Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок — защита оценки Непослушное дитя биосферы (2 часа) - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Урок — защита оценки Непослушное дитя биосферы (2 часа)


Автор(ы): Кирилюк Ольга Степановна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
На доске: “Наше поведение почти так же, как и наш облик, несет в себе много черт, унаследованных от близких предков, так и более далеких. Это роднит нас со всеми, что живет на Земле”.
Ведущая дидактическая цель: проверка и коррекция знаний и умений учащихся.
Задачи:
  1. Образовательный аспект: повторить и систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза; об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека; углубить знания о биосоциальной сущности Человека разумного.
  2. Развивающий аспект: продолжить обучению находить нужный материал в дополнительной литературе, учить анализировать факты в определенной логической последовательности.
  3. Воспитательный аспект: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.
Оборудование:
  • презентация “Происхождение человека”;
  • таблицы “Эволюция человека”;
  • тесты;
  • карточки, касающиеся антропогенеза (названия культур, места находок, даты находок, анатомические особенности и т.д.);
  • дополнительная литература;
  • у каждой группы - лист ватмана, фломастеры.
Ход урока
Мотивация
Я предлагаю вам вновь окунуться в мир наших предков, постараться представить их облик, их образ жизни.
Костер, похрустывая ветками,
Мне память тайную тревожил, -
Он был зажжен в пещере предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им, “единственным”,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной
Необустроенной планете.
Просмотр с помощью мультимедиа презентации “Происхождение человека”.
Учитель: Для чего нам нужны знания об антропогенезе человека?
Ученики: Чтобы понять, как появился на Земле человек, как шло его развитие. Многое в нашем поведении можно объяснить генетической памятью.
I. Актуализация опорных знаний и умений:
Работа с терминами: Объяснить значение терминов “антропогенез”, “антропоморфозы”
Указать систематическое положение человека (на доске).
Фронтальный опрос:
Расскажите о происхождении и эволюции приматов.
  1. С какого существа начался эволюционный путь приматов, приведший к появлению человека?
  2. Какие семейства входят в отряд приматов? Какими признаками отличались их общие предки?
  3. На что был направлен естественный отбор в процессе антропогенеза? Где условно проходит граница между обезьяной и человеком?
II. Проверка знания учащимися основных понятий, умения аргументировать свои суждения, работать в группе.
Работа в группах по установлению основных этапов, движущих сил антропогенеза и углублению знаний о биосоциальной сущности человека с последующей социализацией.
Класс разбит на 5 групп. Выбирают вождя и хранителя времени. Вождь – лидер, организующий распределение заданий в своей группе, впоследствии будет рассказывать о какой-либо группе предков человека (выпавшей по жребию). Хранитель времени следит за соблюдением времени, отведенного на выполнение заданий.
Задания группам (подробно в Приложении)
  1. Составить рассказ об особенностях строения и образа жизни предков человека.
  2. Изобразите на листе бумаги родословное древо человека.
  3. Составить схему последовательности этапов антропогенеза.
  4. Назовите движущие силы антропогенеза.
III. Защита заданий
1. Плакаты с изображением эволюционного древа человека крепятся на доске. Ученики вы сказывают замечания, исправляют ошибки.
2. Вожди племен ведут рассказ о “ своем племени” - о какой-либо группе предков человека. Члены других групп задают вопросы.
В группах происходит взаимооценивание участников (таблица на столе). Учитель также дает оценку правильности ответов.
IV. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания (на отдельном листочке, сдать учителю).
1. Работа по вариантам. Выполнить тестовое задание.
1 Вариант
1. Рудиментами у человека являются:
  • ушные мышцы, волосяной покров на теле, аппендикс;
  • мимические мышцы, дополнительные соски, развитые клыки;
  • хвост, дополнительные соски, аппендикс.
2. Атавизмами у человека являются:
  • мимические мышцы, волосяной покров на теле, дополнительные соски;
  • хвост, волосяной покров на теле, третье веко в углу глаза;
  • хвост, волосяной покров на теле, дополнительные соски.
3. Среди современных человекообразных обезьян наибольшим генетическим и биохимическим сходством с человеком обладает:
  • гиббон;
  • горилла;
  • шимпанзе;
  • орангутанг.
4. К биологическим факторам антропогенеза относятся:
  • групповое сотрудничество, сознание и речь;
  • изготовление орудий труда и общественный характер жизни;
  • борьба за существование и естественный отбор;
  • удлинение сроков ухода за детьми, забота о стариках больных.
5. К социальным факторам антропогенеза относятся:
  • естественный отбор;
  • борьба за существование;
  • наследственная изменчивость;
  • устройство постоянных жилищ.
6. Основной предпосылкой антропогенеза было:
  • прямохождение;
  • сознание и речевое общение;
  • трудовая деятельность;
  • использование руки для изготовления орудий труда.
7. Промежуточной формой на пути от животных к человеку не являются:
  • древние люди;
  • питекантропы;
  • кроманьонцы;
  • неандертальцы.
8. Какой фактор в эволюции человека приводит к ослаблению действ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.08.08 | Просмотров: 760

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340