Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Из опыта работы по методу непрерывной передачи знаний - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Из опыта работы по методу непрерывной передачи знаний


Автор(ы): Чеппе Инесса Валентиновна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Классно-урочная система, которая является в текущем моменте основной формой организации учебного процесса, превратилась в главный тормоз развития всей системы образования. В классе 25–30 учащихся. Учитель планирует работу по своему учебному предмету, вовсе не планирует высокого уровня знаний по этому предмету каждым учеником. Планируется не индивидуальная работа с каждым ребёнком и достижение каждым высокого уровня знаний, а составляются тематические и поурочные планы прохождения учебного материала, различные виды самостоятельных и контрольных работ, которые в целом должны обеспечить разнообразие методов обучения.
Между технологией и методикой есть существенное различие. Технология предполагает такую переработку материала, чтобы, в конечном счёте, получился продукт заданных качеств.
В учебном процессе, согласно традиционной методике, планируется работа с классом, а не с каждым учеником в отдельности. При таком планировании класс, как целое, продвигается вперёд, а отдельные ученики могут отставать, что и происходит на самом деле.
Чем обширнее и сложнее становится программа обучения, тем чаще и сильнее происходит отставание учащихся, по самым разным причинам. Отставание, недоучивание детей становится нормой школьной жизни для значительной части учащихся, и что самое страшное, с этим смирились учителя, а это –тупиковая ситуация, которая требует немедленного решения.
Своевременное изучение, полнота знаний, высокий качественный уровень овладение изучаемым материалом превращается из общего правила, из нормы – в исключение.

И, естественно, учитель опять в поиске. Как учить? Нам известны авторские методики, принесшие популярность Шаталову В.Ф., Хазанкину А.С. и других авторов. Эти методики освоены многими учителями и успешно применяются, точнее их элементы. Технология коллективного способа обучения, автором и проводником в жизнь которой является Дьяченко В.К., впитала в себя всё лучшее из этих методик, и показала совершенно новый подход к обучению, а именно, непрерывную передачу знаний. Новый способ обучения должен строиться не только на сотрудничестве и взаимопомощи учащихся, но может быть, ещё в большей мере на самостоятельной работе учащихся с учебником, книгой, программой (составленной именно для него), карточкой и т. д.
Эта технология позволяет приучать учащихся систематически изучать новые темы самостоятельно и прибегать к помощи учителя, только в тех случаях, когда в этом есть необходимость. Таким образом, коллективизм и самостоятельная работа с книгой – это два непрерывных вида деятельности одного и того же учебно-воспитательного процесса. Если такой учебно –воспитательный процесс в школе появится, то это будет гарантией её выхода из кризиса.
Таким образом, новая технология предоставляет возможность:
  1. учить детей в соответствии с их способностями, их трудолюбием, желанием, интересами;
  2. вести обучение в естественных условиях, без принуждения, без искусственной спешки и торможения;
  3. решить задачу подготовки детей к содержательному общению и плодотворной работе друг другом.
  4. Пример наиболее часто используемого алгоритма работы на уроке.
    1.Используя опорный конспект, ученик (или учитель) излагает новую тему тому, кто приступает к её изучению.
    Золотое правило: как можно меньше слов, и как можно больше информации, необходимой в данной ситуации.
    Конечно, эти качества не вырабатываются сразу и не передаются по наследству.
    2. Ученик, получивший новую тему, перерисовывает опорный конспект и ставит вопросы своему ученику –преподавателю.
    3. Ученик читает соответствующий текст ( по изучаемой теме) в учебнике и ищет ответы, сформулированные в программе- вопроснике, готовится на них отвечать.
    4. Обучаемый отвечает ученику –преподавателю на его вопросы и на вопросы программы-вопросника, излагает новый материал по опорному конспекту своему “учителю”. Идёт проверка готовности к преподаванию
    (теперь есть два учителя).
    5. Решаются, указанные в программе-вопроснике, задачи самый трудоёмкий и продолжительный этап, предполагающий наличие большого количества дидактического материала с образцами решений.
    6. Проверяются решения устных и письменных задач и примеров, ведётся обучение новой теме тех, кто берётся за её изучение.
    Контроль! Хорошо учатся ни те, кто умнее, а те, кого приучили к самоконтролю.
    7.
    Проводится контрольная работа с последующей сдачей зачёта, выполняются дополнительные задания при необходимости, а также решаются более сложные задачи.
    Необходимо точно определить, что и когда делает ученик, успешно завершивший работу над темой.
    У него есть три варианта дальнейших действий:
    1) подготовить к контрольной работе очередника;
    2) продвигаться вперёд по программе;
  5. обучать по каждой новой теме, которой он владеет, того из учеников, кто следует за ним вплотную.
Учебник, программа- вопросник и опорные конспекты –единый комплекс учебно-методических материалов.
Обучение учеников друг другом система гибкая и подвижная, она сочетает возможности дорогостоящего, индивидуального обучения с малоэффективным традиционным. Согласно новой технологии, ко всем учащимся предъявляются одни и те же требования, все они должны быть проверены по каждому разделу изучаемой науки, но организация этой проверки, конкретные условия, в которых проверка происходит, могут быть различными. Чтобы всех учеников сравнительно быстро проверить и получить о каждом наиболее полную информацию, которая необходима для эффективного последующего обучения, нужно немалое искусство. Но это не даёт основания путать искусство, в котором многое учителю подсказывает его интуиция, с технологией, которая строится на научной основе, хотя её осуществление может оказаться более или менее искусным, мастерским или, напротив безыскусным, грубым. Приступая к работе, необходимо освоить частные методики, позволяющие качественно изменить подход к изучению любой темы.
Блок: “Неравенства” – 44ч
Основная цель: выработать умения решать неравенства первой степени с одним неизвестным, линейные неравенства и системы неравенств.
Темы блока: 1. Линейные неравенства с одним неизвестным..
2.Неравенства второй степени с одним неизвестным.
3. Рациональные неравенства.
Под блок №1 “Линейные неравенства с одним неизвестным” – 13ч
План прохождения под блока:
  1. Лекция ( с повтором на 8 уроках ),П.В. -1.
  2. Семинарские занятия ( работа в группах ).
  3. Тренажёры: ВТ № 11-25- контроль учителя (№ 23-25),
  4. ВОЗ-1 № 27-29 – взаимоконтроль,
    ВОЗ –2 № 34-44 – выборочный контроль,
    ВОЗ –3 № 49-62- самоконтроль.
  5. Тест.
  6. И.З. ( по необходимости)
  7. Зачёт (контрольная работа, собеседование по П.В. –1, работа в качестве консультанта).
Под блок №3 “Рациональные неравенства” -
План прохождения под блока № 3:
  1. Лекция, П. В. –3.
  2. Работа с учебным текстом.
  3. Тренажёры:
  4. ВОЗ –1 ( № 127-133) – проверка по решебнику;
    ВОЗ – 2 ( № 137-149)- взаимоконтроль;


    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.07.23 | Просмотров: 789

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340