Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Пищевые добавки жевательных резинок - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Пищевые добавки жевательных резинок


Автор(ы): Тарабрина Наталья Николаевна, учитель информатики; Арзамасцева Людмила Николаевна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока:
выявить направления воздействия на организм человека химических компонентов жевательных резинок
Задачи урока:
  • Развить представления о механизмах развития кариеса
  • Актуализировать знания о строении зуба, механизмах пищеварения в ротовой полости и процессах рефлекторной регуляции секреторных функций организма человека
  • Сформировать представления о воздействии химических реагентов на функции систем и органов
  • Содействовать формированию активной жизненной позиции в отношении противодействия негативному влиянию средств рекламы
Техническое оснащение урока:
  • урок проводится в компьютерном классе,мультимедиа проектор.
  • ПО: Flash-плейер-9 (для просмотра мини-мультиков),программ для просмотра видеороликов;
  • на рабочие компьютеры учеников установлен тест, выполненных средствами программы Excel.
Оборудование:
  • таблица «Строение зуба»,
  • инструментарий для проведения л/р влияние слюны на крахмал,
  • раздаточный материал для анализа этикеток жевательных резинок,
  • слайд-презентации «Жевательная резинка», «Пищевые добавки», «Потребительский спрос»
  • видеофрагмент «Реклама жевательной резинки»
Тип урока: урок-исследование по изучению нового материала
Пригласить медработника с мини-лекцией «Влияние жевательных резинок на организм человека»
Ход урока:
Урок № 1 .
1. Вступление УЧИТЕЛЬ
Сегодня наш урок-исследование пройдет под девизом: «Осознанный выбор превыше сиюминутного удовольствия» (Сенека), который написан на доске.
Исследовать мы будем предмет, хорошо вам известный. После просмотра видеоролика вам необходимо назвать предмет нашего изучения, озвучить проблему, назвать цели и задачи урока.
Работать будем по плану (план записан на доске):
  1. Определение целей и задач урока
  2. Приобретение новых знаний
  3. Применение знаний – исследование
  4. Проверка надежности полученных знаний
  5. Анализ работы на уроке
Просмотр видеоролика «Реклама жевательной резинки» канал ТНТ (Приложение1).
  • Определение предмета и цели урока
  • Обоснование задач урока
Запись в тетради.
УЧИТЕЛЬ
А начнем мы издалека. И вы убедитесь, что ограниченность природных ресурсов может превратить невинное удовольствие в явную проблему миллионов людей и нести скрытую угрозу миллиардам людей.
Итак, Томас Адамс из штата Нью-Йорк фотограф и изобретатель обратил внимание, экс-президент Мексики генерал Антонио Лопес Санта Анна очень любит жевать каучук.
Справка: каучук – природный продукт из сока гевеи
Адамс сварил маленький кусочек каучука — прообраз современной резинки. Чуть позже он добавил в жвачку лакричный ароматизатор. Так появилась первая ароматизированная жвачка под названием Black Jack. В 1871 г. Адамс запатентовал автомат для производства жвачки, а с 1888 г. созданная им же жвачка Tutti Frutti стала продаваться из автоматов на перронах железнодорожных Wrigley, ставшей значимой фигурой на рынке еще в конце XIX в.
УЧЕНИК
Мы задумались: «А так ли важна проблема культуры потребления жевательной резинки?» Для ответа на интересующий нас вопрос проведено анкетирование учащихся школы по проблеме потребительского спроса на данный товар. Выяснено, что:
Таблица 1. Результаты анкетирования учащихся школы по теме «Потребительский спрос на жевательную резинку».
Анализ анкеты
«Потребительский спрос на жевательную резинку»
Рассказ ведется по слайд- презентации «Потребительский спрос»
Слайд-презентация «Потребительский спрос»(Приложение 2)
ВЫВОД:
Таким образом, 190 учащихся (84% опрошенных) употребляют жевательную резинку, покупая продукт любой или со сладким вкусом – 150 учащихся (79% из жующих), при этом 123 (65%) ученика не интересуются тем, что они жуют и 144 (76%) родителей не интересуются, что жуют их дети. 97 (51%) учеников уже попали в зависимость от компонентов жевательной резинки.
