Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Петербургские повести Н.В. Гоголя
Автор(ы): Спивак Софья Семеновна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Страницей Гоголя ложится Невский... Приглашение к чтению. Цели урока: - сопоставить изображение картин петербургской жизни в произведениях Н. В. Гоголя;
- помочь учащимся увидеть основные средства эпического изображения в повестях «Невский проспект» и «Шинель»: переплетение фантастики и реальности, пошлости существующего мира и трагедии «маленького человека» в мире зла и несправедливости.
1. Вступительное слово учителя – Мы закончили изучение комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Каким же предстает в вашем представлении Петербург гоголевской поры? Вспомните фрагменты болтовни Хлестакова, элегические воспоминания Осипа, мечты городничего и его семейства о петербургской жизни, (сообщение ученицы об изображении города в повести «Ночь перед рождеством») Городничий говорит: «Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? ». Что же было? – петербургский дух. Словно сам этот обманный город в лице чиновника-вертопраха явился в дальний уезд где-то на полпути в Саратовскую губернию. И весьма знаменательно, что из хлестаковских фантазий наиболее обстоятельно разработана «литературная». Резкая особенность манеры Гоголя – комизм, который и в «Ревизоре» и в «Петербургских повестях» примешана к психологическим наблюдениям, лирическим размышлениям, фантастическим видениям... 2. Беседа с классом Повторение определения повести: Повесть – это эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное положение между романом и рассказом с ограниченным числом действующих лиц, объемом и охватом жизненных явлений. – Когда же Гоголь делает Петербург героем цикла своих повестей? – «Невский проспект» – 1835, «Записки сумасшедшего» – 1835, «Нос» – 1836, «Портрет» –1835-1842, «Шинель» – 1842. Этот образ поражает обольстительной призрачностью, которая таит в себе обман, губящий человеческие души. 1. Чтение начала и конца «Невский проспект». Как вы думаете, что сюжетно пролегает между восторгом начала и ироническим разочарованием конца? Как изменились авторский голос и оценка? (Повесть как жанр) 2. Как две истории (Пискарева и Пирогова) подтверждают авторский возглас в конце: «Все происходит наоборот!» 3. Какие события, факты, лица-перевертыши можно обнаружить в этой истории? 4. Почему все видимое оказывается смещено и взорвано? 5. Прообразом чего становится Невский проспект? Вывод. Юная красавица с божественными чертами и голосом, подобным звуку арфы, оказывается продажной: высокая страсть губительна, а пошлость неуязвима. Пошлость это мелочность. У пошлости одна мысль – о себе. У пошлости нет доброты, нет идеальных устремлений, нет искусства, нет боли. Гоголь чувствует ужасную тягость от безвыходной пошлости в окружающем. Но он выносит ей приговор. Но приговор этот не «скучно» как в повести об Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче – на этот раз он скажет «Страшно». Читая повесть «Шинель», мы с первой страницы испытываем чувство несправедливости от того, как глохнет в Акакии Акакиевиче Башмачкине всякий жизненный интерес от того, как относятся к нему люди и общество. 3. Вопросы для выяснения восприятия 1. Сюжет «Шипели» прост: у чиновника украли пальто. Что встает за этим? 2. Другие чиновники в повести. Их роль и значение. 3. Зачем понадобилось воскрешение Акакия Акакиевича. 4. Как вы объясняете фантастический финал повести? 5. Как автор показывает пошлость и мелочность существа Башмачкина? 6. Что нового в человеке открыл Гоголь? 7. Давайте предположим, что с этого времени станет традици...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2371
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|