Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Из опыта работы по методу непрерывной передачи знаний
Автор(ы): Чеппе Инесса Валентиновна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Классно-урочная система, которая является в текущем моменте основной формой организации учебного процесса, превратилась в главный тормоз развития всей системы образования. В классе 25–30 учащихся. Учитель планирует работу по своему учебному предмету, вовсе не планирует высокого уровня знаний по этому предмету каждым учеником. Планируется не индивидуальная работа с каждым ребёнком и достижение каждым высокого уровня знаний, а составляются тематические и поурочные планы прохождения учебного материала, различные виды самостоятельных и контрольных работ, которые в целом должны обеспечить разнообразие методов обучения. Между технологией и методикой есть существенное различие. Технология предполагает такую переработку материала, чтобы, в конечном счёте, получился продукт заданных качеств. В учебном процессе, согласно традиционной методике, планируется работа с классом, а не с каждым учеником в отдельности. При таком планировании класс, как целое, продвигается вперёд, а отдельные ученики могут отставать, что и происходит на самом деле. Чем обширнее и сложнее становится программа обучения, тем чаще и сильнее происходит отставание учащихся, по самым разным причинам. Отставание, недоучивание детей становится нормой школьной жизни для значительной части учащихся, и что самое страшное, с этим смирились учителя, а это –тупиковая ситуация, которая требует немедленного решения. Своевременное изучение, полнота знаний, высокий качественный уровень овладение изучаемым материалом превращается из общего правила, из нормы – в исключение. И, естественно, учитель опять в поиске. Как учить? Нам известны авторские методики, принесшие популярность Шаталову В.Ф., Хазанкину А.С. и других авторов. Эти методики освоены многими учителями и успешно применяются, точнее их элементы. Технология коллективного способа обучения, автором и проводником в жизнь которой является Дьяченко В.К., впитала в себя всё лучшее из этих методик, и показала совершенно новый подход к обучению, а именно, непрерывную передачу знаний. Новый способ обучения должен строиться не только на сотрудничестве и взаимопомощи учащихся, но может быть, ещё в большей мере на самостоятельной работе учащихся с учебником, книгой, программой (составленной именно для него), карточкой и т. д. Эта технология позволяет приучать учащихся систематически изучать новые темы самостоятельно и прибегать к помощи учителя, только в тех случаях, когда в этом есть необходимость. Таким образом, коллективизм и самостоятельная работа с книгой – это два непрерывных вида деятельности одного и того же учебно-воспитательного процесса. Если такой учебно –воспитательный процесс в школе появится, то это будет гарантией её выхода из кризиса. Таким образом, новая технология предоставляет возможность: - учить детей в соответствии с их способностями, их трудолюбием, желанием, интересами;
- вести обучение в естественных условиях, без принуждения, без искусственной спешки и торможения;
- решить задачу подготовки детей к содержательному общению и плодотворной работе друг другом.
Пример наиболее часто используемого алгоритма работы на уроке. 1.Используя опорный конспект, ученик (или учитель) излагает новую тему тому, кто приступает к её изучению. Золотое правило: как можно меньше слов, и как можно больше информации, необходимой в данной ситуации. Конечно, эти качества не вырабатываются сразу и не передаются по наследству. 2. Ученик, получивший новую тему, перерисовывает опорный конспект и ставит вопросы своему ученику –преподавателю. 3. Ученик читает соответствующий текст ( по изучаемой теме) в учебнике и ищет ответы, сформулированные в программе- вопроснике, готовится на них отвечать. 4. Обучаемый отвечает ученику –преподавателю на его вопросы и на вопросы программы-вопросника, излагает новый материал по опорному конспекту своему “учителю”. Идёт проверка готовности к преподаванию (теперь есть два учителя). 5. Решаются, указанные в программе-вопроснике, задачи самый трудоёмкий и продолжительный этап, предполагающий наличие большого количества дидактического материала с образцами решений. 6. Проверяются решения устных и письменных задач и примеров, ведётся обучение новой теме тех, кто берётся за её изучение. Контроль! Хорошо учатся ни те, кто умнее, а те, кого приучили к самоконтролю. 7. Проводится контрольная работа с последующей сдачей зачёта, выполняются дополнительные задания при необходимости, а также решаются более сложные задачи. Необходимо точно определить, что и когда делает ученик, успешно завершивший работу над темой. У него есть три варианта дальнейших действий: 1) подготовить к контрольной работе очередника; 2) продвигаться вперёд по программе; - обучать по каждой новой теме, которой он владеет, того из учеников, кто следует за ним вплотную.
Учебник, программа- вопросник и опорные конспекты –единый комплекс учебно-методических материалов. Обучение учеников друг другом система гибкая и подвижная, она сочетает возможности дорогостоящего, индивидуального обучения с малоэффективным традиционным. Согласно новой технологии, ко всем учащимся предъявляются одни и те же требования, все они должны быть проверены по каждому разделу изучаемой науки, но организация этой проверки, конкретные условия, в которых проверка происходит, могут быть различными. Чтобы всех учеников сравнительно быстро проверить и получить о каждом наиболее полную информацию, которая необходима для эффективного последующего обучения, нужно немалое искусство. Но это не даёт основания путать искусство, в котором многое учителю подсказывает его интуиция, с технологией, которая строится на научной основе, хотя её осуществление может оказаться более или менее искусным, мастерским или, напротив безыскусным, грубым. Приступая к работе, необходимо освоить частные методики, позволяющие качественно изменить подход к изучению любой темы. Блок: “Неравенства” – 44ч Основная цель: выработать умения решать неравенства первой степени с одним неизвестным, линейные неравенства и системы неравенств. Темы блока: 1. Линейные неравенства с одним неизвестным.. 2.Неравенства второй степени с одним неизвестным. 3. Рациональные неравенства. Под блок №1 “Линейные неравенства с одним неизвестным” – 13ч План прохождения под блока: - Лекция ( с повтором на 8 уроках ),П.В. -1.
- Семинарские занятия ( работа в группах ).
- Тренажёры:
ВТ № 11-25- контроль учителя (№ 23-25), ВОЗ-1 № 27-29 – взаимоконтроль, ВОЗ –2 № 34-44 – выборочный контроль, ВОЗ –3 № 49-62- самоконтроль. - Тест.
- И.З. ( по необходимости)
- Зачёт
(контрольная работа, собеседование по П.В. –1, работа в качестве консультанта). Под блок №3 “Рациональные неравенства” - План прохождения под блока № 3: - Лекция, П. В. –3.
- Работа с учебным текстом.
- Тренажёры:
ВОЗ –1 ( № 127-133) – проверка по решебнику; ВОЗ – 2 ( № 137-149)- взаимоконтроль;
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.07.23 | Просмотров: 789
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|