Можно сказать, что проблема актуальна для нашей школы.
УЧЕНИК
Возможно, что в употреблении жевательной резинки нет никакого вреда для организма, ведь реклама демонстрирует массу привлекательных и полезных свойств резинки.
УЧИТЕЛЬ
Итак, проблема существует. Как решить ее, чтобы повысить качество нашей жизни?
УЧАЩИЕСЯ
  • Сформировать понятия о степени опасности ж/р
  • Популяризировать полученные знания различными способами в ученической среде
  • Предупредить своих родителей
  • Критично относиться к пищевым добавкам
УЧИТЕЛЬ
Какие методы познания мы можем использовать для решения проблемы
— изучения источников информации
— постановки эксперимента
— исследовательский
— сравнительно-аналитический
2. Изучение нового — работа со слайд-презентацией (Приложение 3).
Презентация озвучивается разными учащимися класса.
Учащиеся работают с презентацией на листах с вопросами
ЗАДАНИЕ
для работы с презентацией «Пищевые добавки жевательных резинок»
Выберите из предложенных вариантов и обозначьте только верные
  1. Стоматологи часто подтверждают полезность жевательной резинки «Hubba bubba»
  2. Резиновая основа жевательных резинок идентична резине, используемой для изготовления ковриков для компьютерной мыши
  3. Натуральная резиновая основа жевательных резинок – сок дерева гевеи.
  4. Детские сорта жевательных резинок опасны для здоровья
  5. Содержание антиоксидантов в жевательных резинках не допускается
  6. Сахар может составлять не более 25% от массы резинки
  7. Красители жевательных резинок должны входить в список разрешенных веществ
  8. Для нейтрализации кислоты, образующейся в ротовой полости, в жевательную резинку добавляют карбамид
  9. Бактерии не способны использовать для питания глюкозу
  10. Глицерин при всасывании в кровь вызывает заболевания крови
  11. Использование жевательной резинки способствует развитию кариеса, пародонтоза, гингивита
  12. Применение жевательных резинок может спровоцировать возникновение эпидемий гастритов, дуоденитов, колитов
  13. Жевательную резинку можно считать оптимальным слабительным
  14. Бактерии разлагают сахара до молочной кислоты
  15. Жевательную резинку следует жевать на пустой желудок
  16. Жевательную резинку прописывают больным фенилкетонурией
  17. Жевательная резинка укрепляет зубные пломбы и мосты
  18. При интенсивном жевании жевательных резинок развивается аэрофагия
  19. Проглатывание жевательных резинок детьми и взрослыми вызывает стойкие запоры или кишечную непроходимость
  20. При жевании развивается дистрофия жевательных мышц
Правильные ответы: 3, 4, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 18, 19.
Основная часть теоретического материала дается по книге
УЧЕНИК 1. (используя слайд-презентацию)
Реклама продвигает товар к потребителю и часто не учитывает интересы самого потребителя.
Здоровье человека напрямую связано с потреблением продуктов питания. Сегодня, когда реклама «Ригли» или «Дирола» навязла в зубах больше самой жвачки, мы знаем об этом продукте не больше, чем нам разрешает реклама. Никакой серьезной информации о жевательной резинке как не было, так и нет. Внешне ее мир живет очень благополучной жизнью: скандалов вроде нет, стоматологи с экранов телевизоров часто подтверждают полезность жевательной резинки «sugar free» для зубов. А маленькие пачки жевательной резинки являются предметом большого бизнеса.
В настоящее время жуют все — и дети, и взрослые. У многих людей наблюдается повальное увлечение жевательной резинкой. Жующих людей можно встретить везде — в школе, в институте, дома, в детском саду и других местах. Потребители жвачки не задумываются о том, полезно ли жевать вообще. Люди не разбирают ни времени, ни места, жуют во время разговора, пренебрегая определенными эстетическими нормами, присущими человеку. Детей в большей степени привлекает внешняя сторона: многообразие красиво упакованных пачек и пластинок с различными названиями, картинками, а также активная пропаганда, ежедневно идущая с экранов наших телевизоров. Реклама приписывает жевательной резинке различные чудодейственные свойства: улучшает зубную эмаль, предотвращает появление и зубного камня, устраняет запах изо рта, восстанавливает кислотно-щелочной баланс и прочее.
