Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Информационные технологии на уроках окружающего мира
Автор(ы): Новокрещенных Наталья Анатольевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: 1. Формировать у учащихся представление и первоначальное понятие о наших предках – славянах, их расселении, занятиях, обычаях, забавах, вере; 2. Развивать воображение, логическое мышление, умение работать с картой, учебником; раскрыть историческую связь между образом жизни и поведением людей; 3. Воспитывать интерес к прошлому наших предков, чувство уважения к их трудолюбию. 1. Организационный момент: (под русскую народную музыку): - В некотором царстве, в некотором государстве… А в каком таком государстве? «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». - Сегодня мы побываем в государстве с красивым названием Русь, и поговорим о наших предках – славянах, узнаем об их жизни, деятельности, дадим им историческую характеристику, поговорим о том, какую одежду они носили, в каких домах жили, т.е. поговорим об истории. 2. Проверка домашнего задания (сообщения учащихся). - Для начала немного вспомним то, что уже узнали про славян. Слайд №3 1 сообщение: Славяне жили на огромной равнине от реки Эльбы до Волги и Дона и от Балтийского моря до Адриатического залива и Архипелага. Они часто селились в труднодоступных местах, окружённых склонами, глубокими рвами или водой. Люди возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие рвы, обносили свои жилища деревянным тыном. Жилища в древности строили в виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. Слайд №4 (Выставка рисунков учащихся о том, как выглядели древнее славяне). 2 сообщение: Ещё нам известно, как выглядели славяне. Историки дают следующую меткую характеристику нашим предкам: люди с русыми волосами, светлыми серыми глазами, тёмными бровями, розовощёкие. Жили они друг от друга на большом расстоянии, были многочисленны, почитали стариков и имели деревянные щиты для защиты в бою. - Ребята, а давайте построим дом для нас с вами, ведь мы тоже русские люди и живём в этом государстве. Но наш дом будет необыкновенным: кирпичиками в нём будет то, что нового мы узнаем на уроке о наших предках. 3. Новый материал. - Как вы думаете, почему одни люди трудолюбивые, а другие – ленивые? Работа в группах (обсуждения и высказывания учащихся). Слайд №5 - Славяне жили большими семьями – РОДАМИ. Каждая семья или группа родственников изготавливала для себя всё самое необходимое. В маленьких глиняных печах или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнецы выковывали из него ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на местах. Вот и получается, что наши предки не могли быть ленивыми. Почему? Иначе они просто бы не выжили. (Работа в группах): у каждой группы набор пословиц. Ваша задача – выбрать те, где говорится о трудолюбие, усердие. Слайд №6. - Каждый дом строится с основания. Поэтому основой нашего дома будет ТРУДОЛЮБИЕ. - А для чего нашим предкам нужны были копья, мечи? (обсуждение в группах). - Когда враг нападал на русскую землю, все как один вставали на её защиту. Выберите пословицы, которые бы характеризовали славян как храбрых воинов. Слайд №7. - Следующий кирпичик нашего дома – ОТВАГА, СМЕЛОСТЬ. 3.1. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. - Но не только во время опасности люди объединялись. Забота о ближнем – черта славянского характера. Прочитаем, как об этом говорится в учебнике на стр. 106. - Как понимаете выражение «всем миром»? Как бы вы назвали третий кирпичик? ВЗАИМОПОМОЩЬ. - В старину был такой обычай: после обеда стол накрывали чистой скатертью, клали посередине хлеб, рядом ставили солонку. Как вы думаете, зачем? (высказывания учащихся). Чтобы любой гость, который заходил в дом, мог отведать хлеба с солью, т. е. немного утолить голод. 3 сообщение. Самым ценным продуктом в те времена были хлеб и соль. Славяне отличались большим гостеприимством. Гостю отводилось лучшее место в доме, и отдавалась лучшая еда. - Выберите пословицы о гостеприимстве. Слайд №8. - Ещё один кирпичик нашего дома – ГОСТЕПРИИМСТВО. - Умели славяне не только трудиться, но и отдыхать. Любили они задорные, весёлые пляски, тихие хороводы, песни, борьбу и бег в мешках наперегонки. Почти в каждом доме был какой-нибудь музыкальный инструмент: гусли, дудки, рожки. Слайд №9. - Давайте посмотрим, как это было. Физминутка: хоровод «Во поле берёза стояла». (группа учащихся исполняет хоровод). Русская народная игра «Горелки». «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят» - дети произносят слова, двигаясь по кругу; при последних словах они разбегаются, а водящий старается осалить как можно больше участников. - Как бы вы назвали этот кирпичик? НАРОДНЫЕ ЗАБАВЫ. - Наши предки не всегда жили в земляных домах. Со временем у них появились деревянные, а позже и каменные дома. Основная комната в доме называлась горницей, в ней находилась печь. Над горницей располагались другие комнаты-светёлки. (Словарная работа: ГОРНИЦА, СВЕТЁЛКА). - Нельзя не сказать о том, как одевались славяне. В народе существует поговорка: «По одёжке встречают, а по уму провожают». Это выражение пришло к нам из далёких-далёких времён. Тогда по одежде определяли, какого роду-племени человек, к какой семье он принадлежит, откуда пришёл. Слайды № 10-11. Сообщения учащихся с демонстрацией. 4 сообщение: Русские женщины носили холщовые домотканые рубахи, поверх которых могли надеть сарафан или передник. На голове носили венец, а в косы вплетали ленты. Замужние женщины должны были закрывать волосы шапочкой-кичкой. - Мужская одежда заключалась в рубахе-косоворотке, которая носилась поверх штанов, подпоясывались плетёным поясом. - Верхняя одежда называлась кафтан, пониток, зипун, а зимняя – шуба, полушубок, тулуп. Обували лапти с обмотками – онучами, а зимой - валенки. В городе носили кожаную обувь: башмачки или сапоги. Слайды №12-13. - Мужская одежда должна была подчёркивать силу, мужественность, а женская – скромность, мягкость, обаяние. - И этот кирпичик нам необходим. Назовём его ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ. (Словарная работа: КАФТАН, ПОНИТОК, ЗИПУН, ШУБА, ПОЛУШУБОК, ТУЛУП). - Характеристика славянина – нашего предка – была бы не полной, если бы мы не рассказали, во что верили славянские народы. До Х века у наших предков было много богов, и их называли язычниками. Был бог Перун – громовник (управляет небесными стихиями – громом и молнией), бог Сварог – властелин солнца и огня, бог Догода – бог тихого и приятного ветра. - Но в Х веке и до сего дня люди стали верить в единого бога – Иисуса Христа. Хотя язычники есть и до сих пор. Каждый человек сейчас свободен в выборе своей веры, и предлагаю крышу нашего дома назвать ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ. - Жизнь не стоит на месте, в ней многое меняется. С принятием христианства на Руси появились новые праздники и новые забавы. Например, в канун Рождества (в ночь на 7 января) и до Крещения (19 января) проходят Святки – время, когда люди стремятся сделать как можно больше добрых поступков. Люди ходят от дома к дому (колядуют), желают здоровья, счастья, а хозяева за это одаривают их кто сладостями, кто деньгами. - Давайте примем участие в таких колядках:
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.07.28 | Просмотров: 924
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|