Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Природные зоны России в произведениях русских писателей и поэтов
Автор(ы): Янцен Анна Владимировна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Географический вечер, который проводится после изучения темы “Природные зоны России” Цели вечера: - Закрепить знания о природных зонах России, научить ребят видеть межпредметные связи, (в данном случае “литература – география”), использовать знания о своем регионе.
- Развитее коммуникативных и лидерских навыков, творческих способностей, умения работы в едином коллективе и в инициативных группах.
- Воспитание любви к России и своей малой родине – Якутии.
Форма организации: Творческие группы. Оборудование: Мультимедийная система для проецирования фотографий, магнитофон и аудиокассета с записанной звуковой дорожкой вечера, на стенf[ – стенгазеты, сделанные учащимися по природным зонам России, костюмы для участников представления, а также необходимые декорации для каждой из сцен. Подготовительный этап работы: Инициативные группы учащихся находят материал о природных условиях каждой из природных зон России, а также литературный материал с описанием природы, который потом классифицируется по принадлежности к той или иной природной зоне. Делается монтаж аудиозаписи, которая звучит в течении всего вечера, при этом обязательно учитывается время действия каждой из сцен. Ребята не занятые в вечере рисуют стенгазеты, посвященные определенной природной зоне. Действующие лица: - Редактор газеты
- Журналисты (6 человек)
- Секретарь газеты
- Оленевод
- Геологи (2 человека)
- Альпинист
Сцена 1 - редакция (Кабинет редакции журнала “Лик”, идет заседание редакционного совета) Редактор: Наше сегодняшнее собрание обусловлено тем, что рейтинг нашего журнала медленно, но верно ползет вниз. Как показал спрос общественного мнения – нужно быть поближе к природе. Журналист 1: В моде все натуральное. Редактор: А потому, с целью написания серии научно-популярных статей, вы отправляетесь в командировку от редакции. Журналист 1: И при том очень далеко. Журналист 2: Куда? Журналист 1: Подальше. Журналист 2: Что вы хотите сказать, что к белым медведям на север или в тундру нас сошлете? Редактор: Да. Журналист 2: О нет! Редактор: Не нет, а да. Все необходимое получите у завхоза. (Звучит песня “Я не знаю где встретиться…”) Сцена 2 - тундра (В темноте около костра сидят постепенно замерзающие журналисты в походном одеянии и пытаются сварить ужин, на сцену проецируется изображение костра, звучит песня “Увезу тебя я в тундру”) Журналист 1: Это все наш редактор – ведь взбредет же в голову отправить нас в такую жуть-в тундру, на мерзлоту, в Якутию. Другие на Кавказе отдыхают, а мы, для разнообразия в тундре – у костерка. Журналист 2: Да уж, небо весь день и то, подстать настроению, хмуро, вечно покрыто облаками и в воздухе мыться можно. Зачем душ, если вода кругом в воздухе. Журналист 3: И под ногами хлюпает: болото, мох как губка, напитанная водой, кустики какие- то понатыканы. Журналист 2: Которые, кстати, как липучки какие-то цепляются к штанам и рвут их. Журналист 1: Да… ничего себе командировочка – серость, сырость, вокруг ни деревца, да и дубак такой, что хоть волком вой. А под ногами – вечная мерзлота. Журналист 2: Ну что вы разнылись. Я вот тут специально для поднятия боевого духа в книжках покопалась перед отъездом, ну и нашла… Мчусь тундрой, белыми снегами, Куда олень меня везет, И юкагирскими огнями Вдруг озарился горизонт. На небе, где столпились звезды, Возникло много ярких дуг, Как будто где-то вспыхнул воздух, Вдруг осветилось все вокруг. Внезапно стал румян. Красивые большие волны Забушевали надо мной, Путь указуя, звали словно Людей на север мой родной. Журналист 