Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Программа математического клуба Эврика для учащихся 5–6-х классов МОУ Лицей № 230 г. Заречного Пензенской области
Автор(ы): Платко Юлия Сергеевна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Вопрос об использовании элементов истории в преподавании математики не новый. Ещё в конце XIX века и в начале ХХ века он обсуждался на съездах преподавателей математики. Ему были посвящены в нашей стране и за рубежом специальные работы. В разное время учёные и методисты по-разному определяли цели введения элементов истории математики в преподавание в зависимости от общественного строя той или иной страны и общих задач школы. Однако общими почти для всех школ были и остаются поныне следующие цели: 1) повышение интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания ими изучаемого фактического материала; 2) расширение умственного кругозора учащихся и повышение их общей культуры. В наше время юноши и девушки, оканчивающие среднюю школу, должны иметь представление о месте и роли математики в современной передовой культуре. Программа школы рекомендует учителю сообщать ученикам в процессе преподавания сведения по истории математики и знакомить их с жизнью и деятельностью выдающихся математиков. Однако в программе нет конкретных указаний на то, какие сведения по истории математики следует сообщать учащимся, в каких классах, в каком объёме и по каким разделам школьной математики. И, конечно, одно сообщение далеко не всегда способствует достижению целей, о которых говорилось выше. Знакомство учеников с историей математики означает продуманное планомерное использование фактов из истории науки и их тесное сплетение с систематическим изложением всего материала программы. Лишь такое сплетение может способствовать достижению указанных целей, достичь которые мы хотим через организацию деятельности математического клуба “Эврика” и внедрение различных форм работы (урочной, внеурочной, внеклассной) в учебно-воспитательный процесс. Программа рассчитана на учащихся 5 – 6 классов; на 2 учебных часа в неделю (68 часов в год). Цели и задачи клуба “Эврика” Цели: - выявление и поддержка способных учащихся;
- создание комплексной программы клуба, отвечающей познавательным потребностям учащихся и их возрастным особенностям;
- формирование диалектического мышления и широкого кругозора учащихся;
- способствовать сознательному усвоению учебного материала.
Задачи: развивающие: а) прививать учащимся любовь и интерес к математике; б) развивать творческие способности учащихся; в) поддержка научно – исследовательской деятельности учащихся; образовательные: - а) способствовать расширению и углублению математических знаний;
- б) вырабатывать у учащихся необходимые практические навыки;
- в) показывать роль и влияние практики на развитие математики;
- г) формировать у учащихся логическую цепочку знаний об истории развития математики;
- д) познакомить с биографиями и достижениями выдающихся математиков.
3) воспитательные: - а) спланировать внеклассную работу с учащимися через рабочие тематические заседания клуба “Эврика”;
- б) создать банк методических средств, позволяющих учителям математики вести систематическую работу по внедрению в УВП исторических сведений, различных форм и методов работы (математических вечеров, викторин, НПК и пр.);
- в) отражать работу клуба “Эврика” на реечном стенде (выпуск математических газет).
Содержание программы клуба “Эврика” (68 часов) Математика и жизнь (16 ч) - Почему математика нужна человеку (2 ч)
- Числовые суеверия. О походах религии против математики (2 ч)
- О связи математики с жизнью. Математика и геометрия на службе у человека (2 ч)
- Правила работы со справочной литературой, энциклопедиями (2 ч)
- Правила написания докладов, рефератов (2 ч)
- Создание презентаций к выступлениям (4 ч)
- Различные математические школы, турниры, игры (2 ч)
История математики (17 ч) - О происхождении арифметики. Счёт и системы счисления (2 ч)
- О происхождении и развитии письменной нумерации. Цифры различных времён у разных народов (2 ч)
- О натуральном ряде. Современная запись больших чисел (1 ч)
- Фигурные, треугольные, квадратные, совершенные, дружественные числа (1 ч)
- Возникновение и совершенствование мер. Старинные русские меры (1 ч)