Мы столкнулись со многими проблемами, связанными с жевательной резинкой. Есть много «компроматов» на нее, а их результаты в большей степени напоминают антирекламу на «Дирол», «Орбит», «Стиморол» и другие жевательные резинки. Спокойствие вокруг этого продукта видимое.
Поэтому сведения о химическом составе жевательной резинки знать необходимо, раз они замалчиваются производителями. Итак, главной составляющей жевательной резинки является так называемая резиновая основа. Однако это вовсе не та резина, из которой делают покрышки для автомобилей или коврики для «мыши». В идеале резиновую основу должен составлять сок деревьев-каучуконосов, который под действием кислоты или вываривании превращается в мягкую, но довольно упругую массу. Однако еще не выросло столько деревьев, чтобы стало возможным использовать их в массовом производстве. Поэтому сегодня применяются синтетические резиновые основы. Резиновая основа обладает полезной особенностью — под воздействием температуры она размягчается. Именно поэтому приклеившуюся жевательную резинку легче отодрать, намочив одежду горячей водой или хорошо ее отпарив.
Что касается детских жевательных резинок, то по данным Испытательного центра полимерной обуви, медицинских и латексных изделий России считается, что именно детские сорта, как ни странно, опасны для здоровья. И эту опасность можно почувствовать на вкус — вредная жевательная резинка более жесткая и быстро теряет вкус, начиная горчить. Такому вкусу она обязана бутадиен-стирольному каучуку, используемому в качестве резиновой основы. Обычно его используют в развивающихся странах, но иногда им не брезгуют и производители в цивилизованных государствах.
В России наличие бутадиен-стирольного каучука в пищевых продуктах не разрешено. Из-за того, что выделяющийся стирол раздражает любые слизистые оболочки и вызывает головную боль, а, кроме того, он может негативно влиять на нервную систему.
Для того чтобы сделать выводы о том, насколько вреден бутадиен-стирольный каучук, можно сказать о том, что в выдаче гигиенического сертификата было отказано подавляющему большинству жевательных резинок для детей. Приведем подробный список этой продукции. Несмотря на отказ в сертификации, ее можно встретить в продаже.
Это жевательные резинки разных производителей. Испанская жевательная резинка: «Dinosaurs», «Lis Pierrfen» (фирма «Jake»), «Pagemaster», «Terminator 2», «Street», «Fighter 2», «Turbo», «Schneewittchen» (фирма «Vidal»), «Boomer» (вое виды), «Helena», «Колесо чудес», «Данкин» (фирма «Дженерал конфетерия»), «Bikini baby», «Terminator», «Jungle Kingdom», «Jurassic park», «Muvie gum» (фирма «Чупа-Чупс»), «Special forces», «USA basket stars», «Aeroplanes», «Military planes», «Space rase», «Terror», «Mislin». Жевательная резинка из Турции: «Crimmy» (фирма «Baykanb ciclet vegida Sanayi S.A.) «Джаз» (фирма «АРS»), «Rembo», «Final» (фирма «Vlker»), «Sindy» (две партии).
Итальянская жевательная резинка: «Center fresh», «Yogi bear», «Final-95», «Asteriks», «Motor show», «Dinosaurix» (фирма «Perfetti»).
Прочие: жевательная резинка «Good bol» (бразильская фирма «Fabrika De Balas SAO JOAO», «Капитан Маджид» (фирма «National Biskuit and confectionery», Саудовская Аравия), «Хоккейная клюшка», «Прялка», «Ассорти гигантское», «Супер», «Лимонное» (канадская фирма «Конкорд»), пять видов «dallas» (фирма «Snar Sari», Алжир), «Fruit babbiegum», «Banana babblegum», «Grape babblegum» (фирма «Pepe Confektioneris C.C.», ЮАР), «Canels» (Мексика), «Ragogumi (Венгрия), три вида «Donald» (Зимбабве).
Обычно резиновую основу жевательной резинки производят либо те же предприятия, которые поставляют каучук, отдельные предприятия, покупающие каучук и продающие резиновую массу, либо крупные фирмы — изготовители жевательной резинки. И для улучшения жевательно-механических свойств нужны особые добавки.
