Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Интегрированный урок (история+литература) по теме Иван IV. Грозный или Великий?
Автор(ы): Павлова Елена Юрьевна; Дроздова Алла Алексеевна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: Иван IV. Грозный или Великий? Цель: обобщить и углубить знания учащихся по теме «Россия в эпоху Ивана IV», формировать умения и навыки по составлению политического портрета исторического деятеля, учить анализировать исторические документы и литературные произведения, воспитывать нравственные качества учащихся на примере оценки деятельности Ивана IV. Оборудование: литературные произведения А.К. Толстого «Князь Серебряный», «Василий Шибанов», иллюстрации с изображением собора Василия Блаженного, Московского Кремля, иконописи А. Рублева, картины В. Васнецова «Иван Васильевич Грозный», видеофильм «Иван Грозный». Ход урока Вступление Слово учителя истории: Ребята, сегодня мы проводим необычный урок, урок литературы и истории. Наша задача – объединить знания, которые вы получили на данных уроках о XVI веке в истории нашей страны, о его людях, нравах, событиях. Учитель литературы: Предлагаю прослушать отрывки из романа Толстого «Князь Серебряный» и исторические песни. А) Середи было Казанского царства – Что стояли белокаменные палаты, А в спальне, в белокаменных палатах, Ото сна тут царица пробуждалася, Симеону – царю она сон рассказывала: «А и ты встань, Симеон – царь, пробудися! Что ночесь мне, царице, мало спалося, В сновиденнице много виделось: Как от сильного Московского царства Словно сизый орлище встрепенулся, Что грозная туча поднималась, Что на наше ведь царство наплывала!» Б) Вдруг раздался пронзительный крик. Мальчик лет двенадцати, весь окровавленный, бросился в хоровод. - Спасите! Спрячьте! – кричал он, хватаясь за полы мужиков. - Что с тобой, Ваня? Чего орешь? Кто тебя избил? Уж не опричники ль? В один миг оба хоровода собрались в кучку; все окружили мальчика; но он от страху едва мог говорить. - Там, там, - произнес он дрожащим голосом, - за огородами, я пас телят… они наехали, стали колоть телят, рубить саблями, пришла Дунька, стала просить их, они Дуньку взяли, потащили, потащили с собой, а меня… Новые крики перебили мальчика. Женщины бежали с другого конца деревни. - Беда, беда! – кричали они, - опричники! Бегите, девки, прячьтесь в рожь! Дуньку и Аленку схватили, а Сергеевну убили насмерть! В то же время показались всадники, человек пятьдесят, сабли наголо. Впереди скакал чернобородый детина в красном кафтане, в рысьей шапке с парчовым верхом. К седлу его привязаны были метла и собачья голова. - Гойда! Гойда! – кричал он, - колите скот, рубите мужиков, ловите девок, жгите деревню! За мной, ребята! Никого не жалеть! Комментарий учителя литературы: В романе А.К. Толстого «Князь Серебряный» вы увидите ту же эпоху, что и в «Песне о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова, и в балладе А.К. Толстого «Василий Шибанов». В романе две сюжетные линии: 1) Личная судьба князя Никиты Серебряного, его любовь к Алене Дмитриевне. 2) Трагическая судьба России, ее народа, находящегося под властью тирана. Учитель истории: вопросы к классу. - О какой эпохе идет речь в отрывках? - Как вы определили, что речь идет об эпохе Ивана IV? - Какие территории были присоединены к России? - Кто такие опричники? - Почему они прикрепляли к седлу метлу и собачью голову? - Исходя из данных отрывков, как мы можем охарактеризовать Ивана IV? Задача урока. Постановка проблемы: определить, каков он, Иван IV? Грозный или Великий? Основная часть урока Учитель литературы: Для того, чтобы решить проблему, нам понадобятся знания по истории и литературные произведения. Начнем работать. Чтение стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (читает учитель или заранее подготовленный ученик). Как побил государь Золотую Орду под Казанью, Указал на подворье свое Приходить мастерам. И велел благодетель, - Гласит летописца сказанье, - В память оной победы Да выстроят каменный храм! И пришли к нему двое Безвестных владимирских зодчих, Двое русских строителей, Статных, Босых, Молодых. - Смерды! Можете ль церкву сложить, Иноземных пригожей? Чтоб была благолепней Заморских церквей говорю? – И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: - Можем! Прикажи государь! – И ударились в ноги царю. Мастера выплетали Узоры из каменных кружев, Выводили столбы И, работой своею горды, Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды. И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху, Переходы, Балкончики, Луковки да купола. | | И дивились ученые люди, - Зане эта церковь Краше вилл италийских И пагод индийских была! А как храм освятили, То с посохом, В шапке монашьей, Обошел его царь – От подвалов и служб До креста. И, окинувши взором Его узорчатые башни, - Лепота! – Молвил царь. И ответили все: - Лепота! И спросил благодетель: - А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю? – И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: - Можем! Прикажи государь! – И ударились в ноги царю. И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова, Чтобы в Суздальских землях, И в землях Рязанских, И прочих Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова! | Беседа учителя истории с ребятами о соборе Василия Блаженного: а) О каком сооружении идет речь в стихотворении? б) Когда был построен памятник? в) В честь какого события сооружен? г) Назовите мастеров (Вывод: этот памятник входит в сокровищницу мировой культуры, и это заслуга Ивана IV) Сообщение подготовленного ученика о культуре России XVI века Учитель истории: Здесь Иван IV предстает перед нами как человек несомненно великий, способствующий развитию российской культуры. Учитель литературы: ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.09.20 | Просмотров: 992
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|