Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Психолого-педагогическая работа с родителями тревожных детей


Автор(ы): Лисова Татьяна Александровна, педагог-психолог

Введение.
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других. Гарри Стек Салливан утверждает, что низкая самооценка, это следствие определённых неблагоприятных переживаний, которые препятствуют реализации конъюнктивного побуждения, иными словами ребёнку трудно найти в себе силы выказать расположение к другому человеку. Такое состояние ребёнка приводит к развитию “комплекса неполноценности”, а на фоне “комплекса неполноценности” в процессе интеллектуализации может формироваться “комплекс превосходства” (А. Адлер). Таким образом, имеют место детские неврозы различного характера (А. Фрейд). Высокая тревожность у детей может привести к формированию защитного механизма “комплекса Иона” (А.Г. Маслоу), который будет препятствовать актуализации личности. Снижение уровня тревожности позволяет детям повысить уровень самооценки, испытывать чувство душевного комфорта, успешнее учиться, быстро адаптироваться в детском обществе и системе учебной деятельности.
Формы работы с родителями тревожного ребёнка.
Формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. С родителями необходимо проводить разъяснительные беседы, рекомендовать для чтения специальную литературу и привлекать их к взаимодействиям с педагогом и психологом. Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван
  • негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
  • неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
  • противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители или школа (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1998).
Наши исследования показали, что родители тревожных детей, сами бывают высоко тревожными, в связи с собственной тревожностью имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями. Таким родителям следует, прежде всего заняться самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов изменения самооценки, предложенных Лючиндой Бассет (1997), которые нами оформлены в таблице.
Содержание Пути выполнения
№ 1 Постарайтесь более позитивно относиться к жизни Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений* Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное
№ 2 Относитесь к людям так, как они того заслуживают * Выискивайте в каждом человеке позитивные качества, а не их недостатки,
№ 3 Относитесь к себе с уважением Составьте список своих достоинств* Убедите себя в том, что вы имеете таковые
№ 4 Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе* Если да — то не откладывайте
№ 5 Начинайте принимать решение самостоятельно Помните, что не существует правильных и неправильных решений* Любое принятое вами решение вы всегда можете оправдать и обосновать
№ 6 Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи* Имейте и любите свои “слабости”
№ 7 Начинайте рисковать * Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика
№ 8 Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в обстоятельства и пр. Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных ситуаций* Если вы не можете повлиять на ход событий,
“ отойдите в сторону” и просто подождите
Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности. Целесообразно предложить родителям идеальную модель общения в семье (А.А. Бодалева, В.В. Столина).
  • Все члены семьи, включая ребенка, равноправны.
  • Каждый обладает своей автономией, имеет право сам решать, как ему лучше поступить, поделиться с психологом своими намерениями, или нет.
  • Каждый может и умеет выражать словами те чувства, позитивные и негативные, которые он испытывает в данный момент по отношению к другим членам семьи. Все чувства принимаются. Дети специально обучаются критике родителей. “Все мы можем ошибаться”.
  • Семейный совет имеет только совещательный голос. Каждый вправе принять или не принять его. Родители советуются со своим ребенком.
  • Члены семьи не дают негативные оценки друг другу, а только выслушают, не перебивая, то, что говорит другой, стараясь понять его чувства. Можно задавать наводящие вопросы, чтобы человек сам что-то лучше понял. Не обобщают прошлое, неприятное, опираются на принцип “здесь и теперь”.
  • Не прибегают к моральным штампам, рассказывают о себе, своих затруднениях, своей личной жизни.
  • Хвалят хорошие дела и поступки.
  • В семье царит доверие и уважение. Терпеливая любовь, внимание к миру переживаний другого. Происходят душевные разговоры на любые темы.
Американский психолог Рикк Брей предлагает воспринимать свою жизнь как единственную, неповторимую в этом мире! Уважать себя за то, что живёте праведно! Соблюдение ниже описанных правил, поможет родителям правильно реагировать на стрессовую ситуацию.
Стресс (правильная реакция) Дистресс (неправильная реакция)
1 Страдания от судьбы и природы принять достойно, собравшись для дальнейших дел.Страдания, причиненные людьми, неправедно живущими, исключить 1 Оценивать ситуацию так, как трагически безысходную.Страдать от оскорблений недостойных людей.
2 Не будем переживать об умерших днях, так же не будем сжигать созидательную энергию, ожидая беду. 2 Сжигать энергию, переживая прошлую и предстоящую беду.
3 Знать свой темперамент. 3 Не придавать ему значения.
4 Помнить, что какими бы тяжелыми муки ни были, они окончатся. 4 Не помнить этого.
5 Слабые книжные герои — не образец для поведения!
Только вам по силам разобраться в собственной беде.
5 Взять за образец человека слабого или с больной психикой.
6 Помочь горю может классическая музыка, изобразительное искусство, юмор, живое существо в доме, природа, танцы. 6 Отказаться от этого.
7 Если обстоятельства сильнее — смириться и искать выход. 7 Нервничать, упорствовать, сжигать созидательную энергию.
8 Общаться с близкими друзьями! Помогать им посильно. 8 Уединяться.
9 Дать выход боли, переключиться на деятельную жизнь. 9 Играть роль страдальца, держать причину боли в себе.
10 Поделиться с близким человеком, психологом. Излить всё на бумаге и уничтожить её. 10 Повторить в воспоминаниях стрессовую ситуацию.
11 Смотреть на свою жизнь только с хорошей стороны. 11 Видеть свою жизнь и отдельные случаи с отрицательной стороны.
Родители должны чаще с детьми устраивать совместные праздники, спортивные игры, посещать бассейн или в летний период летнего времени местные водоёмы, подвижные игры на природе, организовывать пикники на природе, походы в зоопарк, в театр, в кино, музеи, на выставки, желательно чаще вместе с семьёй совершать просто прогулки на воздухе.
Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика.
Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком. Родителям тревожных детей будут полезны релаксационные упражнения, тренинги, танцы, пение на “КАРАОКЕ”, а также семейные игры под рубрикой “Кто в семье психотерапевт?”.
Игра: “Анонимный список претензий”.
К условленному вечеру каждому члену семьи предлагается бросить в почтовый ящик квартиры конверт с надписью: "До такого-то числа не вскрывать!" В конверте должен быть листок с претензиями данного лица ко всем остальным членам семьи. Подписываться под этим текстом не надо, разрешается изменить почерк, воспользоваться чужой рукой, вырезанными буквами или пишущей машинкой. В заранее назначенный час все конверты при общем сборе вскрываются самым младшим в семье, а затем претензии дважды зачитываются вслух самым старшим. Разрешено высказывать догадки о том, кому принадлежит тот или иной текст, но запрещается упрекать предполагаемого автора претензии. Далее, каждый из членов семьи, высказывает своё отношение к тем претензиям, которые адресованы ему лично. Он не обязан критиковать себя, но зато обязан обосновать перед всеми, почему он намерен (или не намерен) изменить свою позицию. Говорить он вправе только о себе, осыпание упреками конкретных других запрещено условиями игры. Упреки эти возможны лишь в такой форме: “Некоторые думают будто....” или “Кое-кто надеется, что...,” и т.п.
Игра: “Волшебные слова”.
По жребию кто-то из членов семьи оказывается “узником”, остальные окружают...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.08.02 | Просмотров: 894

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!