Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Азиатско-тихоокеанское направление во внешнеполитической деятельности России. Дальний Восток, Хабаровский край в системе региональных связей АТР


Автор(ы): Брехова Татьяна Борисовна, учитель географии

Ключевой момент педагогической технологии: семинар–обсуждение.
Урок–семинар – сложная в методическом отношении форма проведения урока, требующая от учителя и учащихся тщательной подготовки.
Данный семинар характеризуется следующими признаками:
1. Обязательная предварительная подготовка учащихся на основе изучения дополнительной литературы.
2. Устные сообщения учащихся.
3. Коллективное обсуждение вопросов.
В ходе данного семинара учащиеся осваивают мыслительные операции: анализ – синтез – абстрагирование – конкретизация – обобщение – сравнение и формируют собственную точку зрения.
Требование к учителю:
1. Отношение к ученику как к равному партнёру.
2. Уважение самостоятельного "строительства" знаний учеников, с помощью многообразных мнений и подходов.
Учебно–воспитательные цели:
1. Оценка перспектив развития отношений сторон АТР и Дальнего Востока, на основе различных источников информации.
2. Отработка умений систематизировать материал, сопоставлять, делать прогнозы, моделировать ситуации.
3. Воспитание чувства патриотизма к дальневосточному краю, своей Малой Родине.
Оборудование:
1. Политическая карта мира.
2. Экономическая карта Хабаровского края.
3. Учебные атласы для 10 и 9 классов.
Материалы для подготовки вопросов семинара.
Вопросы Литература
1. Что такое АТР и АТЭС и почему мы сегодня говорим именно об этой группировке? 1. Журнал “Эхо планеты”№48–2000г.
2. Журнал “География в школе”№2–95г.,№2–98г.
3. В.П.Максаковский.Пособие для10 класса “Новое в цифрах и фактах”
4. Информационный журнал “Дальний Восток” 1998,2000гг.
2. Какова роль России и Дальнего Востока в интеграционных процессах АТР? 1. Журнал “Эхо планеты”№1–2001г.,№48–2000г.
2. Журнал “География в школе”№2–95,№2–98гг.
3. Информационный журнал “Дальний Восток” 1999,2000гг.
3. Каковы перспективы торгово–экономического взаимодействия Японии и Дальнего Востока? 1. Информационный журнал “Дальний Восток” 1998,2001гг.
2. Учебник “Мировая экономика зарубежных стран”.
3. И.П.Родионов “Страны мира”.Пособие по географии.
4. Успехи Китайской реформы грандиозны, как складываются внешне – экономические связи с Дальневосточным регионом? 1. Журнал “Эхо планеты”№6–2001г,№–40–1999г.
2. Журнал “География в школе”№2–1998г.
3. Информационный журнал “Дальний Восток” 1999,2001гг.
4. И.П.Родионов “Страны мира” Пособие по географии.
5. Многие утверждают, что XXI век будет периодом расцвета АТР. Какова ваша точка зрения? Какое место отведёте Дальнему Востоку и Хабаровскому краю в этой группировке? 1. Журнал “География в школе”№1–1997,№2–1995г.
2. Информационный журнал “Дальний Восток”1999,2000,2001гг.
3. Газета “Приамурские ведомости”№244,245–2000г.
4. Информационное пособие “Земля Хабаровская”.
Ход урока.
Вводная часть.

Работая на уроке, учащиеся должны ответить на вопрос:
Какие перспективы имеет Дальний Восток, Хабаровский край в развитии АТР?
В результате обсуждения вопросов помимо записей, подготовленных к семинару, у каждого учащегося в тетради должна появиться таблица, которую они заполняют во время обсуждения вопросов семинара.
Развитие Дальнего Востока в Азиатско–тихоокеанском регионе.