Смягчающие вещества позволяют резинке долго сохранять эластичность. Это глицерин, а также эмульгаторы природного происхождения: лецитин, камеди (например, гуммиарабик-смола некоторых видов акаций). Кроме того, в резинку добавляют антиоксиданты. Содержание антиоксидантов по нормам, принятым у нас, может составлять 750 мг/кг, а на практике оно редко достигает 200 мг/кг.
УЧЕНИК 2.
Влияние жевательной резинки на организм человека
По результатам исследований «Бизнес-Аналитики» за 2000 г. из брендов наибольшим потребительским спросом пользуется Orbit — 38,3 % продаж. На втором месте находится Dirol — 29,4 %, третью позицию занимает Stimorol — 15,9 %, замыкает четверку лидеровAirwaves — 5,7 %. Все вышеперечисленные торговые марки производятся на новгородском заводе Dandy A/S и питерском заводе корпорации Wrigley. Об импорте речь сегодня не идет, вся продукция потребляется на внутреннем рынке.
Микробы, находящиеся в ротовой полости в огромном количестве, выделяют кислоты, которые разрушают зубы. Грамотная жевательная резинка, так же, как и зубная паста, должна нейтрализовать кислоту. Для этого в резинку добавляют карбамид. При покупке жевательной резинки необходимо обращать внимание на наличие в ней сахара или сахарозаменителей. Если в качестве подсластителя используется глюкоза, о дисбактериальных свойствах можно забыть, так как глюкоза является лакомством для бактерий. В то же время усваивать ксилит или сорбит микробы не способны, что позволяет, как говорится в рекламе, «сохранить кислотно-щелочной баланс».
УЧЕНИК 3.
В России не найти ни одной взрослой жевательной резинки с сахаром — почти вся резинка сделана на основе сахарозаменителей. А вот детской жевательной резинки, начиненной «белой смертью» хоть отбавляй. Здесь и «Хубба бубба» фирмы «Ригли» и «Буббалу», которую крупнейшая и респектабельная компания «Ворнер Ламберт» делает только для стран третьего мира. А сладкие резинки с фантиками поголовно содержат сахар. По сути, его лишены только «Орбит» для детей и «Дирол кидс». Жевательные резинки с сахаром создают в полости раствор из сахара и слюны, в котором подолгу купаются детские зубы. А в работах стоматологов было показано, что чем чаще и дольше контактирует зуб с сахаром, тем больше риск развития кариеса.
Защитное действие против кариеса действительно связано с кислотно-щелочным балансом, о котором постоянно твердит ТВ-реклама жевательной резинки. Зубы весьма чувствительны к этому неблагозвучному кислотно-щелочному балансу. Колеблясь в норме в весьма узких пределах, от слабокислого до слабощелочного, он препятствует образованию кариеса и воспалению десен. Эти колебания после приема пищи и демонстрирует график, так знакомый нам по рекламному ролику. Чем ниже опускается кривая, тем кислее среда в полости рта и тем больше вероятность растворения зубной эмали. А это уже прямой путь к кариесу. Чем медленнее возвращается кривая к норме, тем вероятность кариеса выше: у кислоты больше времени для растворения эмали.
