Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Экспрессионизм в рок-поэзии


Автор(ы): Никитина Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы

(Опыт исследования литературного направления на основе стихотворения Ю. Шевчука «Песня о гражданской войне»).
ЦЕЛЬ УРОКА:
  • выявить закономерности и особенности экспрессионизма как направления в литературе;
  • показать место рок-поэзии в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны;
  • социализация личности учащихся, продолжение формирования нравственной культуры;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
  • портреты рок-музыкантов;
  • картины русских авангардистов;
  • сборники песен;
  • записи песен.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
  • аналитическая беседа;
  • работа с текстом, с информацией;
  • структурирование материала;
  • работа в группах;
  • прослушивание песни и комментарии к ней.
I. ХОД УРОКА
Слово учителя.
Сегодняшний урок я хочу начать с вопроса:
Для чего существует литература? (Задача литературы - через образы, созданные на страницах литературных произведений, заставить читателя задуматься о чём-либо). О чём вы, ребята задумываетесь, слушая современную рок-музыку? (Варианты ответов учащихся разные: о жизни, о судьбе, о Родине, о нравственных и философских вопросах бытия)
Можно ли отнести рок- поэзию к литературе?
Кого из рок-поэтов вы знаете? (В. Цой, К. Кинтчев, Ю. Шевчук, А. Макаревич, В.Бутусов и др.)
Как обычно строится рок-песня? Почему она заставляет вас думать о важных вопросах жизни? Какие темы и проблемы поднимает? Какими художественными средствами автор достигает нужного эмоционального воздействия на читателя и слушателя? (...)
На эти достаточно непростые вопросы мы и попытаемся ответить сегодня на уроке.
Итак, ставим задачу урока. (Дети высказывают свои версии о цели урока: попытаться выяснить, какими особенностями обладает экспрессионизм как направление в искусстве, как эти особенности проявляются в рок-поэзии).
Сложность поставленной задачи состоит в том, что для исследования учащимся предлагаются только тексты песен Ю. Шевчука и В. Цоя, и определения, записанные на доске.
II. (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)
III. ПРОСЛУШИВАНИЕ ТЕКСТА ПЕСНИ Ю. ШЕВЧУКА «Песня о гражданской войне»
(В ходе прослушивания ребята, работая в группах, делают пометки и записи по тем вопросам, которые стоят перед ними).
IV. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ
1. О чём эта песня? (О том, что люди, вступая в единоборство во время любой гражданской войны, забывают о вере, о нравственности, упиваясь войной как грандиозно поставленным ужасным театральным представлением).
2. Какие строки вас особенно потрясли, удивили, взволновали? (...)
3. Какие литературные аналогии можно вспомнить, читая текст?
(В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» говорится о том, что Абадонна (член свиты Воланда, дьявол войны), разглядывая хрустальный шар - маленькую модель Земли, следит за тем, чтобы войны, которые ведут люди, заканчивались равными потерями обеих воюющих сторон. В стихотворении Шевчука есть строки почти о том же:
И справедливость думала занять чью-либо сторону.
Потом решила, как всегда: «Пусть будет смерти поровну».
4. Что можно сказать о манере пения?
(Музыка очень помогает восприятию текста. Чередование спокойного, даже тихого пения, часто переходит на шёпот с резким, форсированным звучанием, почти криком).
Теперь попытайтесь, используя текст песни и определения, записанные на доске, сформулировать основные особенности экспрессионизма.
V. РАБОТА В ГРУППАХ (5-7 минут)
Учащиеся делают выводы, записывают их на листы ватмана и прикрепляют к доске.
VI. ВЫВОДЫ
(Каждая группа объясняет свои выводы).
В ходе урока учащиеся выявили следующие закономерности:
- предметы, явления, характеры, подвергнутые излому и деформации, превращаются в формальные средства выражения субъективных эмоций, трагического мироощущения;
- доминируют жестокость, ложь, человеческие страдания и тревожное предчувствие катастрофы как неизбежного следствия действующих законов жизни:
- лирический герой рок-поэзии проявляется в момент наивысшего напряжения духовных сил; он выразитель сильных эмоций;
- эстетические приёмы экспрессионизма: заострённость, резкость, ударность, выделение одной - двух черт, способность одним приёмом создать образ;
- пейзаж - это серая зарисовка; чаще всего показан город, врывающийся во внутреннюю жизнь человека, его психику; это разорение, запустение;
- милитаристский пейзаж, мир, населённый неодушевленностью;
- цветовая палитра - типично-экспрессионистская, преобладают черный и красный цвета (иногда серый, синий); функция цвета необычна, поскольку часто он заменяет собой описание предмета;
- жизнь (картина жизни) - выразительное перевоплощение действительности; повседневная и обыденная жизнь изображена как трагическая и абсурдная, в которой господствуют ужас и безумие. Получается деформированная дисгармоничная картина внешнего мира;
- художественные средства - частые повторы, антитезы, гиперболы, гротеск, инверсии;
- мироощущение лирического героя трагическое, напряженное. Однако мир в представлении лирического героя способен к обновлению.
Каждое утверждение ребята доказывают, опираясь на строки текста песни. Делаются выводы и обобщения. Записывается тема-конспект.
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Вопрос учителя:
Когда, в какой период могли появиться эти строки? (В период девальвации духовных ценностей, в период кризисного состояния общественной жизни с её метаниями, страданиями, трагизмом).
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дается по группам:
1 группа: составить статью для «Словаря литературоведческих терминов» «Экспрессионизм» (используя материалы урока);
2 группа: подобрать стихи рок-поэтов, в которых черты экспрессионизма не проявляются;
3 группа: опираясь на конспект урока, проанализировать стихотворение В. Цоя «Печаль».

ПРИЛОЖЕНИЕ
I. ЗАПИСИ НА ДОСКЕ
1. Экспрессионизм - направление в искусстве, провозглашающее основой художественного изображения подчеркнутую нервную выразительность образа. (Словарь Ожегова.)
2. Экспрессионизм - искусство резких, тревожных красок, искусство крика. (О.А. Николаенкова.)
II. ЮРИЙ ШЕВЧУК «Песня о гражданской войне».
III. ВИКТОР ЦОЙ «Печаль».
IV. КАЖДОЙ ГРУППЕ (их 8 или 9) выдается лист ватмана, на котором написано начало фразы (закончить её и сделать выводы ребята должны сами):
1. Предметы и явления, характеры ...
2. Доминируют ...
3. Лирический герой ...
4. Эстетические приёмы ...
5. Пейзаж ...
6. Жизнь (картина жизни)...
7. Художественные средства ...
8. Мироощущение лирического героя ...
9. Цветовая палитра ...
ПЕСНЯ О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ
Юрий Шевчук
Страна швыряла этой ночью - мутной св...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.08.26 | Просмотров: 740

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!