ответ на второй вопрос.
ѕри обсуждении второго вопроса необходимо подчеркнуть, что роль –оссии в интеграционных вопросах невелика.
¬ ј“– реализуетс€ подход открытого регионализма:
1. —нимают ограничение на движение товаров.
2. —тимулируют внерегиональные экономические св€зи.
3. »меетс€ доступ к технической и коммерческой информации.
4. ¬озможность пр€мых контактов с фирмами.
5. ћожно эффективно решать проблемы развити€ морского, железнодорожного, авиа, трубопроводного транзита.
6. –асширение экспорта военно–технической и гражданской техники в страны  Ќ–, Ќ»—.
ƒополнительный вопрос:  акие позиции в этом вопросе отвод€тс€ ƒальнему ¬остоку?
а) наличие выгодного Ё√ѕ;
б) транспортна€ инфраструктура (“ранссиб, ’абаровский аэропорт международного значени€, морские транспортные узлы (Ќаходка, ¬ладивосток, ¬анино, порт ¬осточный);
в) наличие природно–ресурсного потенциала, превышающего свои ƒальневосточные потребности;
г) разрыв св€зей с ≈вропейской частью, бывшими республиками ———– УзаставилиФ ƒальневосточный регион пересмотреть внешнеэкономические св€зи со странами ј“– и превратить их из факторов дополн€ющих в жизненно важные;
д) в ƒальневосточном регионе переключились на импорт товаров народного потреблени€ ( одежда, питание),что привело к см€гчению напр€женности в регионе;
е) основные морские порты –оссии на ƒальнем ¬остоке;
ж) в насто€щее врем€ основными формами сотрудничества ƒальнего ¬остока со странами ј“– €вл€ютс€: внешн€€ торговл€ и совместные предпри€ти€.
(учащиес€ заполн€ют таблицу в течение минуты).
ѕредполагаемый ответ на третий вопрос.
ѕри обсуждении третьего вопроса необходимо обратить внимание учащихс€ на развитие внешней торговли ƒальнего ¬остока с японией, котора€ имеет положительную динамику: меньше экспорта и больше импорта. Ќеобходимо проанализировать таблицу (ѕриложение є1)ФЁкспорт и импорт японииФ.
ƒополнительный вопрос: „ем можно объ€снить спад в экспорте €понской продукции? (Ёкономический кризис в –оссии, япони€ – наш большой кредитор, проблема северных  урильских островов).
японска€ поговорка гласит: УЅлизкий сосед важнее дальних родственниковФ
ƒополнительный вопрос:  акие формы сотрудничества и взаимодействи€ япони€ и ƒальний ¬осток развивают и используют?
1. —оздание генеральных консульств.
    2. ќказание кредитов.
    3. —оздание €понских центров.
    4. ќбразование венчурного фонда. (—одействие малым и частным предпри€ти€м).
    5. ќказание технического взаимодействи€.
    6. ќбмен между общественными организаци€ми ƒальнего ¬остока и японских префектур. (√орода–побратимы).
    7. ќказание гуманитарной помощи.
    8. ќсобое место занимает " ѕрограмма содействи€ регионам ƒальнего ¬остока" (консультирование, семинары, переобучение военнослужащих).
    (”чащиес€ заполн€ют таблицу в течение минуты).
    ѕредполагаемый ответ на четвЄртый вопрос.
    ќбсужда€ четвертый вопрос, учащиес€ отмечают стабильность отношений –оссии и  Ќ–, и нестабильность с японией. — 1993 года наблюдаетс€ бурный рост внешних экономических св€зей, торговли ( Ќ– – 2 зарубежный партнер –оссии после √ермании ). ƒол€ ƒальнего ¬остока в экспорте –оссии в  Ќ– – 20% , импорте – 13% ).
    ƒополнительный вопрос: „ем объ€сн€етс€ бурный рост внешнеэкономических св€зей?
  1. Ќаличие природно–ресурсного интереса дл€  Ќ–.
  2. ¬озможности увеличени€ экспорта в  Ќ– товаров промежуточного спроса (машин, оборудовани€, удобрений, проката чЄрных металлов).
  3. ќстрый дефицит товаров народного потреблени€ на ƒальнем ¬остоке.
ƒополнительный вопрос:  аковы перспективы 2–х стороннего сотрудничества?
1. »нвестирование иностранного капитала.
2. јктивизаци€ строительства моста через р.јмур (г.Ѕлаговещенск).
3. ћодернизаци€ системы пограничных переходов между странами.
4. —овершенствование системы кредитно– финансовых отношений (–егиобанк–’абаровск, Ѕанк  Ќ–– ’арбин).
5. »спользование трудовых ресурсов на ƒальнем ¬остоке.
6. —оздание совместных предпри€тий.
(”чащиес€ заполн€ют таблицу в течение минуты).
ѕредполагаемый ответ на п€тый вопрос.
ќбсужда€ п€тый вопрос, необходимо отметить, что в XXв.—Ўј развивались самосто€тельно (≈вропа, ———– после 2 мировой войны ослабли), а в конце XXв.по€вились новые дл€ них конкуренты – азиатские страны. Ќачинаетс€ совсем друга€ истори€, где нет самосто€тельного развити€ отдельных стран, а экономика становитс€ общепланетарной, т...

¬Ќ»ћјЌ»≈!
“екст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

„тобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

¬аш id: ѕароль:

–≈√»—“–ј÷»я Ќј —ј…“≈

ѕроста€ ссылка на эту страницу:
—сылка дл€ размещени€ на форуме:
HTML-гиперссылка:

ƒобавлено: 2015.07.20 | ѕросмотров: 722

ѕри использовании материалов сайта, активна€ ссылка на AREA7.RU об€зательна!