Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Читательская конференция по повести В.Распутина Живи и помни - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Читательская конференция по повести В.Распутина Живи и помни


Автор(ы): Хабибуллина Илсояр Ильгизовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Приучить учащихся к самостоятельному прочтению художественных произведений и восприятию их идейного содержания.
  2. Развитие связной речи и умения высказывать свое личное отношение по идейному содержанию повести.
  3. Воспитание чувства уважения к старшему поколению и чувства личной ответственности за судьбу Родины, семьи, близких.
Оборудование: Портреты писателей-фронтовиков; на доске коллаж - фотографии солдат, матерей, потерявших сыновей; выставка книг о войне (М.Шолохова, В.Быкова и др.); стенд “К уроку” (задания и вопросы по повести “Живи и помни”).
Подготовительная работа: 1) каждый ученик перечитывает повесть; 2) анализирует по заданиям и вопросам, заданным учителем заранее; 3) делает записи в тетрадях; 4) пишет сочинение на тему “Война глазами детей”.
ХОД КОНФЕРЕНЦИИ
Слово учителя: Проходят годы, вот уже и XXI век наступил. И хотя все дальше от нас победный день 9 Мая, величие этого праздника нельзя уменьшить. Нелегко далась эта Победа, поэтому думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно, и сегодняшнюю нашу конференцию мы посвящаем тем, кто отдал свои жизни за светлый День Победы.
Когда это будет, не знаю,
В тени белоствольных берез
Победу 9 мая
Отпразднуют люди без слез.
Подымут победные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
Война! Твой страшный след
Живет в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в нашумевших фильмах.
Война! Твой горький след –
И в книгах, что на полке…
И вот уж пять десятков лет
Ношу твои осколки.
Литература и искусство всегда выступали как хранители памяти поколений. Более 1000 писателей ушли на фронт, и около 400 из них не вернулись. По горячим следам войны прозаики и поэты создавали свои произведения. Военными корреспондентами были: К.Симонов, А.Сурков, А.Твардовский и многие другие.
А сегодня мы будем говорить о повести “Живи и помни” В.Распутина, писателя, который не был участником войны. В своем произведении он описывает не войну, не подвиги солдат, а поднимает нравственные вопросы. Проанализировав содержание повести, мы постараемся раскрыть её идейное содержание. Слово ученика о биографии писателя.
Анализ содержания повести. Главной героиней повести является Настена. Кто она? Откуда?
Ученик: Настёну в Атамановку занесла судьба с верхней Ангары. В голодном 33-м году, похоронив мать, и забрав с собой 8-летнюю сестренку, Настёна стала спускаться по Ангаре. Ей было 16 лет. Она слыхала, что там люди не бедствовали как здесь. По дороге она подрабатывала на ужин, на обед. Некоторые люди и так давали им чего-нибудь, пожалев Катьку. К осени девочки дошли до д.Рютина, где жила их тётка по отцу. Тётка поворчала, но девочек приняла. Настя пошла в колхоз, а сестрёнку отправили в школу. За эти годы из худой девушки получилась прекрасная девушка по имени Настёна.
Учитель: За кого Настёна вышла замуж? Что подтолкнуло её к замужеству?
Ученик: С Андреем Гуськовым они познакомились случайно. Гуськов вёз горючее в соседнюю деревню. На обратном пути Андрей повёз к себе и Настёну. Они поженились очень скоро: Настёне надоело у тётки, надоело работать на неё, ей хотелось иметь свою семью, свой дом.
Ученик: Андрей сразу после свадьбы познакомил молодую жену со своими друзьями. Мне кажется, что он сделал правильно: Настёна быстро вошла в новую жизнь.
Учитель: Расскажите о жизни Гуськовых до войны.
Ученик: Семья Гуськовых была небольшая. Настёна стала четвертым членом семьи. Её приняли неплохо. Свекор работал на конюшне, был добр к Настёне. А свекровь, Семёновна, у которой сильно болели ноги, обрадовалась невестке. Настёна была хорошей, работящей хозяйкой, всё успевала делать: и в колхозе работать, и хозяйство вести на себе. Андрей обращался с нею вначале ласково, но потом сделался грубым. Он обвинял её в том, что у них не было детей. Семёновна часто ворчала, была вечно недовольной, но на счёт ребёнка ничего ни разу не говорила.