3: Все б тебе по книжкам рыться, а ты вокруг-то посмотри, благо ночь светлая, мне ж на пленку снять нечего, кроме мышей этих местных – леммингов ни зверушки ж нету… Журналист 2: Нет, ну если присмотреться, то на горизонте можно увидеть и оленей. Прямо картинка “так вот ты какой - северный олень”. Только во множественном варианте – целое стадо. Журналист 1: Мне кто-то говорил, что тундра – это песнь оленеводов. Журналист 3: Вот и он – вспомни появится, пригласить бы надо. (На сцене появляется “местный житель”, журналисты пытаются завести разговор и расспрашивают его про оленей, в ходе беседы “оленевод” рассказывает о северном олене: Северные олени интересны как пример замечательного приспособления к жизни в суровых условиях. Северные олени не проваливаются в снег, потому что у них широкие копыта, которые помогают свободно передвигаться даже по болотам и топям. Шерсть у северных оленей тоже особенная: у всех животных волоски у основания толще, а на концах – тоньше. У оленей же – наоборот. Благодаря этому шерстинки плотно прилегают друг к другу и даже во время сильного ветра надежно защищают оленя от холода. Шерсть служит оленю и “спасательным поясом”: северные олени хорошо плавают, потому что волосинки внутри пустые. Это особенно необходимо оленям во время их весенних и осенних переходов, когда может встретиться большая река. Нередко и пурга застает оленей в пути. В таких случаях стадо сбивается плотней (кочуют олени всегда стадом, иногда очень большим – по несколько тысяч голов) – плотным табуном идти теплее. Ну, а если олень отстал? Во время пурги – верная гибель! И на этот случай у оленей есть специальное “приспособление”. При движении оленей далеко вокруг слышно сухое потрескивание – это сухожилия ног трутся о кости и издают такие звуки. Их услышит отставший и найдет стадо. Жители Севера давно оценили замечательные качества оленей: их теплый мех, крепкую кожу, вкусное мясо. Однако охотиться на северных оленей нелегко: они чутки, осторожны, быстры в беге. С давних пор народы Севера разводят домашних оленей, и они заменяют им всех домашних животных: и овец, и коров, и даже лошадей; оленьи и собачьи упряжки были до недавнего времени единственным транспортом на севере. Запряженный в легкие санки олень бежит со скоростью 10 км в час и везет груз в 100 кг.) Журналист 1: А где ж мы про травку-муравку местную разузнаем… Оленевод: В тундре растут: зеленые мхи, кустарники брусники, голубики. Грибов много, их хорошо видно; благодаря прохладному климату, грибы долго остаются не червивыми. Для грибников тундра – “настоящий” рай. При движении на юг, деревьев становится побольше. (Разговор затухает, в зале полное затемнение, звучит песня “Под крылом самолета”) Сцена 3 – тайга (Журналисты пытаются пробраться сквозь заросли, на сцену проецируется изображение густых таежных зарослей) Журналист 2: Вот бы все-таки понять, чем же мы так насолили нашему начальству. Мало того, что в тундре гнус заел… Журналист 1: Не съел? Журналист 2: Нет, не съел, здесь комар доест. Так вот…мало гнуса, теперь мы в его компании “гуляем” по этому огромному хвойному царству разнообразия: лиственница, ель, сосна. Я, кстати, где уже это читала… “Седая тайга! Седая, потому что она древняя и мудрая, как многоопытный воин-охотник или мудрец – сказитель. Седая тайга! Это наш родной дом, наша любовь и утешение. Тайга – родной дом? Да! И в прямом и в переносном смысле. В тайге мы и трудимся. Тайга укрывает нас от холодных ветров. Я люблю подниматься над якутской тайгой на быстрокрылом самолете. Самолет летит час, другой, третий, четвертый, а тайге нет конца и края. На тысячи километров раскинулась она – от южных границ Якутии до полуостровов тундры. Под крылом самолета