Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Разработка урока по теме Звон русского колокола


Автор(ы): Краснопёрова Лариса Петровна, учитель физики и математики

Концептуальная цель преподавания физики: развитие логического, прагматического мышления.
Аудитория: 10 класс.
Тема урока: Звон русского колокола.
Стратегическая цель урока: Развитие у учащихся патриотических и гражданских чувств.
Задачи:
  • Определить условия, при которых звучит колокол.
  • Подвести к пониманию того, каким образом создаётся колокольный звон.
  • Рассмотреть технологию изготовления русского колокола.
Проблема: Учащиеся знают о звуковых волнах, об источниках звука, но не знают, каким образом создаётся колокольный звон.
Проблемный вопрос: Почему звучит колокол?
  • Презентация 1
  • Презентация 2
  • Приложения
Варианты решения:
  1. “Правильная” форма колокола.
  2. Особый сплав материала для изготовления колокола и его “языка”.
  3. Колокол – голос Родины. Воспевает её силу и красоту.
  4. Колокол символ православной Руси. Звон слышен по праздникам.
  5. Особые случаи.
  6. Явление резонанса для возрастания амплитуды и энергии звуковой волны.
  7. Звучащие участки стенок колокола.
Оптимальный вариант: Колокол – голос Родины. Воспевает её силу и красоту. Звучит по особым случаям и тогда, когда у него “правильная” форма, он изготовлен из специального сплава, при изготовлении учтены звучащие участки стенок колокола и явление резонанса способствует возрастанию амплитуды и энергии звуковой волны.
Тезис:
“Слышу вас колокола,
Над землёю,
Против горя, против зла
Вы со мною”.
“Так взлетайте вновь и вновь
В купол синий,
Чтоб всегда жила любовь
Над Россией!”
“Голоса колоколов,
Как свидетели веков
Словно пламя,
Всё вы с нами”.
“Звучит, колеблясь, колокол
И он звучать не перестанет,
Раскачивание “языка”,
Ему при этом помогает”.
“Акустика и резонанс
Звучать заставят колокол у нас”.
Раздаточный материал:
  • Определение из энциклопедического словаря: “Колокол – это “самозвучащий сигнальный музыкальный инструмент”.
  • Поэтическое определение: “Опрокинутая чаша с малиновым звоном”.
  • Современное определение: “Один из древнейших символов православной Руси, а ныне ещё и примета её возрождения”.
  • Определение – описание: “Металлическая чаша, перевёрнутая вверх дном, внутри которой по центру дна подвешен металлический “язык”; при их взаимном перемещении (например, движении “языка” при помощи верёвки) происходит удар о стенку чаши, и та издаёт звук”.
Вопросы к кроссворду:
1. Процесс постепенного затухания звука в закрытых помещениях после выключения его источника.
2. Колебательная система с резко выраженными резонансными свойствами.
3. Состояние колебательного процесса в определённый момент времени.
4. Механические волны с частотой колебаний от 20 кГц до 1 ГГц.
5. Звук способный изменить внутреннее состояние человека.
6. Область искусства, где колокольный звон был предметом многократного воспроизведения и воспевания.
7. Колокол, получивший название за ясный и чистый звук.
8. Резкое возрастание амплитуды установившихся вынужденных колебаний.
9. Возникает при взаимодействии “языка” и стенок колокола.
10. Созвучие при одновременном воспроизведении звука одной и той же высоты.
11. Синусоидальная составляющая сложного колебания с частотой, кратной частоте основного тона.
  • Фотографии колоколов.
  • Оборудование для лабораторной работы: Металлическая чаша, вода, лёгкий порошок (пр. ликоподий).
Приложение к конспекту урока
Развитие личностных качеств и сформированности ключевых компетентностей учащихся средствами учебного предмета

Комментарий хода урока Развитие личностных качеств и психических процессов Сформированность ключевых компетентностей
Учитель приветствует учащихся, желает успешной деятельности, создаёт настрой на урок словами: “Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом”. Чтением стихотворения А.Пономарёва:
“Чистый месяц в росе плыл.
Белый, стольный град Владимир
Звон неведомый, родимый
Над землёю рассыпал.
Перворожден и силён,
Плыл он, ритмом покоряя,
Плыл, как будто укоряя,
Из Владимирских времён.
И внимал. Я – внук славян –
Чуду с гордостью и грустью,
Благовест летел над Русью,
Новый день благословлял”.
Проектированием слайдов на экран и звучанием колокольного звона.
Положительные эмоции.


Чувство прекрасного.
Аудиальный и визуальный каналы восприятия.
Учитель задаёт вопрос: “Что вам известно о колоколах России?”. В процессе обсуждения систематизируются некоторые исторические сведения; уточняется то, что звон колокола – голос Родины. Он воспевает её силу и красоту, он напоминает о долге перед ней. Если колокол умолкал – это означало, что родину постигло несчастье. Колокола покорённого города были желанными трофеями для победителя. Их срывали с колоколен и звонниц, их разрушали, их переплавляли на пушки и монеты. Большей кары, как лишение колокола, не было для опального города. Проектирование слайдов, доказывающих, что колокольный звон был предметом многократного воспроизведения и воспевания в различных областях искусства – литературе, поэзии, живописи, музыке. (М.Мусоргский и его опера “Хованщина”, “Борис Годунов”; опера М.Глинки “Жизнь за царя”, А.Бородина – “Князь Игорь”, Н.А.Римский-Корсаков – “Сказка о царе Салтане” и “Псковитянка”; для постановки последней Большой театр в начале XX века приобрёл колокол массой 170 пудов.
Осуществляется возможность перехода к теме урока.
Системность мышления.


Визуальный канал
И.К.: определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения.
Предлагается дать определение колокола. Рассматриваются определения из энциклопедического словаря, определение - описание, поэтическое определение. Логичность, точность речи. И.К.: выбирают информационные источники.
Формулируется проблемный вопрос: “Почему звучит колокол?”. Дети работают в группах. Самостоятельность мышления, умение слушать и слышать. Умение анализировать;
Выделять главное, делать выводы;
Умение работать в группе.
Р.П.К.: формулируют и анализируют проблему; К.К.: успешно справляются с кризисами взаимодействуя совместно с членами группы.
Идёт обсуждение вариантов ответов, проводится эксперимент, доказывающий, что у стенок колокола есть звучащие участки. Вводятся понятия фигура Хладни, резонаторы Гельмгольца. Самостоятельность мышления, точность, логичность речи. Р.П.К.: определяют стратегию решения проблемы; Анализируют ресурсы и риски;
Проводят объективный анализ и указывают субъективное значение результатов деятельности.
В ходе обсуждения учащиеся приходят к вопросу об особом устро...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.09.03 | Просмотров: 851

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!