Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Организация детского предпринимательства как условие повышения качества образования - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Организация детского предпринимательства как условие повышения качества образования


Автор(ы): Ларин Максим Станиславович, учитель экономики и географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Предпринимательство - это не только вид деятельности,
это особое качество, без которого прожить невозможно
А. Адамский.

Понятие предпринимательская деятельность, или предпринимательство, в общем смысле связывается с особым видом экономической деятельности, имеющим главным образом инновационный характер. Производство нового для рынка товаров и услуг, переход к иному профилю деятельности, введение инновационной системы управления, создание и внедрение новой технологии, новых элементов рыночной инфраструктуры - всё это примеры различной предпринимательской деятельности. По своей сути такая деятельность имеет новаторский характер, что отражено в её названии. Так, в словаре В. Даля слову предпринимать дано значение затевать, решаться исполнить какое-то новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного. Предпринимательство - есть искусство ведения экономической активности и в силу этого имеет субъективный аспект.
В России появился и продолжает формироваться новый слой общества - предприниматели, который сегодня выступает в качестве реально действующего социального субъекта преобразования общества. Вместе с ним формируется и новый социальный тип личности, который принципиально отличается от типа личности, воспитанного в традициях командной экономики. Сегодня статус предпринимателя становится всё более привлекательным для значительной части молодёжи. Значимым является то обстоятельство, что для молодых людей предприниматели не есть что-то враждебное и противостоящее, а скорее, образец для подражания и в какой-то мере собственная перспектива в жизни.
Содержание предпринимательской деятельности - это новая комбинация факторов производства или производство нового товара или услуги, внедрение инновационного элемента в процесс производства или в процесс продвижения товара к потребителю, в частности:
  • изменение системы управления производством;
  • смена или совершенствование существующей системы партнёрских связей;
  • применение новой техники и технологии;
  • использование новых материалов;
  • упаковка товаров;
  • новая схема организации рекламы;
  • реагирование на результаты маркетинговых исследований;
  • сокращение срока оборота капитала;
  • поиск более эффективных форм использования полученной прибыли;
  • смена работников или повышение квалификации;
  • создание особой культуры в коллективе;
  • принятие мер по эффективному использованию рабочего времени.
Главная цель центра детского предпринимательства состоит в обеспечении условий развития инновационной и предпринимательской деятельности для более эффективного функционирование школы в условиях рыночной экономики.
Другими целями программы являются:
  • поиск, исследование и экспериментальная апробация экономических и организационных механизмов функционирования школы, в экономических условиях;
  • содействие росту общей культуры учащихся в сфере малого предпринимательства, подготовка менеджеров и предпринимателей для работы в малом бизнесе, развитие инфраструктуры обслуживания;
  • получение и привлечение новых знаний в области концептуальных основ развития и освоения информационных технологий для малого предпринимательства;
  • повышение конкурентоспособности продукции и услуг школы;
  • создание условий для добросовестной конкуренции и предпринимательства путем стимулирования и поддержки изобретательской деятельности на основе применения правовых норм и результатов интеллектуальной деятельности.
Для достижения указанных целей программой предусматривается решение следующих задач:
  • создание системы комплексной поддержки и продвижения инновационных и образовательных проектов школы в рамках учебно-воспитательного процесса;
  • развитие на базе созданной инфраструктуры школы центра детско-юношеского предпринимательства;
  • обеспечение конкурсного отбора продукции для продвижения на рынок наиболее конкурентноспособных результатов изобретательской и интеллектуальной собственности школы создающих не только конкурентоспособную продукцию, но и имеющих потенциал для ее обновления;
  • укрепление взаимодействия школы с организациями и предприятиями города;
  • организация сбора, обработки правовой, и иной информации, представляющей экономический интерес для субъектов малого предпринимательства;
  • поддержка изобретательской деятельности предпринимательских структур школы, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых объектов техники и технологий на основе изобретений;
  • привлечение студентов и преподавателей для системной работы в структурах малого предпринимательства школы;
Ведущее место в реализации условий формирования предпринимательской среды занимают требования педагогического руководства к образовательному процессу. Определяющим фактором решения данной проблемы является готовность учителя к обучению учащихся основам экономики и предпринимательства, к педагогическому руководству и организации предпринимательской деятельности школьников.
Одним из перспективных путей повышения эффективности и качества деятельности учителя экономики и предпринимательства является освоение активных форм и методов обучения, среди которых можно отметить деловую игру - Экономика вокруг нас. Игровая технология выгодно отличается от других способов стимулирования учащихся к процессу обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемой системы, дает возможность прожить некоторое время в реальных жизненных условиях. При этом игровая технология не подменяет традиционные методы обучения учащихся, а рационально их дополняет приближая учебный процесс к реальным ситуациям в их предметном и социальном контекстах.
