Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Как снять напряжение у дошкольников при поступлении в школу
Автор(ы): Шестакова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В последние годы остро встала проблема адаптации первоклассников к школьной жизни, так как в настоящее время здоровых детей поступает в школу только 20-25%. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья, поэтому вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей значительно возрастает. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка. Успешность начального периода адаптации к школе во многом определяет весь дальнейший процесс обучения и развития организма, поэтому очень важно учитывать в этот период особенности психического и физического развития ребенка и состояние его здоровья. Обратимся к теории. Ряд авторов [1] выделяет три основных этапа физиологической адаптации. Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм ребенка отвечает бурной реакцией и значительным напряжением. По моим наблюдениям, маленькие ученики начинают жаловаться на головную боль, на боли в животе, отсутствие аппетита, слабость, вялость, часто отвлекаются на уроке, в определенный момент им вдруг не нравится учиться, трудно утром вставать. Эта физиологическая буря длится достаточно долго (2-3 недели) Второй этап – период неустойчивого приспособления. На данном этапе организм ребенка ищет оптимальные или близкие к ним варианты реакций на новообразования. Многие дети уже способны достаточное время работать на уроке, не отвлекаясь, им начинает нравиться учиться. В этом же периоде я наблюдала всплеск простудных заболеваний. Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель, то есть этот период продолжается, по мнению нижеперечисленных авторов [1], до 10-15 октября, а наиболее сложными являются первые 4 недели. В первые недели обучения изменения, происходящие в организме ребенка, по интенсивности и напряженности можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный, организм экстремальных нагрузок. Этот пример убедительно показывает, насколько труден для ребенка процесс физиологической адаптации к школе. Считается, что только на 5-6 неделях обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показателями работоспособности, снижается напряжение организма, наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6 неделях обучения, но по моим наблюдениям, наблюдениям многих учителей, весь первый год можно считать для большинства детей периодом неустойчивого и напряженного состояния организма, то есть периодом адаптации к школе. Не менее важным оказывается процесс адаптации и для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение, отсюда возникают различные проблемы: - За какую парту посадить ребенка?
- Что он знает и умеет?
- Каков его режим дня?
- Какая у него семья?
- Какие проблемы в семье, как эти проблемы влияют на здоровье ребенка?
- Как реагировать учителю на поведение, настроение ребенка?
- Какая нужна помощь ребенку?
- Как ребенок реагирует на предложения, замечания учителя?
Вот неполный перечень проблем, которые возникают в первый день и все сразу. Эти трудности отмечают учителя в конце первого дня с новым классом, я также столкнулась с ними. Поэтому, для снятия острого напряжения в первые дни пребывания ребенка в школе, я предлагаю следующий ряд мероприятий: - Учитель будущих первоклассников выходит в ДОУ сначала для знакомства с коллективом родителей. На первом родительском собрании рассказывает о себе, о школе, о сложном периоде адаптации. Для снятия вышеперечисленных проблем предлагает родителям ку...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.07.27 | Просмотров: 760
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|