Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе в МС (К) ОУС (К) ОШ - Спорт в школе и здоровье детей - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Спорт в школе и здоровье детей

Программа для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе в МС (К) ОУС (К) ОШ


Автор(ы): Ломака Екатерина Григорьевна, учитель лечебной физической культуры


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по физической культуре для учащихся отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе по своему содержательному наполнению ориентируется на медицинские показатели здоровья и нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
  • повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;
  • совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, игр на свежем воздухе и подвижных игр;
  • повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
  • обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;
  • формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры.
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется:
  • направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых в режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;
  • направленностью на реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивная пришкольная площадка;
  • направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности (знания о деятельности, способы деятельности и результаты деятельности) и учитывающего возрастные особенности развития познавательной и предметной активности учащихся 1-9 классов, формирования их интересов к занятиям физическими упражнениями;
  • направленностью на соблюдение дидактических правил от простого к сложному, от освоенного к неосвоенному и от известного к неизвестному, задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;
  • направленностью на достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
В программу включены следующие учебные разделы: Основы знаний о физической культуре (информационный компонент), Способы деятельности (операциональный компонент) и Физическое совершенствование (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела (Основы знаний о физической культуре) представлено в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе, знания о человеке, знания об обществе.
Следующий раздел Способы деятельности в своем учебном содержании соотносится с представлениями о предметности двигательной деятельности и отражается в соответствующих способах ее организации: планировании и регулировании деятельности, контроле за ее результатами.
Содержание раздела Физическое совершенствование ориентировано на укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, двигательные действия (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, игры на свежем воздухе и подвижные игры) и упражнения на развитие основных физических качеств.
В заключительном разделе Требования к качеству освоения программного материала приводятся индикаторы проверки подготовленности учащихся по основным позициям программы. Эти индикаторы позволяют достаточно объективно и оперативно оценить успехи учащихся в овладении предметным содержанием и вносить при необходимости коррективы в образовательный процесс.
В данной программе общеразвивающие упражнения объединены в относительно самостоятельный раздел, которым завершается изложение программного материала, распределенного по годам обучения. Включенные в этот раздел физические упражнения по своему структурному содержанию соотносятся с видами спорта и сгруппированы по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такой подход в распределении программного содержания позволяет учителю самому отбирать общеразвивающие упражнения, исходя из показаний здоровья и физической подготовленности учащихся, степени освоенности этих физических упражнений.
Учитывая материальную базу школы и психо-физические возможности учащихся раздел Лыжная подготовка заменён разделом Игры на свежем воздухе.
Планирование программного содержания целесообразно начинать с освоения учащимися учебного материала из подраздела Оздоровительная и корригирующая гимнастика, входящего в раздел Физическое совершенствование. Освоение этого материала осуществляется учащимися на основе положений индивидуального подхода с ориентацией на достижение некоего общего для группы школьников уровня показателей функционального состояния организма, двигательной и физической подготовленности. При использовании данной ориентации объективно складываются условия, когда, с одной стороны, становится возможным постепенное введение в педагогический процесс программного материала из подраздела Физическая подготовка, а с другой - перевод самого педагогического процесса на методику дифференцированного подхода.
Данная программа соответствует основным требованиям и не вызывает затруднений при прохождении её разделов.
Специальные медицинские группы комплектуются врачом, по учебным группам в соответствии с показаниями их здоровья.
Распределение программного материала
(в учебных часах)

Разделы и темы программного материала 1 группа
1 - 4 кл.
2 группа
5 - 7 кл.
3 группа
8 - 9 кл.
Основы знаний о физической культуре 1 1 1
Способы деятельности 1 1 1
Физическое совершенствование: оздоровитпелъная и корригирующая гимнастпика
 гимнастика с основами акробатики
 легкая атлетика
 игры на свежем воздухе
 подвижные и спортивные игры
6616
14
20
6
10
6616
14
20
6
10
6616
14
20
6
10
Итого: 68 68 68

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (1-4 кл.)