на солнце бесчисленные озера поблескивают, словно драгоценные камни, извилистые ленты полноводных рек сверкают, как алмазные нити, на зеленом бархате лесов. А громады гор, а долины и аласы! А как хороша тайга вблизи! Стройные и крепкие, как дубы, тянутся ввысь лиственницы. Не отстают от них и медноствольные сосны. Молчаливо застыли темно – зеленые ели. Выше всех поднимаются горделивые кедры, ветки которых гнутся под тяжестью плодоносных шишек. Шелестят шелковистой хвоей пихты. Красуются серебристые тополя и нарядные березы. Берега рек и озер, просторы аласов украшают задумчивые ивы. Карликовые березы образуют непролазные чащобы – аяны. А янтарь брусники, небесная голубизна голубицы, рубиновые и темно – мраморные гроздья красной и черной смородины, розовые россыпи земляники!” Журналист 1: Нужно во всем видеть плюсы, как этот якутский автор, ведь теперь вокруг деревья. Журналист 3: И потеплее как-то. Журналист 2: Чувствуется, что движемся на юг. Журналист 1: Но говорят, что зимы здесь очень даже не очень – холоднее, чем в тундре, так как океан не греет. Журналист 3: Теплее - холоднее какая разница все равно под ногами болото. Журналист 2: Тебя должна согревать мысль о торфе – его здесь огромные залежи. И, кстати, здесь же у нас самые огромные месторождения газа и нефти и тут полно нефтяников и геологов. Как вам девочки перспектива встретить в темном лесу пару “темных” мальчиков? Журналист 3: Артем, а ты у нас провидец – вот и они. (На сцене появляются два геолога, в ходе беседы с которыми геологи рассказывают, что нефть и газ скорее всего будут там где долгое время накапливались осадки. Поэтому наличие мощного осадочного чехла является важным поисковым признаком. Известно, что нефть и газ предпочитают пористые проницаемые породы. Обнаруженные на поверхности или вскрытые на глубине буровыми скважинами, они тоже могут навести на след. Чтобы “охота” на подземные залежи не стала бесконечно долгим и дорогим процессом, а приносила действительно значимые результаты, и стоила как можно дешевле, ее проводят в два этапа. Первый этап – поисковый, проводятся в большом объеме геолого-геофизические исследования. На втором этапе бурят разведочные скважины. На территории России крупнейший нефтегазоносными районами являются: Западная Сибирь (наиболее крупный), Волго – Уральский (второй по значению в России),северный Прикаспий, Тимано-Печерский, Восточно – Сибирский, в т.ч. и Ленно – Тунгусская и Ленно – Вилюйская нефтегазоносные провинции, расположенные на территории Якутии, с крупнейшими месторождениями Иреляхским, Средне – Ботуобинским, Тасюряхским, Талаканским). Сцена 4 – редакция (Редактор в нервном напряжении мечется по кабинету, секретарь записывает за ним его слова) Редактор: Нужно что-то делать с нашими ребятами в экспедиции Секретарь: Никакой продуктивности. Что это такое: очерки и фотоработы по тундре и тайге пришли вместе. Там что нет почты? Редактор: Есть, конечно, только не особо хорошо работающая. Секретарь: Нужно посылать новеньких. Журналисты 4 и 5: Вызывали? Редактор: Заходите. Вы отправляетесь в экспедицию по лесам и степям Русской равнины, ну а там и на Кавказ заглянете. Не забывайте вовремя посылать материал. Сцена 5 - широколиственный лес (На сцену проецируются фотовиды Русской равнины, звучит песня “Волга”, уже новые журналисты шагают по сцене) Журналист 4: Нет, ты видел тех троих? Журналист 5: Кого? Журналист 4: Да тех, кто в тундру и тайгу командирован был – все изъедены комарами, простывшие – жуть! Журналист 6: Ты сочувствуешь им или смеешься? Если смеешься то, извини, но насмешки здесь излишни...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.08.13 | Просмотров: 958
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|