- Создание международной метрической системы. Метрическая система мер в России (1 ч)
- О происхождении обыкновенных дробей. Их развитие и совершенствование у разных народов (2 ч)
- О происхождении десятичных дробей. Распространение десятичных дробей, их значение в жизни современного общества (2 ч)
- Арифметические знаки и обозначения. Знак процента (1 ч)
- Пропорции. Задачи на пропорциональное деление. “Золотое сечение” (2 ч)
- Счёт времени (история возникновения календаря) (2 ч)
За страницами учебника математики (11 ч) - Страницы из биографий математиков (5 ч): С.В.Ковалевская (1 ч); Евклид и Эратосфен (1 ч); Пифагор и его школа (1 ч); Архимед (1 ч); Л.Ф.Магницкий и его “Арифметика” (1 ч)
- Оптические иллюзии (2 ч)
- Магические квадраты (2 ч)
- Математические фокусы и головоломки (2 ч)
Тематические заседания (20 ч) - Подготовка к тематическому заседанию “Посвящение в математики” (3 ч)
- Подготовка к тематическому заседанию “Математический совет цифр” (3 ч)
- Подготовка к тематическому заседанию “Мистер и мисс “Математика” (3 ч)
- Подготовка к тематическому заседанию “Путешествие в страну “Геометрия” (3 ч)
- Проведение тематического заседания “Посвящение в математики” (2 ч)
- Проведение тематического заседания “Математический совет цифр” (2 ч)
- Проведение тематического заседания “Мистер и мисс “Математика” (2 ч)
- Проведение тематического заседания “Путешествие в страну “Геометрия” (2 ч)
Городская научно-практическая конференция “Шажок в науку” (4 ч) Посещение конференции, знакомство с работой, обсуждение выступлений (4 ч) Тематическое планирование занятий математического клуба “Эврика” № п/п | Тема, повестка занятий | Кол – во часов | 1 | 1. Организационная работа клуба. 2. Формирование актива. 3. Составление и обсуждение плана работы. 4. Почему математика нужна человеку. | 2 ч | 2 | 1. Числовые суеверия. О походах религии против математики 2. Подбор материала на стенд ко Дню Учителя | 2 ч | 3 | 1. Правила работы со справочной литературой, энциклопедиями2. Подбор материала на стенд ко Дню Учителя | 2 ч | 4 | 1. Правила написания докладов, рефератов2. Оформление стенда ко Дню Учителя | 2 ч | 5 | 1. Этапы разработки презентации к выступлениям2. Основные операции по созданию презентации | 2 ч | 6 | 1. Правила по оформлению слайдов к презентации | 2 ч | 7 | 1. Жизнь выдающихся математиков: Евклид и Эратосфен2. Подготовка к тематическому заседанию “Посвящение в математики”. | 2 ч | 8 | 1. Подготовка к тематическому заседанию “Посвящение в математики”. | 2 ч | 9 | Проведение тематического заседания “Посвящение в математики”. | 2 ч | 10 | 1. Подведение итогов работы за I четверть2. Планирование работы на II четверть 3. О происхождении арифметики. Счёт и системы счисления 4. Дружеское чаепитие | 2 ч | 11 | 1. Жизнь выдающихся математиков: Архимед2. Подготовка к тематическому заседанию “Математический совет цифр”. | 2 ч | 12 | 1. Подготовка к тематическому заседанию “Математический совет цифр”.2. Подбор материала для оформления стенда к Новому году | 2 ч | 13 | Проведение тематического заседания “Математический совет цифр” | 2 ч | 14 | 1. О происхождении и развитии письменной нумерации. Цифры различных времён у разных народов2. Подбор материала для оформления стенда к Новому году | 2 ч | 15 | 1. О натуральном ряде. Современная запись больших чисел 2. Жизнь выдающихся математиков: Пифагор и его школа 3. О подготовке к НПК младших школьников “Шажок в науку”. 4. Оформление стенда к Новому году | 2 ч | 16 | 1. Подведение итогов работы за II четверть и I полугодие2. Планирование работы на III четверть 3. Знакомство с математическими школами, турнирами, играми: ЗФТШ, “Авангард”, турнир Архимеда, “Кенгуру”, Кировская летняя школа. 4. Дружеское чаепитие | 2 ч | 17 | 1. Возникновение и совершенствование мер. Старинные русские меры 2. Создание международной метрической системы. Метрическая система мер в России 3. Подбор материала для оформления стендов: “Жизнь выдающихся математиков” и “Женщины – математики: галерея портретов прекрасных женщин” | 2 ч | 18 | 1. О происхождении обыкновенных дробей. Их развитие и совершенствование у разных народов2. . Подбор материала для оформления стенда: “Жизнь выд...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.07.24 | Просмотров: 929
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|