Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Исследовательский метод обучения


Автор(ы): Суппес Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Литература и русский язык являются тем полем, которое помогает мне донести до сознания ребёнка значимость слова.
Опыт убеждает, что именно на ступени ознакомления с начальными понятиями важно вести детей от обобщения, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но и пользоваться ими как инструментом познания. Здесь большую помощь окажет исследование в ходе изучения теоретико-литературных и языковых понятий.
В 7-м классе по русского языку проходят тему “Звукозапись”. Учебное пособие под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта предлагает материал под рубрикой “Возьми на заметку!”
Однако я предлагаю доказать практически значимость звукозаписи, основанной на фонетике. Учащимся предлагаю вариативные задания:
1. По словарю литературоведческих терминов установить понятие звукозаписи.
2.
1-й вариант: упр. 22 (поэтические строки А.С.Пушкина “Уж небо осенью дышало…”)
2-й вариант: предлагаются строки из стихотворения Ф.Тютчева “Люблю грозу в начале мая…”. Вычислите пропорциональное соотношение гласных и согласных звуков. Установите, какую картину помогает передать данная звукозапись поэтических строчках. С помощью литературоведческого словаря установите понятие о таком звуковом повторе.
Исследования помогли ребятам установить, что вычисления пропорционального соотношения
в 1-м варианте: 43(глас.)/ 57(соглас.) С–Ш–19,
во 2-м варианте: 34(глас.)/ 48(соглас.) Г–ГР–6,
свидетельствуют о том, что преимущественно использовались поэтами согласные звуки, так как они занимают доминирующее положение в звуковой системе русского языка. Ф.Тютчеву скопление согласных и преимущественно Г–ГР помогает образно описать грозу, а А.С.Пушкину глухие шипящие и свистящие С–Ш помогают создать впечатление опадающих листьев.
Изучая в 5 классе тему “Типы словосочетаний по главному слову”, ребятам предлагается инструкция-задание.
1. Определите, какой частью речи выражены главные слова в подчинительных словосочетаниях. Зафиксируйте графически наблюдения в таблице.
2. Предложите название каждому из видов словосочетаний, опираясь на главное слово.
3. Оформите вывод о том, на какие типы по главному слову делятся словосочетания.
4. Как вы думаете, на какие словосочетания используются чаще в речи?
Для исследования по группам предложен текстовой материал.
Задание 1, 3, 5-й группам. Попробуйте описать снежинку.
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели. (И.Бунин).
Найдите слова и сочетания слов, с помощью которых поэт описывает следы мороза.
В небе – дым поблеклый,
Снег на тротуаре.
На трамвайных стёклах –
Ледяной гербарий. (И.Козбеев).
Задание 2, 4, 6-й группам. Какую роль играют глаголы и глагольные сочетания? Что стремится подчеркнуть автор в повествовании?
  • Кот широко раскрыл глаза, растопырил усы и осторожно шагнул к незнакомцу. Подошёл вплотную и с опаской начал его обнюхивать.
  • Ещё в полях белеет снег,
    А воды уж весной шумят –
    Бегут и будят сонный брег,
    Бегут, и блещут, и гласят. (Ф.Тютчев).
Материал для исследования типов словосочетаний по главному слову предлагается такой:


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.08.13 | Просмотров: 903

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!