Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование приема чтения с остановками и методики шести шляп мышления на примере урока обществознания: Личность и социальная среда - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Использование приема чтения с остановками и методики шести шляп мышления на примере урока обществознания: Личность и социальная среда


Автор(ы): Васильева Галина Ивановна, замдиректора, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Форма проведения: Мастерская с использованием приема чтения с остановками и методики шести шляп мышления.
Мастерская проводится 2 урока. На втором уроке идет творческая работа.
Цели урока:
  • образовательная: познакомиться с понятиями – личность, социальная среда, индивид, индивидуальность, самовыражение, показать взаимосвязь между личностью и социальной средой;
  • развивающая: учить детей работать с текстом, анализировать его, развитие навыков критического мышления, творческих способностей учащихся, учить мастерству слова;
  • воспитательная: учить сопереживать, нравственно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг к другу.
Оборудование:
Для учителя:
  • книга Ричарда Баха Чайка Джонатан Ливингстон, София, Киев, 1999;
  • распечатанные отрывки из книги;
  • методика “шесть шляп мышления”;
  • кабинет, оборудованный телевизором (или компьютером с мультимедиа) с видеомагнитофоном (если есть кассета с фильмом Адажио)
  • магнитофон (музыка - море, крик чаек)
  • шляпы
Для учащихся:
  • распечатанные отрывки из книги;
  • методика “шесть шляп мышления”;
  • листы бумаги, ручка
Эпиграф урока:
Истинному Джонатану –
Чайке, живущей в каждом из нас.

