Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
И душа с душою говорит (из дневника учителя музыки) - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

И душа с душою говорит (из дневника учителя музыки)


Автор(ы): Галныкина Ольга Борисовна, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Методика. Имя существительное, как привычно думаем мы. Но подчас – всего лишь прилагательное, умело или неумело “приложенное” к нашему повседневному труду. Не подлежащее оно и не сказуемое!? Чаще – непредсказуемое…Во всеоружии, предвкушая радость открытий, мчимся мы на урок и…Увы… А иногда и не ждешь большого результата, да словно Жар-птица перо обронила в твою ладонь. И тут важно не замешкаться, не упустить.
ДОЦ “Россия”. В августе мальчишкам из нашего хора “Соловушко” выпало счастье отдохнуть и поработать в этом живописнейшем уголке Самарской области. Бродим с ними по сосновому бору. И вдруг глаза ослепило – травинка. А на ней – росинка, пронзенная закатным солнечным лучом. Все слетелись полюбоваться – и Артемушкин упреждающий жест: - Не спугните…
Идет разучивание “Счастья” Д.Б.Кабалевского. Нужен по-весеннему искрящийся звук. Тут-то и вспомнилась нам травинка, а на ней росинка… И зазвучало все необыкновенно “сверкуче” и счастливо.
Заканчивается одно из апрельских занятий. Допеваем “Милосердия двери” В.Ковальджи. Мой взгляд “зависает” на стене. Три огромных полотна. Какой художник и когда успел сотворить этот триптих!? На левом – по-блоковски бездонная лазурь, наполняющая душу романтикой несбывшегося. В центре – давящая, необыкновенной плотности и серости завеса. А рядом – легчайшая дымка, подсвеченная розово-алой закатной полосой. Мы стоим перед окнами, и в каждом – свои оттенки, свои полутона, своя музыка. Природа-художник, подарившая нам эти счастливые мгновенья, трудится неустанно. А мы? Как часто, пробегая в суете, не замечаем “обыкновенного” чуда.
Тучи над городом стали. “Грязное” небо, грязь под ногами. Не разбирая дороги, бегу на автовокзал – последний автобус. Вывернув из переулка на Московское шоссе, “торможу”, но не от потока машин, неустанно чавкающих шинами, пережевывающими дорожную жижу. Их не слышу, но вижу феерический мост, соединивший придорожные “берега”.
- Вы радугу видели!?
То ли не расслышав, то ли не поняв, женщина с двумя авоськами и покинутыми мыслью глазами, на секунду остановилась.
Жестом прошу обернуться.
- Ра-ду-га - словно впервые увидела или вспомнила то самое трепетное, из далекого детства…
Не первый год работая по программе “К вершинам музыкального искусства”, понимаю важность взаимосвязи постижения учениками музыки, как на уроке, так и на хоровых занятиях. Тем более что методы, ставшие основополагающими в программе “КВМИ”, очень созвучны тому, что происходит в процессе знакомства и разучивания хоровых произведений. И не важно, что на уроках музыки мы изучаем крупные музыкальные жанры, а на занятии хора звучат в основном миниатюры. Здесь принципиально важно единство методов и приемов, способствующих большему проникновению хористов в интонационный строй пусть даже небольшой хоровой зарисовки.
Методы пластического интонирования и моделирования, которые мы часто используем в работе над образным строем хорового произведения, пробуждают у хористов особый интерес к разучиваемому произведению, желание и стремление как можно точнее (голосом, звуком, жестом, мимикой, пластикой) передать его содержание. Все это позволяет хористам работать над произведением длительное время, не испытывая усталости, утомления. Повышается чистота интонации, так как обострено восприятие, внутренний слух. Исчезают проблемы с ритмом – все ритмические изменения нотного текста обретают образную логику. Нетрадиционные задания, “эвристические” вопросы, моделирование сюжета, когда в простом, обыденном вдруг раскрывается нечто необычное, – интригует, завораживает и помогает идти к успешному результату.
