Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа предпрофильного элективного курса Будем знакомы – экономика - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Программа предпрофильного элективного курса Будем знакомы – экономика


Автор(ы): Гончарова Светлана Юрьевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современных социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути призванному сформировать экономическое мышление, привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Действительность требует воспитание в молодых людях активного отношения к реальным условиям и способствует этому именно практическая и исследовательская деятельность.
Под социализацией личности мы понимаем процесс активного нахождения человеком своего места в жизни. И мы хотим, чтобы наши дети смогли правильно выбрать свой жизненный путь. Сущность социализации можно определить и таким образом: “что, социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны усвоение индивидом (ребенком) социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны – это процесс активного включения в социальную среду. То есть через свою активность ребенок приспосабливается к определенным занятиям, получает навыки, участвует в обмене опытом. Поэтому подготовку к самостоятельной активной жизни в обществе надо осуществлять через формирование у ребенка разумного выбора. Именно разумного, а не по принципу как все. Как дойти до детей, чтобы они перенимали и осваивали опыт положительный? На каком уровне должно происходить ознакомление и осваивание предлагаемых детям понятий - теоретически или представление в сознании? Ответы на эти вопросы, учитывались при разработке данного курса.
Курс “Будем знакомы - экономика” выполняет кроме познавательной деятельности, еще и интерактивную функцию в системе образования школьников.
Цели данного курса:
1. Деятельность учащихся направить на усвоение экономических знаний, через собственный жизненный опыт, и тот, который будет создан на занятиях.
2. Способствовать овладению общепринятыми способами действия в сложившейся экономической ситуации.
3. Содействовать отработке приемов, алгоритмов действий при решении познавательных задач в области экономики.
4. Развивать у учащихся экономическое и логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.
Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе практической экономической деятельности являются хорошей мотивационной основой для обучения учащихся по предмету, дальнейших самостоятельных исследований подобного рода, а также для профессиональной ориентации школьников.
Оригинальность курса в том, что вместо обычных традиционных уроков -деловые игры, практические занятия на реальных ситуациях, лекции и семинары.
Занятия разрабатывались с учетом уровня подготовленности учащихся, для слабых исполнительский (подготовка карточек, оформление терминов, рекламных проспектов, работа с литературой на уровне пересказывания текста, и т.д.),для средних репродуктивный (переработка материала, составление конспекта, плана и заданий практического характера), для способных детей проектная деятельность, через составление основы для организации своего бизнеса.(бизнес-план). А все вместе ребята представляют себя в роли менеджеров, брокеров, маркетологов и других профессий современного общества.
Этот курс предусматривает применение проектного подхода, что позволяет педагогу использовать современные информационные технологии и вариативность обучения, а учащимся – подобрать индивидуальный образовательный маршрут.
Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики с математикой, информатикой, историей и географией позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного образованного человека и гражданина.
Задачи этого курса:
  1. Выработать адекватные представления о сути экономических явлений и их взаимосвязей, умения выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам.
  2. Выработка экономической грамотности, необходимой для социальной адаптации учащихся к изменениям в жизни российского общества.
  3. Воспитание инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений.
  4. Наглядно, в доступной игровой форме выработать практические навыки при принятии решений и разумного поведения как участника экономической жизни страны.
  5. Освоение общих и специальных методов работы, приемов направленных на развитие знаний в общеэкономической области.
  6. Добиться, чтобы учащиеся сделали целенаправленный выбор для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками на занятиях социально-экономического профиля старшей школы.
Экономический курс направлен на развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений. Строиться на деловых играх и предусматривает лекционные формы работы.
Подведение итогов и обсуждение проблемных вопросов проводятся на семинарских занятиях и практических играх. Последнее, итоговое занятие в виде аукциона знаний или защиты творческих проектов или деловая игра.
Для учащихся предусматриваются следующие виды деятельности: учебно – познавательная, игровая, трудовая (исполнение ролей), мыслительная деятельность. Действия могут быть и символическими и конкретно созданными.
На занятиях планируется использовать индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы.
Ожидаемые результаты: развитие практических умений исследовательской работы, формирование навыков практической оценки экономического состояния общества, формирование умений планировать и организовывать деловые игры. Развитие способности к системному анализу, вероятностного мышления и умения прогнозировать результаты и профессиональная ориентация учащихся в области общественно географических наук, в том числе и экономики.
Чтобы учащиеся могли проследить свою успешность, на каждом занятии им начисляются “денежки” в зависимости от коэффициента участия данного ученика. Соответственно, кто больше заработал, тот имеет балл выше. Шкала оценок, в связи с количеством денежных средств формируется коллективно на предпоследнем занятии. То есть, вырабатываются определенные критерии по количеству баллов, при непосредственным руководстве преподавателя.
Автор при подготовке данного курса использовал традиционные методы и собственные разработки.
Курс рассчитан на 18 часов, занятия 1 час в неделю. Тематическое планирование включает в себя теоретический материал, практические занятия, деловые игры и подготовку проектов своего бизнеса.
Презентация данного курса (Приложение 1).
Содержание программы по курсу “Будем знакомы – экономика”
Раздел 1. Я, семья, хозяйство
Тема 1. Будем знакомы. Мои потребности и потребности семьи.