Учитель: Расскажите, как Андрей Гуськов воевал?
Ученики: Андрея взяли на войну в первые же дни. Настёне трудно было смириться с тем, что он уходит далеко от неё. Но, понимая, что другим ещё тяжелее, смирилась и стала жить надеждой, что вот-вот война кончится, Андрей вернётся и они заведут детей. Андрей был хорошим бойцом и разведчиком. друзья уважали его за то, что он был сильным и добрым. В 44-м он был ранен и попал в госпиталь. Настя хотела поехать к нему, но Андрей писал, что его отпустят домой. Андрей ошибся, комиссия нашла его пригодным к службе и направила сразу после лечения на фронт. С тех пор от него не было никаких вестей.
Учитель: Расскажите о дезертирстве Андрея Гуськова. Как и почему, по-вашему, это случилось? Как Настёна догадалась об этом?
Ученик: Обиженный на врачей, которые не дали ему после тяжелого ранения увидеться с родными, мечтавший о встрече с Настёной, Андрей пропустил один состав, потом – другой добрался до Иркутска, встретил там одну немую женщину по имени Таня, работавшую в госпитале, и стал жить у неё. Она не могла ни о чём у него спрашивать, что вполне устраивало Андрея. Но и такая жизнь надоела ему. На место назначения он уже и так опоздал и поэтому он решил добраться до родной деревни. В дом свой Андрей не пошёл, а стал жить в зимовье.
Ученик: О том, что Андрей дезертировал, Настёна догадалась постепенно. Сначала пришла бумага. Потом из предбанника исчез топор, о котором знали только члены семьи. Чтобы узнать правду, Настёна натопила баню, затем, сказав старикам, что она идет к Наде, пошла в баню и стала ждать. Она была права: и хлеб, и топор были делом рук Андрея. Он пришёл в тёплую баню ночью. И здесь состоялась их первая встреча после 3 лет разлуки.
Учитель: Вы, ребята, наверно, понимаете, что дезертирство – это очень низкий, недостойный мужчины поступок, особенно во время войны. Обычно мужественный и справедливый человек, совершивший такой поступок, понимает это, признает свою ошибку и готов отвечать за него. А как поступает Андрей? Чем он оправдывает себя? О чём он говорит?
Ученики: - Он очень хотел увидеться с родными. - Он был обижен на врачей: после такого тяжёлого ранения обычно отправляли домой долечиваться. - Узнав, что Настёна беременна, он говорит, что это будущий ребёнок позвал его. - Он обвиняет Настёну, т.к. она звала его домой, приходила к нему во снах, говоря, что его ждут дома дети. - Человек, оправдывающий себя, за свои поступки обвиняющий других, перекладывает ответственность на других.
Учитель: А почему Настёна обвиняет себя в том, что муж дезертировал?
Ученики: - Настёна очень хотела увидеть мужа... - Она признает, что возвращение Андрея и её беременность – это зов крови. - Она считает себя виноватой за то, что очень скучала, тосковала по Андрею. - Она – человек, умеющий брать на себя ответственность.
Учитель: В чём, по-вашему, трудность положения Настёны?
Ученики: - Ей тяжело физически, т.к. она продолжает работать в колхозе, всё делает по дому, заботится о муже, ездит или ходит к нему на зимовье, урывая время на отдых. - Ей тяжело, потому что она беременна. - Ещё тяжелее ей морально: она обманывает стариков, когда относит мужу хлеб, порох, когда ездит в район. Она не может сказать правду о ребёнке, т.к. не хочет подставить мужа. Значит, люди будут думать о ней плохо.
Учитель: Вы правы, ребята. Настёне очень тяжело. Самое главное, женщине, которая ждёт ребёнка, нужна забота, нужно внимание со стороны мужа, родных. Настёна обделена всем этим. На ней лежит такой большой физический, психологический, моральный груз, который можно носить только в том случае, когда есть поддержка. Её никто не поддерживает, т.к. никто не знает правды.
Ученики: Настёна рада встрече с мужем, тому, что он жив и что она беременна. Но со временем ей стан...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.08.31 | Просмотров: 1041

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340