Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Психолого-педагогическая работа с родителями тревожных детей
Автор(ы): Лисова Татьяна Александровна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение. Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других. Гарри Стек Салливан утверждает, что низкая самооценка, это следствие определённых неблагоприятных переживаний, которые препятствуют реализации конъюнктивного побуждения, иными словами ребёнку трудно найти в себе силы выказать расположение к другому человеку. Такое состояние ребёнка приводит к развитию “комплекса неполноценности”, а на фоне “комплекса неполноценности” в процессе интеллектуализации может формироваться “комплекс превосходства” (А. Адлер). Таким образом, имеют место детские неврозы различного характера (А. Фрейд). Высокая тревожность у детей может привести к формированию защитного механизма “комплекса Иона” (А.Г. Маслоу), который будет препятствовать актуализации личности. Снижение уровня тревожности позволяет детям повысить уровень самооценки, испытывать чувство душевного комфорта, успешнее учиться, быстро адаптироваться в детском обществе и системе учебной деятельности. Формы работы с родителями тревожного ребёнка. Формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. С родителями необходимо проводить разъяснительные беседы, рекомендовать для чтения специальную литературу и привлекать их к взаимодействиям с педагогом и психологом. Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван - негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
- неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
- противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители или школа (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1998).
Наши исследования показали, что родители тревожных детей, сами бывают высоко тревожными, в связи с собственной тревожностью имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями. Таким родителям следует, прежде всего заняться самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов изменения самооценки, предложенных Лючиндой Бассет (1997), которые нами оформлены в таблице. № | Содержание | Пути выполнения | № 1 | Постарайтесь более позитивно относиться к жизни | Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений* Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное | № 2 | Относитесь к людям так, как они того заслуживают | * Выискивайте в каждом человеке позитивные качества, а не их недостатки, | № 3 | Относитесь к себе с уважением | Составьте список своих достоинств* Убедите себя в том, что вы имеете таковые | № 4 | Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе | Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе* Если да — то не откладывайте | № 5 | Начинайте принимать решение самостоятельно | Помните, что не существует правильных и неправильных решений* Любое принятое вами решение вы всегда можете оправдать и обосновать | № 6 | Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние | Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи* Имейте и любите свои “слабости” | № 7 | Начинайте рисковать | * Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика | № 8 | Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в обстоятельства и пр. | Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных ситуаций* Если вы не можете повлиять на ход событий, “ отойдите в сторону” и просто подождите | Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности. Целесообразно предложить родителям идеальную модель общения в семье (А.А. Бодалева, В.В. Столина). - Все члены семьи, включая ребенка, равноправны.
- Каждый обладает своей автономией, имеет право сам решать, как ему лучше поступить, поделиться с психологом своими намерениями, или нет.
- Каждый может и умеет выражать словами те чувства, позитивные и негативные, которые он испытывает в данный момент по отношению к другим членам семьи. Все чувства принимаются. Дети специально обучаются критике родителей. “Все мы можем ошибаться”.
- Семейный совет имеет только совещательный голос. Каждый вправе принять или не принять его. Родители советуются со своим ребенком.
- Члены семьи не дают негативные оценки друг другу, а только выслушают, не перебивая, то, что говорит другой, стараясь понять его чувства. Можно задавать наводящие вопросы, чтобы человек сам что-то лучше понял. Не обобщают прошлое, неприятное, опираются на принцип “здесь и теперь”.
- Не прибегают к моральным штампам, рассказывают о себе, своих затруднениях, своей личной жизни.
- Хвалят хорошие дела и поступки.
- В семье царит доверие и уважение. Терпеливая любовь, внимание к миру переживаний другого. Происходят душевные разговоры на любые темы.
Американский психолог Рикк Брей предлагает воспринимать свою жизнь как единственную, неповторимую в этом мире! Уважать себя за то, что живёте праведно! Соблюдение ниже описанных правил, поможет родителям правильно реагировать на стрессовую ситуацию. № | Стресс (правильная реакция) | № | Дистресс (неправильная реакция) | 1 | Страдания от судьбы и природы принять достойно, собравшись для дальнейших дел.Страдания, причиненные людьми, неправедно живущими, исключить | 1 | Оценивать ситуацию так, как трагически безысходную.Страдать от оскорблений недостойных людей. | 2 | Не будем переживать об умерших днях, так же не будем сжигать созидательную энергию, ожидая беду. | 2 | Сжигать энергию, переживая прошлую и предстоящую беду. | 3 | Знать свой темперамент. | 3 | Не придавать ему значения. | 4 | Помнить, что какими бы тяжелыми муки ни были, они окончатся. | 4 | Не помнить этого. | 5 | Слабые книжные герои — не образец для поведения! Только вам по силам разобраться в собственной беде. | 5 | Взять за образец человека слабого или с больной психикой. | 6 | Помочь горю может классическая музыка, изобразительное искусство, юмор, живое существо в доме, природа, танцы. | 6 | Отказаться от этого. | 7 | Если обстоятельства сильнее — смириться и искать выход. | 7 | Нервничать, упорствовать, сжигать созидательную энергию. | 8 | Общаться с близкими друзьями! Помогать им посильно. | 8 | Уединяться. | 9 | Дать выход боли, переключиться на деятельную жизнь. | 9 | Играть роль страдальца, держать причину боли в себе. | 10 | Поделиться с близким человеком, психологом. Излить всё на бумаге и уничтожить её. | 10 | Повторить в воспоминаниях стрессовую ситуацию. | 11 | Смотреть на свою жизнь только с хорошей стороны. | 11 | Видеть свою жизнь и отдельные случаи с отрицательной стороны. | Родители должны чаще с детьми устраивать совместные праздники, спортивные игры, посещать бассейн или в летний период летнего времени местные водоёмы, подвижные игры на природе, организовывать пикники на природе, походы в зоопарк, в театр, в кино, музеи, на выставки, желательно чаще вместе с семьёй совершать просто прогулки на воздухе. Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика. Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком. Родителям тревожных детей будут полезны релаксационные упражнения, тренинги, танцы, пение на “КАРАОКЕ”, а также семейные игры под рубрикой “Кто в семье психотерапевт?”. Игра: “Анонимный список претензий”. К условленному вечеру каждому члену семьи предлагается бросить в почтовый ящик квартиры конверт с надписью: "До такого-то числа не вскрывать!" В конверте должен быть листок с претензиями данного лица ко всем остальным членам семьи. Подписываться под этим текстом не надо, разрешается изменить почерк, воспользоваться чужой рукой, вырезанными буквами или пишущей машинкой. В заранее назначенный час все конверты при общем сборе вскрываются самым младшим в семье, а затем претензии дважды зачитываются вслух самым старшим. Разрешено высказывать догадки о том, кому принадлежит тот или иной текст, но запрещается упрекать предполагаемого автора претензии. Далее, каждый из членов семьи, высказывает своё отношение к тем претензиям, которые адресованы ему лично. Он не обязан критиковать себя, но зато обязан обосновать перед всеми, почему он намерен (или не намерен) изменить свою позицию. Говорить он вправе только о себе, осыпание упреками конкретных других запрещено условиями игры. Упреки эти возможны лишь в такой форме: “Некоторые думают будто....” или “Кое-кто надеется, что...,” и т.п. Игра: “Волшебные слова”. По жребию кто-то из членов семьи оказывается “узником”, остальные окружают...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.08.03 | Просмотров: 974
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|