Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Наука риторика в начальной школе — путь становления делового человека - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Наука риторика в начальной школе — путь становления делового человека


Автор(ы): Овчинникова Надежда Николаевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому, правовому государству. Образование должно войти в состав основных приоритетов России.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, коммуникабельностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности.
Многие люди в условиях современного мира находятся в постоянном поиске цели и смысла жизни. В процессе далеко непростых поисков многие из них теряют уверенность в завтрашнем дне, появляются страх перед будущим, равнодушие друг к другу и к судьбе человечества в целом. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание, ведь сегодня, как никогда важно, решать вопросы подготовки учащихся к взрослой жизни, в которой сейчас очень высоко ценятся деловые качества личности. Современная школа должна идти в ногу с запросами общества, которому необходимы деловые люди – культурные, компетентные, порядочные, надежные, коммуникабельные, умеющие не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.…. Поэтому, как никогда, актуально осознание определения делового человека и путь его становления среди нас, как построение будущего нашего общества на основе совместного творчества людей.
Деловой человек – это тот, кто сказанное переводит в сделанное, кто готов и открыт для перемен и творчества. Это не пустослов, от которого ничего не добьёшься, а надёжный человек, на которого всегда можно положиться. Он ответственный, потому что в любом общем деле спрашивает: “А что я сделал для того, чтобы это совместное дело получилось более удачным?”. Он дисциплинирован, потому что умеет радоваться всему многообразию происходящих событий, и идёт вперёд, несмотря ни на какие трудности, потому что устремлён к новому миру, в котором люди будут слушать и слышать друг друга, чувствовать чаяния других людей. И если он в том постоянен, тогда он становится культурным человеком, а значит и деловым.
Отсюда открывается путь к воспитанию истинно деловых людей. Целью деловых отношений является достижение субъектами практического результата в совместной деятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и все правила межличностных отношений находят своё отражение в деловой культуре. Деловые отношения оказывают огромное влияние на личность, развивая культуру общения, поведения.
В школе присутствуют отношения делового характера. Приучая детей уже в школе к деловым отношениям, мы ориентируем их на правильное решение жизненных задач. Культура деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Рассматривая общение с точки зрения педагогов, психологов возникает множество вопросов, неразрешённых ситуаций и проблем. Находясь в постоянном поиске, отыскивая ответы на возникающие вопросы, выяснилось, что многие из них можно найти, если внимательно и глубоко изучать риторику.
Наука риторика призвана способствовать становлению на этот путь, потому что учит эффективному общению людей. Эффективное общение являет эффективный алгоритм решения наших совместных задач. В любой поставленной задаче общения важно всё: и само слово, и интонация, с которой его произносят, и время, и место его произнесения, ведь здесь функционально закладывается и форма, и содержание предстоящего события, явленного как результат общения людей.
Деловой человек – это тот, кто может управлять условиями развития. Управление предполагает две возможности:
  • умение согласовывать своё понимание процессов с другими людьми;
  • умение с ними вместе сделать общее дело.
Согласование без общения невозможно. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача, как практического, так и духовного плана. Вот здесь наука риторика как нельзя кстати. Владеющий ею человек достигнет своей коммуникативной цели – убедить собеседника, склонить к какому-либо действию.
Как часто мы говорим совсем не то, что хотели бы сказать, потому что не владеем по-настоящему искусством слова. “Как богата слова мастерская, подходящее, откуда взять?”
Необходимо много работать и учиться, чтобы речь стала лаконичной, лёгкой, точной, выразительной. Смысловая точность речи – одно из главных условий, обеспечивающих практическую ценность деловых отношений. Риторика предполагает выполнение речевых упражнений, решение языковых задач, что ведёт не только к развитию правильной и культурной речи, но активизирует мышление ребёнка, влечёт за собой развитие наблюдательности, внимания, памяти и, самое главное, развитие природного языкового чутья. Именно оно поможет ребёнку в дальнейшем контролировать свою речь, не допускать грубых примитивных конструкций.
А это уже не только личное дело. От уровня культуры речи сегодняшних детей зависит будущее завтрашних взрослых. Значит, совершенствование речи каждого ребёнка становится общественно необходимым делом.
Для успешного познания науки риторики, помимо школьных занятий, надо организовывать самые разнообразные формы и виды работ: факультативные занятия, кружки, проводить внеклассные мероприятия, много читать самому, смотреть кинофильмы, анализировать, обсуждать с взрослыми и сверстниками просмотренное, писать отзывы, высказывать собственное мнение, посещать театры, клубы по интересам.
Зачем?
Чтобы пополнять словарный запас, учиться общаться с людьми, получать знания о нормах этикета, постигать искусство диалога, беседы, спора. Чтобы усваивать правила культурного поведения, учиться планировать свою деятельность, воспитывать аккуратность, тактичность, деликатность, надежность, честность, расширять свой кругозор, углублять знания об окружающем, развиваться в различных областях знаний, разбираться в жизненных ситуациях, всевозможных явлениях, приобретая ментальное различение, понимание мира. Только тогда в общении с другими людьми, возможно, находить нужные и убедительные слова, т.е. вести правильно деловую беседу. Необходима связь языка и действительности, языка и мышления, обретение культуры речевого поведения в жизни, на все это надо активно стимулировать школьников.
Для современного человека важно обретение креативного мышления – причинного мышления, рождающего творчество как невозможность жить иначе, как естественный процесс дышать, смотреть, слушать и пр. Для этого надо просто ощущать себя частью большего пространства, составляющей его, необходимой для него и черпающей в ней свои жизненные силы. Маленький человечек есть часть семьи, часть школьного коллектива, часть страны, частичка планеты Земля и т.д. Он должен чувствовать себя этой частью, радоваться своей полезности в ней и осознавать силу единства с нею. Это стимулирует ребёнка на общение друг с другом, наполняя опытом взаимодействия, а значит, возможностью и радостью стать реализованным в жизни человеком.
Выше отмечалось, что слова, которые люди произносят, действуют на нескольких уровнях: есть само содержание, смысл, который передаётся словами. Но есть ещё и смысл как отношение к действиям партнёра, который передаётся интонационно. Важно, чтобы тот смысл, который человек передаёт словами, совпал с тем, который звучит в интонации и демонстрируется в поведении, т.е. следует быть искренним в выражении своих чувств, чтобы обучение шло успешно. Если на словах ученику передаётся: “Говори, говори, я внимательно тебя слушаю…”, а интонация показывает, что его действия не вызывают настоящего интереса, возникает недоверие и ощущение неискренности общения. Со временем отсутствие чувства собственной значимости закрепляется и приводит к...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.08.01 | Просмотров: 903

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340