По данным исследований проведённых рекламно-информационной службой игры, в 2007 году свой жизненный успех связывали с экономическими знаниями менее 30% учащихся школы, то в 2008 учебном году таких школьников стало более 70%. При этом школьники понимают важность занятий по основам экономики и предпринимательства. Половина учащихся подчеркнули, что посещают занятии по экономике и предпринимательству потому, что это интересно и полезно.
У школьников существуют различные достаточно эффективные механизмы формирования экономического мышления. Кроме того, в рамках учебного процесса есть возможность реализовать потребности предпринимательской подготовки учащихся на основе методики организации учебно-предпринимательской деятельности. Учебно-предпринимательская деятельность школьников может послужить не только формой, но и средством экономического обучения. Создание настоящего производства по выпуску конкурентоспособных товаров, работающего по принципу самоокупаемости, - это решение проблемы качественной подготовки учащейся молодёжи в соответствии с требованиями современной жизни и реальными возможностями школы.
В рамках центра детско-юношеского предпринимательства предусматривается создание экономических условий, при которых участникам предоставляется возможность проявить свои скрытые возможности и способности, осуществить самоподготовку и пройти практическую закалку по предпринимательской деятельности. Ведь обеспечение, закрепление и развитие успеха собственного дела - основная задача, как всего трудового коллектива, так и каждого отдельно взятого сотрудника. Вера в успех, полноценная работа для достижения этого успеха является необходимыми и обязательными качествами каждого начинающего предпринимателя.
Школа биржа труда ведёт активную работу по самоопределению несовершеннолетних граждан. Оказывает помощь в совершении обоснованного профессионального выбора, формирование чувств уверенности в правильности выбора жизненного пути. Школа биржи труда ведёт целенаправленную работу по предпрофильному профессиональному обучению через встречи с работниками предприятий, представителями профессий, востребованных в данное время на рынке труда. С 2004 по 2008 года увеличилось число рабочих мест предоставленных предприятиями города учащимся школы: центр занятости, Усть-Илимский ЛПК, ПИК - 89, ПСХ Ангара, индивидуальные предприниматели. Таким образом, количество учащихся трудоустроенных и получающих заработную плату через школьную биржу труда увеличилось с 78 до 92 человек.
Экономическая игра Экономика вокруг нас. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс экономической игры предоставляет возможности учащимся:
  • выявить наличие у них предпринимательских способностей;
  • эффективно использовать свой творческий и исследовательский потенциал;
  • получить опыт работы в управленческом аппарате игры (менеджер, маркетолог, бухгалтер, PR- служба);
  • актуализация экономического образования, повышение социализации учащихся и помощь в их профессиональной ориентации.
Ежегодно игрой осуществляются акции по сбору макулатуры. Количество заработанных денег учащимися за три года (в сборе макулатуры) увеличилось с 1000 до 4351 рублей. По итогам учебного года в День школы учащиеся премируются денежными премиями, заработанные в течение учебного процесса и внеклассной деятельности согласно разработанным критериям оценивания их творческой и исследовательской деятельности. Сумма выплаченных премий составила: 1 год - 5324 рублей, 2 год - 5700, 3 год - 6280. Итого - 17304 рублей.
Трудовой отряд старшеклассников занимается широким спектром работ связанных с благоустройством, чистотой школьной территории. Мотивация молодёжи к данной профессиональной деятельности теряет интерес из-за большого количества выполняемой работы, но при этом заработная плата существенно отличается в большую сторону. В этом году данный центр предпринимательства ставить задачу на развитие и привлечение трудовых ресурсов, путём стимулирования их заработной платы.
Допрофессиональная и профессиональная подготовка представлена следующими профессиями:
  • Парикмахерское дело
  • Агент (коммерческой деятельности)
  • Водитель категории В, В С
По окончанию профессионального образования выпускникам вручаются сертификаты с присвоением выбранной ими профессии.
Дополнительное образование детей - одно из приоритетных направлений образовательной политики школы представляющее собой типичную инновационную модель со следующими принципами:
  • основное внимание уделяется индивидуальным и социальным целям, адаптация детей в процессе внедрения в социум;
  • команда педагогов им специалистов обеспечивают весь образовательный процесс, используя методы проектной работы;
  • в ходе работы делаются попытки связать области знаний и реальную практику, так как результатом их деятельности является изготовление продукции, которая успешно может реализоваться и приносить прибыль.
Система дополнительного образования в школе представлена большим количеством направлений, которые взаимодействуют между собой и считаются рентабельными в сфере предпринимательства.

Представленные направления дополнительного образования дают возможность приобрести практико-ориентированные знания, умения в предпринимательской деятельности, получить возможность большей мотивации в выборе профессии и первичной реализации предпринимательской деятельности во внеучебное время. Возможна миграция учащихся из одного объединение в другое, с целью расширения кругозора в выборе будущей профессии.
Таким образом, дополнительное образование в детско-юношеском центре является той сферой, которая, обладая самоценностью, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, создание условий для развития индивидуальных интересов и качеств предпринимателя.
Уже не первый год на базе школы планируется открытие специализированного магазина с индивидуальным обслуживанием (наличном контакте продавца с покупателем).
Цель: удовлетворение потребностей учащихся и учителей в ассортименте предоставляемых товаров и услуг и получения прибыли для организации.
В основе открытия магазина лежат три простых принципа:
  • нацеленность работы на долговременный результат;
  • нацеленность на конечный результат, т.е. производство и продажу;
  • ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1605

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340