Что способствует перспективному развитию? Что сдерживает развитие региона?
Вопросы семинара:
1. Что такое АТР и АТЭС и почему мы сегодня говорим именно об этой группировке?
2. Какова роль России, Дальнего Востока в интеграционных процессах АТР?
3. Каковы перспективы торгово–экономического взаимодействия Японии и Дальнего Востока? (Приложение №1)
4. Как складываются внешние экономические связи Китайской народной республики с Дальневосточным регионом?
5. Многие утверждают, что XXI век будет периодом расцвета АТР. Какова ваша точка зрения? Будут ли в этом регионе жесткие связи, как в Европе, или получат развитие принципы свободной торговли. Какое место отведёте Дальнему Востоку, Хабаровскому краю в этой группировке?
Предполагаемый ответ на первый вопрос.
Показывая на политической карте мира страны АТР
(С 1989 года входит 21 страна, в 1997 году вошла Россия), учащийся отвечает на вопросы: 1.Почему так долго Россию не принимали в АТР? (Россия явно не отвечала экономическим критериям членства этой организации, торговля в суммарном объёме со странами АТР составляла меньше 1%).
2. Почему мы сегодня говорим об этой группировке? (Людской потенциал 44%, огромный природно–ресурсный потенциал (Россия, КНР, Австралия, Чили, Канада), экономический потенциал(50% продукции мирового хозяйства дают Япония, НИС, КНР), прямые инвестиции, межфирменное партнёрство стран).
Роль стран АТР в мировом хозяйстве постоянно увеличивается (Япония – 2 экономическая держава, КНР – 7 место в экономике мира), стабилизируется экономика НИС, Дальний Восток имеет связи с АТР через сухопутные, морские границы (особенности ЭГП) не могут оставаться в стороне от стран АТР и прилагают усилия к восстановлению экономики. (Учащиеся заполняют таблицу в течение минуты). Ответы на вопросы в данных материалах урока излагаются кратко. При их обсуждении в ходе семинара таблица будет гораздо подробнее.
Предполагаемый ответ на второй вопрос.
При обсуждении второго вопроса необходимо подчеркнуть, что роль России в интеграционных вопросах невелика.
В АТР реализуется подход открытого регионализма:
1. Снимают ограничение на движение товаров.
2. Стимулируют внерегиональные экономические связи.
3. Имеется доступ к технической и коммерческой информации.
4. Возможность прямых контактов с фирмами.
5. Можно эффективно решать проблемы развития морского, железнодорожного, авиа, трубопроводного транзита.
6. Расширение экспорта военно–технической и гражданской техники в страны КНР, НИС.
Дополнительный вопрос: Какие позиции в этом вопросе отводятся Дальнему Востоку?
а) наличие выгодного ЭГП;
б) транспортная инфраструктура (Транссиб, Хабаровский аэропорт международного значения, морские транспортные узлы (Находка, Владивосток, Ванино, порт Восточный);
в) наличие природно–ресурсного потенциала, превышающего свои Дальневосточные потребности;
г) разрыв связей с Европейской частью, бывшими республиками СССР “заставили” Дальневосточный регион пересмотреть внешнеэкономические связи со странами АТР и превратить их из факторов дополняющих в жизненно важные;
д) в Дальневосточном регионе переключились на импорт товаров народного потребления ( одежда, питание),что привело к смягчению напряженности в регионе;
е) основные морские порты России на Дальнем Востоке;
ж) в настоящее время основными формами сотрудничества Дальнего Востока со странами АТР являются: внешняя торговля и совместные предприятия.
(учащиеся заполняют таблицу в течение минуты).
Предполагаемый ответ на третий вопрос.
При обсуждении третьего вопроса необходимо обратить внимание учащихся на развитие внешней торговли Дальнего Востока с Японией, которая имеет положительную динамику: меньше экспорта и больше импорта. Необходимо проанализировать таблицу (Приложение №1)”Экспорт и импорт Японии”.
Дополнительный вопрос: Чем можно объяснить спад в экспорте японской продукции? (Экономический кризис в России, Япония – наш большой кредитор, проблема северных Курильских островов).
Японская поговорка гласит: “Близкий сосед важнее дальних родственников”
Дополнительный вопрос: Какие формы сотрудничества и взаимодействия Япония и Дальний Восток развивают и используют?
1. Создание генеральных консульств.
    2. Оказание кредитов.
    3. Создание японских центров.
    4. Образование венчурного фонда. (Содействие малым и частным предприятиям).
    5. Оказание технического взаимодействия.
    6. Обмен между общественными организациями Дальнего Востока и Японских префектур. (Города–побратимы).
    7. Оказание гуманитарной помощи.
    8. Особое место занимает " Программа содействия регионам Дальнего Востока" (консультирование, семинары, переобучение военнослужащих).
    (Учащиеся заполняют таблицу в течение минуты).
    Предполагаемый ответ на четвёртый вопрос.
    Обсуждая четвертый вопрос, учащиеся отмечают стабильность отношений России и КНР, и нестабильность с Японией. С 1993 года наблюдается бурный рост внешних экономических связей, торговли (КНР – 2 зарубежный партнер России после Германии ). Доля Дальнего Востока в экспорте России в КНР – 20% , импорте – 13% ).
    Дополнительный вопрос: Чем объясняется бурный рост внешнеэкономических связей?
  1. Наличие природно–ресурсного интереса для КНР.
  2. Возможности увеличения экспорта в КНР товаров промежуточного спроса (машин, оборудования, удобрений, проката чёрных металлов).
  3. Острый дефицит товаров народного потребления на Дальнем Востоке.
Дополнительный вопрос: Каковы перспективы 2–х стороннего сотрудничества?
1. Инвестирование иностранного капитала.
2. Активизация строительства моста через р.Амур (г.Благовещенск).
3. Модернизация системы пограничных переходов между странами.
4. Совершенствование системы кредитно– финансовых отношений (Региобанк–Хабаровск, Банк КНР– Харбин).
5. Использование трудовых ресурсов на Дальнем Востоке.
6. Создание совместных предприятий.
(Учащиеся заполняют таблицу в течение минуты).
Предполагаемый ответ на пятый вопрос.
Обсуждая пятый вопрос, необходимо отметить, что в XXв.США развивались самостоятельно (Европа, СССР после 2 мировой войны ослабли), а в конце XXв.появились новые для них конкуренты – азиатские страны. Начинается совсем другая история, где нет самостоятельного развития отдельных стран, а экономика становится общепланетарной, т...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.07.20 | Просмотров: 715

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!