Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Использование мультимедийных технологий в преподавании курса Концепции современного естествознания
Автор(ы): Панихина Анна Витальевна, доцент кафедры высшей и прикладной математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В связи с ростом потребности общества в грамотных, всесторонне развитых специалистах, располагающих навыками системного мышления и обладающих знаниями не только в области своей профессиональной деятельности, но и о мире в целом, в систему высшего образования в середине 90-х гг. XX века была введена дисциплина “Концепции современного естествознания”. Базу курса “Концепции современного естествознания” составляют сведения из всех областей естественных наук. А естественные науки, как известно, это науки зрительных образов - видеоизображений, фотографий, рисунков, схем, таблиц. С одной стороны возникает острая необходимость в наглядности, с другой – невозможность приобретения и сложность хранения бесчисленного количества пособий по физике, химии, биологии, геологии, географии, астрономии и пр. Кроме того, не стоит забывать, что мы живем в XXI веке, когда на первое место выдвигается удовлетворение информационных потребностей человека. В этом случае лучшим решением проблемы может быть использование в учебном процессе мультимедиа технологий. Мультимедиа технологиями (МТ) называют совокупность приемов, методов, способов, позволяющих с использованием технических и программных средств мультимедиа продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать информацию, представленную в различных формах (текст, звук, графика, видео, анимация) с использованием интерактивного программного обеспечения. Семенова Н.Г. и соавторы (2005) полагают, что использование МТ в образовательном процессе имеет сложную структуру и позволяет максимально удовлетворять информационные потребности участников образовательного процесса – преподавателя и студента; повышает качество профессиональных знаний, умений, навыков; а также активизирует познавательную деятельность, развивает способности к творчеству, формирует креативное мышление студентов и преподавателя [1]. В связи с вышесказанным целью моей работы является внедрение в учебный процесс мультимедийных технологий. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: - составить и прочитать курс лекций с мультимедийным сопровождением по дисциплине “Концепции современного естествознания”;
- изучить влияние мультимедийного сопровождения дисциплины на активизацию познавательной деятельности студентов;
- активизировать самостоятельную работу студентов со средствами медиатеки института.
Для решения поставленных задач, был разработан и прочитан курс лекций “Концепции современного естествознания” с использованием МТ для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности “Юриспруденция”. Лекции были составлены в программе для презентаций PowerPoint, которая позволяет конструировать и демонстрировать набор слайдов, каждый из которых может содержать статические изображения, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофрагменты. Кроме того, демонстрация слайда может сопровождаться звуковой записью. Занятия проводились в лекционной аудитории, оснащенной мультимедийным комплексом, включающим мультимедиа-компьютер, мультимедийный проектор, экран. Необходимо отметить, что данная аудитория кроме проекционной аппаратуры оснащена обычной доской, что позволяет совмещать в учебном процессе традиционные и мультимедиа технологии. После прослушивания курса лекций студентам было предложено ответить на несколько вопросов относительно использования МТ на занятиях. В опросе приняли участие 60 человек 1 курса заочного отделения специальности “Юриспруденция” ЧИ МГОУ. 93,3% респондентов отметили, что на лекции за счет визуализации у них улучшалось понимание материала; у 85% студентов повышался интерес к рассматриваемой теме; 58,9% указали на то, что материал, представленный с помощью мультимедиа, пробудил у них интерес к изучению курса “Концепции современного естествознания”; а у 56,6% опрошенных за счет смены деятельности (слушание, конспектирование, изучение слайдов, беседа) снижалась усталость на лекции. Кроме того, студенты дополнительно выделили, что за счет использования МТ развивается зрительная и письменная память; появляется возможность посмотреть пропущенное на слайдах в случае отставания от общего ритма; информация запоминается легче и на более длительный срок; сокращается время объяснения новой темы и фиксирования материала; увеличивается самостоятельность в выборе того, что писать в конспекте; увеличивается объем обсуждаемой информации; легче воспринимаются схемы и примеры; расширяется кругозор по данной теме. Приложение 1. Социологический опрос зафиксировал следующие методически значимые пожелания многих студентов, которые касались организации учебного процесса: проводить подобные занятия в специально оборудованном кабинете с автономной системой освещения на партах; парты в свою очередь желательно расставить на небольшом расстоянии от экрана, чтобы все было видно. С точки зрения преподавателя, изложение лекционного материала ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1094
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|