Из рекламного ролика вы, наверное, уже помните, что после приема пищи кривая просто обрушивается вниз, в кислую среду. Откуда берется эта кислота? В основном из углеводов, присутствующих практически во всех продуктах питания, а уж во вкусных — точно во всех, ведь главные поставщики углеводов — это сладости и кондитерские изделия. Сахарозу, глюкозу, фруктозу и прочие сахара любят не только люди, но и бактерии. Питаясь этими сладостями, они разлагают их до молочной кислоты, которая и является разрушителем для зубов. Кислота атакует эмаль зубов, делая в ней бреши. Свои удары она наносит не наобум, а направленно, по слабым местам, обычно прикрытым зубным налетом. В его толще кислота и образуется. Сам налет состоит из бактерий, продуктов их жизнедеятельности, погибших частиц слизистой рта и слюны. Располагаются такие образования в самых уязвимых местах — в складках, щелях, между зубами. Если кривую выпрямить в прямую линию, то молочной кислотой бы и «не пахло». Но сделать это можно только теоретически, исключив из пищи все углеводы или уничтожив все бактерии. Понятно, что в реальности это не достижимо. Но стремиться к этому надо. И шаг первый в этом направлении — есть меньше сладких углеводов. Шаг второй — не давать покоя бактериям, притаившимся в зубном налете. Частично соскоблить их поможет хорошая зубная щетка и флоссинг — чистка зубов с помощью специальных нитей. В полости рта человека поддерживается постоянная среда слюны с рН от 6,3 до 6,85, т. е. слабокислая. После употребления пищи она сдвигается в ту или иную сторону, в зависимости от характера пищи. При этом увеличивается процесс слюны, т. е. увеличивается слюноотделение. Особенно сильно увеличивается слюноотделение, если в пище имеются органические кислоты. Увеличение скорости секреции слюны при поступлении пищи вызывает изменение ее рН от слабокислой до слабо-щелочной, т. е. в пределах от 6,35-6,85 до 7,8-8,0. В состав слюны входит ряд ферментов: амилаза, лизоцим, протеиназа, липаза, фосфатаза, но активной является только амилаза. Амилаза слюны неоднородна и состоит из ?, ?, ?-амилаз, частично расщепляющих углеводы, входящие в состав пищи, до различных продуктов их гидролиза. ?-Амилаза — эндомилаза гидролизует ос-(1-4) — гликозидную связь в крахмале, разжижает крахмал и образует частично гидролизованный крахмал — декстрин. ?-Амилаза слюны может расщеплять крахмал до дисахаридов. ? -Амилаза — отщепляет глюкозные остатки с концов. Ферментативный состав и свойства слюны зависят от возраста человека, режима питания и вида пищи.
Химический процесс кариеса
Как видно из схемы, в ротовой полости, если имеются остатки пищи, в ночное время на-чинается процесс гидролиза углеводов под действием амилазы слюны, то есть образуются глюкоза и фруктоза. После брожения молочная кислота вступает во взаимодействие с кальцием зубов (особенно если эмаль имеет микротрещины и другие повреждения). За счет образования лактата кальция идет разрушение зубов.
УЧЕНИК 4.
Предлагаю провести экспериментальную проверку влияния слюны на крахмал.
Повторим технику безопасности.
  • Работать аккуратно, используя отведенное для этого рабочее место
  • Использовать приборы для манипуляций
  • По окончании эксперимента, освободить рабочее место от оборудования
(дежурные убирают лишнее)
Ученик обращается к классу и вызывает любого ученика для объяснения подготовительной части работы.
Подготовительную часть опыта мы проделали дома. Налили в кастрюлю стакан холодной воды и развели в ней пол-ложки крахмала. На небольшом огне довели жидкость до кипения и варили еще 5-10 мин, постоянно помешивая, до образования однородной клейкой массы. Смочили в крахмальном клейстере бинт и дали ему просохнуть.
(демонстрирует бинт)
У вас на столах реактив на крахмал — йодная вода (вода водопроводная и несколько капель йода до получения жидкости цвета крепко заваренного чая).
(При рассказе показывать действиями)
Исследуйте ферменты своей слюны. Возьмите палочку, смочите ее слюной, а затем на накрахмаленном бинте слюной напишите букву. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время (1 -2 мин), чтобы он нагрелся.
Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Наблюдайте за изменением окраски тех участков бинта, на которых написана буква.
Ваши наблюдения и условия опыта занесите в таблицу. Сделайте вывод.
Садится на свое рабочее место и выполняет опыт.
Проверим результаты опыта (спрашивает выводы у 3-4-х человек) и сравниваем со слайдом с заполненной таблицей.
Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая с йодом синего окрашивания не дает. Если вами все верно выполнено, то на синем фоне появится белая буква.
Предлагает учащимся подобрать контрольный опыт, доказывающий, что крахмал обесцветился под влиянием ферментов слюны, а не воды, которая также содержится в слюне.
Для этого берут другую палочку и смачивают водой (стаканы с водой стоят на партах, в которые учащи...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2508

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340