Р.Бах.
1. Организационный момент. Знакомство. (дети сидят в круге)
Добрый день. Меня зовут Галина Ивановна Васильева, я учитель истории и обществознания средней школы им. А.С.Пушкина п.Пушкинские Горы. Мы проведем с вами урок обществознания. Свой урок я посвящаю Татьяне Алексеевне Соколовой, именно она научила меня находить в каждом человеке “изюминку”. Кому бы вы хотели посвятить свой урок? (обращение к детям)
Мы проведем с вами мастерскую. В мастерской можно говорить, высказывать свои идеи, можно и помолчать. Это ваше право. Удачи нам всем!
2. Основная часть урока.
Я хочу познакомить вас с удивительной книгой, о которой Рэй Бредбери сказал: “Эта книга Ричарда Баха действует сразу в двух направлениях. Она сообщает мне чувство Полета и возвращает мне молодость”. Мы будем читать вслух отрывки из этой книги и размышлять, используя шесть шляп мышления. Фиксируйте свои мысли на бумаге.
(Презентация шляп)
Музыка, крик чаек.
Читаем первый отрывок из книги Р.Баха “Чайка Джонатан Ливингстон”.
Было утро, и новое солнце золотом разлилось по испещрённой рябью поверхности моря.
Рыбацкая лодка в миле от берега. И зов над водой – это сигнал к завтраку. Большой сбор. Снова и снова раздавался он в воздухе, пока, наконец, тысячи чаек не слетелись в толпу. И каждая из птиц хитростью и силой пыталась урвать кусок пожирнее. Наступил ещё один день – полный забот и суеты.
Но Чайки по имени Джонатан Ливингстон не было в толпе. Он тренировался, - вдали от остальных, один, высоко над лодкой и берегом. Большинство чаек не утруждает себя изучением чего-то большего, чем элементарные основы полёта. Отлететь от берега на кормёжку и вернуться – этого вполне достаточно. Ведь для большинства имеет значение не полёт, но только лишь еда. Но для Чайки по имени Джонатан Ливингстон важен был полёт. А еда - это так… Потому что больше всего Джонатан любил летать.
Такой подход к жизни, как обнаружил Джонатан, отнюдь не прибавляет популярности в Стае.
Но почему, Джон, почему? – спрашивала мать. – Почему так трудно быть таким же, как все?
1. Кто такой Чайка? 2.О чем пойдет речь дальше?
(воспользуйтесь шляпой)
Итог учителя.
Есть люди не такие как все, у них свой взгляд, отличный от общества, у них свои ценности.
Читаем второй отрывок и проиграем роли (старейшина, Чайка, автор).
Джонатан мчался вперёд, и скорость его полёта составляла шестьдесят миль в час, это был триумф. Он понимал это. Предел скорости! Величайшее мгновение в истории Стаи – истинный прорыв. Так Джонатан стал первой на земле чайкой, постигшей основы искусства высшего пилотажа. Приземлившись, Джонатан обнаружил, что попал на общее собрание Стаи. Причём, судя по всему, мероприятие началось не только что. Более того, Джонатана определённо ждали.
- Чайка Джонатан Ливингстон! – Старейшина произнёс эти слова таким тоном, каким говорил только в особо торжественных случаях. – Ты вызываешься в Круг!
Вызов в круг означал либо всеобщее порицание и величайший позор, либо величайшую честь и всеобщее признание.
- Понятно, - подумал Джонатан, - это по поводу того, что случилось утром во время завтрака. Они видели прорыв! Однако почести мне ни к чему. И в лидеры – тоже не хочу. Мне, пожалуй, только хотелось бы поделиться своими находками, показать всем необозримые возможности, открытые каждому из нас.
И он сделал шаг в Круг.
- Чайка Джонатан Ливингстон! – продолжал Председатель. – Изволь выйти в Круг и подвергнуться порицанию, свидетелями которого надлежит стать всем твоим собратьям по Стае.
Это прозвучало подобно грому среди ясного неба. Джонатан вдруг почувствовал себя так, словно его огрели доской по голове. Колени подкосились, перья враз обвисли, и в ушах возник невообразимый шум. Позор? В Круг - на порицание?! Но это не возможно! Ведь это Прорыв!
Порицание на общем собрании. За ним неминуемо следует изгнание из сообщества чаек.
1. Чайка, что вы ощущали? 2.Почему Чайку изгоняют? В чем причина такого отношения? З.Чем могут закончиться, такие взаимоотношения между личностью и толпой? 4.Как вы к Чайке относитесь? 4. О чем пойдет речь дальше? (воспользуйтесь шляпой)
Отрывок из фильма. Читаем третий отрывок.
Остаток своих дней Чайка Джонатан Ливингстон провёл в одиночестве, однако отнюдь не в Дальних Скалах, ибо он улетел гораздо дальше. И единственным, что несколько угнетало его было не одиночество, но отказ остальных чаек поверить в славу полёта, их ожидавшую.
С каждым днём знание, которым обладал Джонатан росло.
В одиночестве наслаждался он плодами того, что некогда намеревался подарить всей стае. Он научился летать и не сожалел о той цене, которую ему пришлось заплатить.
И они пришли – вечером – и нашли его. Две чайки появились рядом с ним, и летели крыло к крылу по обе стороны от него.
- Кто же вы такие?
- Мы – из твоей Стаи, Джонатан. Мы – Твои братья, и мы пришли за тобой. Пора подниматься выше. Пора возвращаться домой. Ты обрёл знания. Одна школа закончена, пришла пора начинать другую.
Я готов.
И они втроём – Чайка Джонатан Ливингстон и две сияющие подобно звёздам птицы – устремились ввысь.
Чайки, тренировавшиеся у берега, приблизились к нему. Ни слова не было произнесено, однако, Джонатан почувствовал: они приветствуют его, и он принят, и здесь его дом.
В последующие дни Джонатан обнаружил, что здесь, в новом месте, ему предстоит узнать об искусстве полёта не больше, чем он узнал за всю свою прежнюю жизнь. Однако с одним существенным отличием. Здесь были чайки, мыслившие также, как он.
Шли дни. А Джонатан всё чаще ловил себя на том, что думает о земле, откуда пришёл в самом начале. Не смотря на прожитую в одиночестве жизнь, Чайка был рождён для того, чтобы быть учителем. Он чувствовал, что должен вернуться.
(воспользуйтесь шляпой)
О чем пойдет речь дальше?
Итог учителя.
Чайка оказывается в другом мире, он лучше учится летать, он находит несколько таких чаек. Несмотря ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2555

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340