“Пам-пам-пам…” – жестко, сухо играю на инструменте три первых звука. (“Ночная история” муз. Б.Гецелева, сл. В.Левина). И, не услышав вопроса, памятуя о вводящей в изумление многих телезрителей игре, Володя Дуля уже пропевает свой ответ – продолжение мелодии М.Таривердиева “Семнадцать мгновений весны”… Любимый Штирлиц опять каждый вечер с нами.
Да, такие на редкость яркие ассоциации сбивают порою с намеченного плана. (Ну, что ж, пойдем твоим путем.)
- Так о чем же будет произведение?
- Слышна какая-то напряженность, таинственность – разведчики?
- Давайте послушаем дальше (исполняю первых два такта).
- В мелодии из кинофильма – бесстрашный, твердый, уверенный конец. А здесь – какая-то “крадущаяся” поступь, очень настороженная, затаенная, с опаской. А в конце вообще жутко страшно.
- Где и когда это происходит? – ночью, на пустынной улице.
- Кто-то вышел погулять?
- Нет, скорее кто-то хочет сделать что-то тайно, без посторонних глаз.
- Так кто же это?
Поем три первых “пам” – слышим чьи-то шаги… Два следующих “пам” – шаг маленький, очень робкий – женский… Два последующих – шаг больше, чуть по смелее – мужской… Два последних “пам” – они в испуге присели, схватились за голову, обернулись… потому и ритм такой “внезапный”, резкий, острый с акцентом… (Вот куда привела нас Володина ассоциация в домашних заготовках, о таком “копании” я и не мечтала).
Несмотря на деление в партитуре, всем хором постоянно, по несколько раз пропеваем каждую интонацию, пытаемся в ней услышать подсказку, изнутри понять где, когда и с кем все это происходит.
- Итак, наши герои мужчина и женщина.. Что же случилось? Какие-то звуки их насторожили, испугали…
Импровизируем, имитируя крик ночной птицы, скрип ветки, шум ветра, приказ замереть, сигнал автомобиля…
Когда хористы “входят” в состояние героев, то начинают импровизировать с легкостью, снимается излишняя застенчивость, зажатость, ведь это не я, – герой. Задача же педагога умело направить их импровизации в русло разучиваемой музыки.
После того как на 2 – 3 занятиях в столь интригующей атмосфере будут выучены основные мелодические обороты, наступает самый захватывающий момент, когда все произведение читается с листа по партитуре. Целиком без остановок и исправлений, главное – не ослабить энергетику, наработанную прежде.
- Хористов со слабыми нервами просим покинуть помещение… Начали…
Вот они на лестнице… выше… еще выше… уже на крыше и… долгожданный финал:
Миссис и мистер Бокли, в кромешной темноте взобравшиеся на крышу, с умилением колют орехи. “А скорлупки броса-а-ют вниз, прямо вниз”.
Все посмеялись от души. Кто-то даже слегка разочарован… Теперь важно и слушателей заинтриговать атмосферой напряженного переживания. Сколько для этого стоит вложить труда, терпения, а главное – желания.
До знакомства с названием и текстом произведения “Летал соловьюшко…” (муз. А.Даргомыжского, сл. И.Лажечникова) разучиваем мелодию по фразам, точнее, по мотивам, интонациям. И сразу отмечаем “взлетный” первый ход, в котором простор, свобода, парение. Поем плавно, во всю ширь раздвигаем руки – размах крыла – орел!?…А звук так долог!?…Что же в мелодии дальше – пролетел мимо, скрылся вдали?.. Кружение, порхание… Орла!? – Нет, маленькой птички.
Пытаемся пластически показать это – хористы с радостью “разлетаются” по классу, исполняя мелодию на “у”.
Сколь изобретательны бывают в таких заданиях мальчишки. Подмечая каждую мелочь: сел на веточку, вдруг кто-то его спугнул, и он, слетев с нее, притаился… кустик понравился - кружится вокруг, розовый куст - в цвету, какой аромат источает – пытаются все это передать в своем исполнении.