Представление о том, как потребности человека связаны с экономикой. Виды потребностей. Индивидуальные, групповые, общественные потребности. Рациональное потребление и норма потребления. Можно ли потребить больше, чем произведено.
Практикум: “Рациональный бюджет”, “Составление меню”, Анкетирование.
Тема 2. Доходы и расходы семьи.
Классификация доходов и расходов. Семейный бюджет. Факторы, влияющие на дефицит семейного бюджета. Объективные и субъективные факторы.
Практикум: Составление семейного бюджета, его анализ. Прожиточный минимум и “продовольственная корзина”
Тема 3 Трудовая деятельность и профессии родителей.
Мотивация трудовой деятельности. Квалификация в любой профессии. Знакомство с профессиями нового экономического пространства. Профессии родителей. Престижная работа и работа для души.
Практикум: тест на определение качеств личности, которые помогут определиться с выбором профессии.
Тема 4: Мой район и его хозяйство.
Изучение хозяйства района по местным печатным изданиям. Самостоятельная поисковая работа по видам хозяйства нашего населенного пункта. Рентабельность и ликвидность наших предприятий, перспективы их развития.
Раздел 2 Экономика и есть ведение хозяйства.
Тема 1. Деньги.

История денег. Функции денег. Виды денег. Ценность денег. Нужно ли деньгам золотое обеспечение? Эмиссия денег.
Тема 2.Предприниматели и потребители.
Производство. Предпринимательство, виды предпринимательства. Маркетинг. Реклама. Роль рекламы и ее виды. Потребитель и его поведение на рынке. Факторы, оказывающие влияние на поведение потребителя. Покупка и ее этапы.
Практикум: составление рекламного проспекта.
Тема 3. Главные вопросы экономики. Факторы производства.
Экономические системы. Главные вопросы экономики в разных экономических системах. Факторы производства.
Деловая игра “Плановая (командно-административная) экономическая система”
Раздел 3: Механизмы экономики.
Тема 1. Биржа, безработица и трудовые отношения.

Биржа. Виды бирж. Профессии на бирже. Безработица. Виды безработицы. Трудовые отношения. Профсоюзы. Трудовой контракт.
Практикум: Составление трудового контракта о найме на работу.
Тема 2. Фондовая биржа.
Биржа ценных бумаг. Работа биржи. Биржевые сделки.
Практикум: Деловая игра “Фондовая биржа”
Тема 3. Установление экономических отношений в классе.
Виртуальная валюта. Выполнение заданий. Биржа труда и ее работа. Заполнение лицевых счетов и другой документации. Налоги.
Тема 4. Знакомство с алгоритмами создания собственного бизнеса.
Прибыль и доход. Амортизация. Балансовый отчет. Затраты, издержки производства. Формы ответственности и принципы распределения прибыли. Назначение бизнес плана.
Практикум: Расчеты затрат и прибыли виртуальной фирмы.
Тема 5. Деятельность банка.
Механизм получение прибыли банками. Принципы кредитования. Виды банков. Норма резервирования.
Практикум: Решение задач по кредитованию.
Раздел 4. Обобщение знаний и защита своих работ.
Тема 1 Выработка критериев оценки.

Подсчет “экономиков”. Вычисление коэффициента полезного действия. Оценивание разного рода работ и участие в практикумах.
Тема 2: Защита проектов (бизнес-плана) и урок аукцион знаний.
Аукцион. Лот. Презентация. Представление презентаций. Деловая игра “Организуем свое дело” (Приложение 2)
По окончанию курса ребята должны определиться с выбором профильного курса. Уметь принимать решения в типичной жизненной ситуации. Приводить примеры для всех изученных тем. Уметь составлять семейный бюджет, производить необходимые расчеты продовольственной корзины, затрат производства, решать задачи на кредитование. Знать термины и понятия, используемые в данном курсе. Уметь планировать, анализировать свою повседневную деятельность.
Тематическое планирование курса “Будем знакомы – экономика!”


№ п/п Темы, разделы Общее количество часов Из них Форма проведения
теоретические практические
1 Раздел 1. Я. Семья. ХозяйствоБудем знакомы.
Мои потребности и потребности семьи.
2 1 1 Лекция, анкетирование
2 Доходы и расходы семьи 1 1 Практическое занятие
3 Трудовая деятельность и профессии родителей 1 1
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1620

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340