Основы знаний о физической культуре.
Физическая культура в укреплении здоровья человека.
Правила поведения и техники безопасности на уроках физической культуры. Характеристика основных физических качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации.
Способы деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: проведение утренней зарядки, физкультминуток, комплексов упражнений (без предметов и с предметами) для формирования правильной осанки и профилактики нарушения зрения; подвижные игры во время прогулок. Уровень развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации.
Физическое совершенствование
Оздоровительная и корригирующая гимнастика.
Комплексы упражнений: упражнения на формирование правильной осанки без предметов и с предметами (гимнастической палкой, обручем, скакалкой, мячом), на развитие мышц туловища, на профилактику плоскостопия; на развитие равновесия. Упражнения с различным типом дыхания (грудной, брюшной и смешанный типы) в положении лежа, стоя на месте и в движении. Упражнения на профилактику нарушений зрения. Упражнения на чередование напряжения и расслабление мышц.
Ходьба: с изменяющейся скоростью и направлением передвижения; с изменяющейся длиной шага и скоростью; на носках и пятках; в парах, используя разные исходные положения (в приседе, полуприседе; гусиным шагом).
Бег: в медленном темпе в чередовании с ходьбой, с изменением направления передвижения в парах; из разных исходных положений; с высоким подниманием бедра; с захлестом голени; с различным положением рук.
Комплексы упражнений из ЛФК разработаны в соответствии с рекомендациями врача и учителя ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни:
  • специальные упражнения для глаз;
  • упражнения для снятия утомления глаз;
  • упражнения для снятия нервно-психического напряжения;
  • упражнения, способствующие выработке правильной осанки:
  • для шейного отдела позвоночника;
  • для грудного и пояснично-кресцового отделов позвоночника;
  • комплекс физических упражнений коррекционной направленности;
  • биокоррекция.
Ритмическая гимнастика: танцевальные упражнения (стилизованные шаги полька); имитационные упражнения (подражание передвижению животных); упражнения в чередовании движений с большой и укороченной амплитудой; наклоны туловища в разных направлениях, стоя на месте и в движении; общеразвивающие упражнения в разных исходных положениях (лежа, сидя, в упорах и стойках), выполняемые с разным ритмом и темпом.
Физическая подготовка
Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы; выполнение команд Равняйсь!, Смирно!, Вольно!, Налево!, Направо!, Шагом марш!, Наместе!, Стой!; повороты налево и направо, стоя на месте; построение в шеренгу, колонну, в круг; размыкание и смыкание приставными шагами. Акробатические упражнения: упоры (присев; согнувшись; лежа на возвышенности; сзади; на локтях); седы (ноги вместе и врозь; на пятках; углом); группировка в положении лежа на спине; раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад в группировке (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком. Прикладно-гимнастические упражнения: передвижения по гимнастической стенке вверх и вниз, одноименным и разноименным способом; передвижение по гимнастической стенке по диагонали и горизонтали; ползание и переползание по-пластунски; проползание под препятствием и перелезание через препятствие (высота до 80 см); хождение по гимнастическому коридору (20 см.);
Легкая атлетика: бег в спокойном темпе в чередовании с ходьбой и изменяющимся направлением движения (змейкой, противоходом, по кругу, по диагонали), из разных исходных положений; высокий старт с последующим небольшим ускорением. Прыжки на месте с поворотами вправо и влево, с продвижением вперед и назад, в длину и высоту с места; спрыгивание с горки матов, с мягким приземлением. Броски небольшого набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы, малого мяча в вертикальную цель способом с колена; броски большого мяча (баскетбольного) на дальность способом снизу из положения стоя и способом сверху из положения сидя, метание малого мяча в вертикальную мишень способом из-за головы стоя на месте; прыжки на месте и с поворотом на 90 на точность приземления, вперед, левым и правым боком по разметкам.
Игры на свежем воздухе: игры на развитие внимания, координации и точности движений Точно в цель, Вызов номеров, Через холодный ручей, Пустое место;игры на развитие ловкости, способности к коллективным действиям, чувства сплоченности команды: Паук, Веревочка, Зеркало.
Подвижные игры: на материале гимнастики с основами акробатики (игровые задания с использованием строевых упражнений: Становись-разойдись, Смена мест, Отгадай, чей голос?; Прокати быстрее мяч!, эстафеты по типу: Веревочка под ногами; игры У медведя во бору , Бой петухов , Совушка , Салки-догонялки , Не урони мешочек, Пройди бесшумно. На материале легкой атлетики - эстафеты; игры (Не оступись, Рыбки, Пингвины с мячом, Пятнашки, Кто быстрее, Быстро по местам, К своим флажкам, Точно в мишень, Третий лишний).
На материале спортивных игр: футбол - удар внутренней стороной стопы (щечкой) по неподвижному мячу (с места, с одного-двух шагов), по мячу, катящемуся навстречу и после ведения: подвижная игра: Точная передача; баскетбол - ловля и броски мяча двумя руками стоя на месте (снизу, от груди, из-за головы), передача мяча (снизу, от груди, из-за головы): подвижные игры:Брось-поймай, Охотники и утки, Метко в цель.
Требования к качеству освоения программного материала.
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся специальной медицинской группы № I должны иметь представления:
  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья;
  • о способах изменения направления и скорости передвижения;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  • о правилах поведения на занятиях физической культурой;
  • о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.
Уметъ: (выполнять с учителем)
  • выполнять комплексы физкультминуток;
  • выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
  • выполнять комплексы упражнений на развитие отдельных мышечных групп;
  • выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;
  • выполнять комплексы дыхательных упражнений;
  • выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;
  • выполнять элементы спортивных игр;
  • выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
  • выполнять строевые упражнения.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
  • гибкость - из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
  • быстрота - скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
  • выносливость - ходьба в течение одной минуты, м;
  • сила - прыжок в длину с места (демонстрировать технику);
  • координация - передвижение по напольному коридору шагом с поворотами в правую и левую стороны, м.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (5-7 кл.)

