Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Разработка урока по теме Звон русского колокола
Автор(ы): Краснопёрова Лариса Петровна, учитель физики и математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Концептуальная цель преподавания физики: развитие логического, прагматического мышления. Аудитория: 10 класс. Тема урока: Звон русского колокола. Стратегическая цель урока: Развитие у учащихся патриотических и гражданских чувств. Задачи: - Определить условия, при которых звучит колокол.
- Подвести к пониманию того, каким образом создаётся колокольный звон.
- Рассмотреть технологию изготовления русского колокола.
Проблема: Учащиеся знают о звуковых волнах, об источниках звука, но не знают, каким образом создаётся колокольный звон. Проблемный вопрос: Почему звучит колокол? - Презентация 1
- Презентация 2
- Приложения
Варианты решения: - “Правильная” форма колокола.
- Особый сплав материала для изготовления колокола и его “языка”.
- Колокол – голос Родины. Воспевает её силу и красоту.
- Колокол символ православной Руси. Звон слышен по праздникам.
- Особые случаи.
- Явление резонанса для возрастания амплитуды и энергии звуковой волны.
- Звучащие участки стенок колокола.
Оптимальный вариант: Колокол – голос Родины. Воспевает её силу и красоту. Звучит по особым случаям и тогда, когда у него “правильная” форма, он изготовлен из специального сплава, при изготовлении учтены звучащие участки стенок колокола и явление резонанса способствует возрастанию амплитуды и энергии звуковой волны. Тезис: “Слышу вас колокола, Над землёю, Против горя, против зла Вы со мною”. “Так взлетайте вновь и вновь В купол синий, Чтоб всегда жила любовь Над Россией!” “Голоса колоколов, Как свидетели веков Словно пламя, Всё вы с нами”. “Звучит, колеблясь, колокол И он звучать не перестанет, Раскачивание “языка”, Ему при этом помогает”. “Акустика и резонанс Звучать заставят колокол у нас”. Раздаточный материал: - Определение из энциклопедического словаря: “Колокол – это “самозвучащий сигнальный музыкальный инструмент”.
- Поэтическое определение: “Опрокинутая чаша с малиновым звоном”.
- Современное определение: “Один из древнейших символов православной Руси, а ныне ещё и примета её возрождения”.
- Определение – описание: “Металлическая чаша, перевёрнутая вверх дном, внутри которой по центру дна подвешен металлический “язык”; при их взаимном перемещении (например, движении “языка” при помощи верёвки) происходит удар о стенку чаши, и та издаёт звук”.
Вопросы к кроссворду: 1. Процесс постепенного затухания звука в закрытых помещениях после выключения его источника. 2. Колебательная система с резко выраженными резонансными свойствами. 3. Состояние колебательного процесса в определённый момент времени. 4. Механические волны с частотой колебаний от 20 кГц до 1 ГГц. 5. Звук способный изменить внутреннее состояние человека. 6. Область искусства, где колокольный звон был предметом многократного воспроизведения и воспевания. 7. Колокол, получивший название за ясный и чистый звук. 8. Резкое возрастание амплитуды установившихся вынужденных колебаний. 9. Возникает при взаимодействии “языка” и стенок колокола. 10. Созвучие при одновременном воспроизведении звука одной и той же высоты. 11. Синусоидальная составляющая сложного колебания с частотой, кратной частоте основного тона. - Фотографии колоколов.
- Оборудование для лабораторной работы: Металлическая чаша, вода, лёгкий порошок (пр. ликоподий).
Приложение к конспекту урока Развитие личностных качеств и сформированности ключевых компетентностей учащихся средствами учебного предмета Комментарий хода урока | Развитие личностных качеств и психических процессов | Сформированность ключевых компетентностей | Учитель приветствует учащихся, желает успешной деятельности, создаёт настрой на урок словами: “Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом”. Чтением стихотворения А.Пономарёва: “Чистый месяц в росе плыл. Белый, стольный град Владимир Звон неведомый, родимый Над землёю рассыпал. Перворожден и силён, Плыл он, ритмом покоряя, Плыл, как будто укоряя, Из Владимирских времён. И внимал. Я – внук славян – Чуду с гордостью и грустью, Благовест летел над Русью, Новый день благословлял”. Проектированием слайдов на экран и звучанием колокольного звона. | Положительные эмоции. Чувство прекрасного. Аудиальный и визуальный каналы восприятия. | | Учитель задаёт вопрос: “Что вам известно о колоколах России?”. В процессе обсуждения систематизируются некоторые исторические сведения; уточняется то, что звон колокола – голос Родины. Он воспевает её силу и красоту, он напоминает о долге перед ней. Если колокол умолкал – это означало, что родину постигло несчастье. Колокола покорённого города были желанными трофеями для победителя. Их срывали с колоколен и звонниц, их разрушали, их переплавляли на пушки и монеты. Большей кары, как лишение колокола, не было для опального города. Проектирование слайдов, доказывающих, что колокольный звон был предметом многократного воспроизведения и воспевания в различных областях искусства – литературе, поэзии, живописи, музыке. (М.Мусоргский и его опера “Хованщина”, “Борис Годунов”; опера М.Глинки “Жизнь за царя”, А.Бородина – “Князь Игорь”, Н.А.Римский-Корсаков – “Сказка о царе Салтане” и “Псковитянка”; для постановки последней Большой театр в начале XX века приобрёл колокол массой 170 пудов. Осуществляется возможность перехода к теме урока. | Системность мышления. Визуальный канал | И.К.: определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения. | Предлагается дать определение колокола. Рассматриваются определения из энциклопедического словаря, определение - описание, поэтическое определение. | Логичность, точность речи. | И.К.: выбирают информационные источники. | Формулируется проблемный вопрос: “Почему звучит колокол?”. Дети работают в группах. | Самостоятельность мышления, умение слушать и слышать. Умение анализировать; Выделять главное, делать выводы; Умение работать в группе. | Р.П.К.: формулируют и анализируют проблему; К.К.: успешно справляются с кризисами взаимодействуя совместно с членами группы. | Идёт обсуждение вариантов ответов, проводится эксперимент, доказывающий, что у стенок колокола есть звучащие участки. Вводятся понятия фигура Хладни, резонаторы Гельмгольца. | Самостоятельность мышления, точность, логичность речи. | Р.П.К.: определяют стратегию решения проблемы; Анализируют ресурсы и риски; Проводят объективный анализ и указывают субъективное значение результатов деятельности. | В ходе обсуждения учащиеся приходят к вопросу об особом устро...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.09.03 | Просмотров: 964
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|