И, само по себе, незаметно звучание мелодии обретает легкость, полетность, особое изящество, добиться которых простыми установками: “выше, легче, тише…” бывает просто невозможно.
- Так кто же эта маленькая птичка – воробей, синичка.… Прислушайтесь, как она поет…
Прошу детей закрыть глаза и “услышать” ее голос - поем... Переливы, трели – так кто же это – соловушко? И после того, как в процессе такой незатейливой игры (на 2 – 3 занятиях), когда дети насладились импровизацией и незаметно для себя выучили мелодию, можно приступать к разучиванию текста.
У такой игры-импровизации есть и свои правила. Лучшими становятся те, чьи движения, жесты, мимика, “паузы” были ярки, изобретательны, главное, созвучны музыке. Те, кто сумел не только передать все пластически, но и смог при этом чисто интонировать. Поэтому часто прислушиваемся, все ли “птички” поют одинаково звонкими, радостными, чистыми голосами.
Такие игры очень вариативны. Задания-импровизации могут быть вольными – кто, как и что слышит в музыке, а могут иметь и конкретные установки: мои, кого-то из хористов или, например, дисканты - альтам и наоборот. Хористам предлагаются варианты импровизаций как отдельные задания (полетать над лесом) или целые рассказы-действа.
Конечно, не у всех все получается и не сразу идеально. Поэтому выбираем лучших из всех и лучших из лучших. Проводя такой отбор, хористы учатся не только быть внимательными к окружающим, происходящему вокруг, но и быть тактичными в замечаниях и щедрыми на похвалу.
Кроме работы над хоровыми произведениями, распевания мы пытаемся находить время и хоровым импровизациям.
“Сочинение” на полюбившуюся поэтическую строку (из наших занятий по МПА, с уроков литературы и из домашнего чтения, с чем очень проблематично – мальчики мало читают, тем более поэзию).
Итак, строка, которая неотступно, всегда с тобою. Строка, которая захватила, всколыхнула внутри что-то такое, или наоборот, наполнила сосредоточенной тишиной. Загадочная, неординарная, которая для тебя больше, чем слова.
Такую строчку предлагаю “о-музыкалить”, вот именно – не озвучить, наложив на какие-то звуки, а окутать ее музыкой, придать ей нечто особенное, музыкально-поэтическое. Пропеть с тем ощущением, с тем чувством, которое вибрирует внутри. Возможно, это будет монодия, речетация… или всего один звук, но такой, который пронизан, наполнен “дыханием” фразы…
На первый взгляд задание кажется невыполнимым.
- Как это?! – недоумевают хористы.
- Я не могу…
Но… Дорогу осилит идущий…
Пробуем, теряемся, ошибаемся, “плутаем”, преодолевая собственную неуверенность, зажатость. И наконец находим.
Тогда и понимаем – как это… Ведь главное для нас - самовыражение.
Поскольку любителей поэзии среди хористов маловато, на первое занятие подстраховываюсь – выбираю то, что читали вместе.
“На холмах Грузии лежит ночная мгла…”.
Включаю свой “фонарь”, чтобы высветить то, что еще осталось незамеченным.
- Мгла? – окутывает все пеленою…
- Ночная мгла? - самая темная…
- Легла ночная мгла – что-то застывшее, бездейственное…
- Какие они, холмы Грузии – гордые, величественные, в снежных шапках… Видны ли сквозь ночную мглу…
- Прислушайтесь, как это в вас звучит? Мелодия “перебегает” по всем звукам или “застыла” на одном? Резкая, порывистая? “Растворенная”, “дремлющая”, “мглистая”? От нее тепло? Прохладно? Душно?
Каков же эталон?
Каким камертоном “выверить” чистоту созвучий?
Золотым сечением души?!
После традиционного сопротивления, которое я, уже приученная, научилась не замечать, находятся смельчаки…
На ощупь, неуверенно, робко… голос не слушается…
- Хотел не так…
- Была другая мелодия…
- В гол...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.08.13 | Просмотров: 1059

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340