Основы знаний о физической культуре
Режим дня и личная гигиена. Правила поведения и техники безопасности на уроках физич.к.
Физические упражнения, их отличие от естественных (бытовых) двигательных действий.
Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации.
Способы деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: утренняя зарядка; комплексы упражнений (без предметов и с предметами) для формирования правильной осанки и профилактики нарушения зрения; подвижные игры во время прогулок.
Развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации.
Физическое совершенствование
Оздоровительная и корригирующая гимнастика
Комплексы упражнений: на формирование правильной осанки без предметов и с предметами (гимнастической палкой, обручем, скакалкой, мячом), на профилактику плоскостопия, на развитие равновесия; упражнения с разным типом дыхания (в положении лежа, стоя на месте и в движении); упражнения на профилактику нарушений зрения; упражнения на напряжение и расслабление мышц.
Ритмическая гимнастика: упражнения в чередовании движений с большой и укороченной амплитудой; стилизованные (имитационные) способы ходьбы в чередовании со стилизованными способами бега и прыжков; наклоны туловища в разных направлениях, стоя на месте и в движении; общеразвивающие упражнения в разных исходных положениях (лежа, сидя, в упорах и стойках), выполняемые с разным ритмом и темпом.
Ходьба: с изменяющейся длиной шага и скоростью, в приседе, левым и правым боком, на носках и пятках.
Бег: в парах, из разных исходных положений; с высоким подниманием бедра; с захлестом голени; с различным положением рук.
Комплексы упражнений из ЛФК разработаны в соответствии с рекомендациями врача с учетом инд. состояния здоровья и характера протекания болезни: см. приложение 1
Физическая подготовка
Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы; повороты кругом с разделением по команде Кругом! Раз-два; перестроение по два в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией, по кругу, по диагонали и противоходом. Акробатические упражнения: из положения лежа на животе последовательное поднимание головы и ног; прогибание (лодочка); из положения лежа на спине группировка; перекаты на спине в группировке; прыжки через скакалку на месте и с продвижением вперед; висы (стоя, лежа, на руках). Прыжок на горку матов; передвижение по гимнастическому коридору с предметами и без предметов; горизонтальное передвижение по гимнастической стенке; лазание по гимнастической стенке одноимённым способом в чередовании с разноименным (вверх одним способом, а вниз - другим и наоборот); ходьба по наклонной скамейке (вверх и вниз).
Легкая атлетика: ходьба с изменяющейся скоростью передвижения в сочетании с непродолжительным равномерным бегом с невысокой скоростью, низкий старт с последующим ускорением, бег с изменением темпа шагов и скорости передвижения, броски большого мяча (баскетбольного) на дальность способом снизу из положения стоя и способом сверху из положения сидя, метание малого мяча в вертикальную мишень способом из-за головы стоя на месте; прыжки на месте и с поворотом на 90° на точность приземления, вперед, левым и правым боком по разметкам, в длину с прямого разбега.
Игр на свежем воздухе: игра на развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча: П...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.08.09 | Просмотров: 847

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340