Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Посвящение в юные химики


Автор(ы): Маюрова Людмила Владимировна, завуч

Девиз:
Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Простой девиз: “Хочу все знать!”
Ведущие - выпускники школы.
1-й ведущий. Химики! А, что это значит?
Это бессонные ночи, это лабораторные и практические работы, и это родители, которые говорят: “Кошмар! Наш ребенок - химик!” И это счастье? И это жизнь?
Вы хотите спросить: “Почему же становятся химиками?”
2-й ведущий. (Гордо). Да, потому, что химики - это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы, и это родители, которые говорят: “Представьте, наш ребенок - химик! И это счастье! И это жизнь!”
Сегодня за право называться “Юными химиками” сражаются две команды:
“Алхимики” и “Пламя”.
Представление команд: команды по очереди представляют себя и произносят девизы. Девиз команды “Алхимики”: “Лучше верить в “философский камень”, чем не верить и не творить”. Девиз команды “Пламя”: “Гори, но не как пламя спички, как пламя вечного огня”.
1-й ведущий. Теперь командам предстоит принять участие в состязаниях за звание “Юный химик”.
К концу состязаний мы надеемся вы докажите, что достойны называться юными химиками и крепкий орешек “Наука химия” - вам по зубам.
Судит жюри. В его составе:
- счетчики;
- держатель времени.
За каждый правильный ответ – 1 жетон. Команда должна набрать не менее 10 жетонов.
1. Разминка.
- Для капитанов команд и их помощников.
Пришло послание от Доброжелателя химического кружка: “С помощью таблицы Менделеева расшифровать послание”.
Для первой команды “Алхимиков”:
24 49 12 49 ч 63 16 19 49 63 88 63 18 19 52 49 74 ы 11 18
Для второй команды “Пламя”:
74 19 у 16 84 88 76 5 76 74 18 52 ь 11 63 3 я 79 я !
Капитан каждой команды со своим помощником расшифровывает послание Доброжелателя с помощью системы химических элементов Д.И.Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Необходимо найти этот элемент в таблице и записать первую букву его названия в пустую клеточку под цифрой.
После расшифровки послания капитаны команд должны объединить два отрывка и получить фразу: “Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!”.
- Пока капитаны команд расшифровывают послание Доброжелателя,
2-й ведущий проводит разминку с остальными участниками команд, задавая им шуточные вопросы:
Какой элемент всегда рад? (Радон).
Какой газ всегда утверждает, что он не он? (Неон).
Какой элемент может воду родить? (Водород).
Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк).
Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан).
Какой элемент вращается вокруг солнца? (Уран).
В фамилии какого ученого 9 букв из них 4-“е”? (Менделеев).
1-й ведущий.
2. Домашнее задание команд: “Знакомьтесь химия!”. Из истории химии.
Каждая команда должна заранее подготовить реферат и рассказ по данной теме с демонстрацией занимательного опыта.
Предоставляется слово участникам каждой команды по очереди.
Первая команда представляет реферат “Алхимия - мать химии” и занимательный опыт “Золотой нож”. После краткой презентации содержания реферата членами команды капитан говорит: “Наш занимательный опыт. Я еще не волшебник, я только учусь, но я могу за несколько секунд, без помощи “философского камня”, этот старый железный нож превратить в “золотой”. Опускает нож в подкисленный раствор медного купороса и он приобретает вид “золотого ножа”.
2-й ведущий.
Вторая команда представляет реферат и презентацию “Из истории спичек”. После интересной презентации истории спичек капитан говорит: “А я могу без помощи спичек зажечь маленький костер. Для этого достаточно всего несколько магических заклинаний и, … костер горит!”.
На асбестовой железной сетке стоит маленькая плоская тара со смесью перманганата калия с концентрированной серной кислотой в виде кашицы, заложенная сверху сухими стружками. Капитан незаметно капает на смесь этиловый спирт, смесь воспламеняется и воспламеняет стружки.
1-й ведущий.
3. Эстафета.
На доске две таблицы “Строение атомов”. Задача участников команд - по очереди, передавая друг другу мел, как можно быстрее заполнить таблицу по строкам. Последним идет капитан и проверяет таблицу, если нужно исправляет ошибки.
Таблица №1 “Строение атомов”.
Химический элемент Заряд ядра атома Число протонов Число нейтронов Общее число электронов Число электронов на внешнем уровне
Ca ? ? ? ? ?
? ? 9 ? ? 7
? +6 ? 6 ? ?
Таблица №2 “Строение атомов”.
Химический элемент Заряд ядра атома Число протонов Число нейтронов Общее число электронов Число электронов на внешнем уровне
? +13 ? 14 ? ?
? ? 8 ? ? 6
Na ? ? ? ? ?
2-й ведущий.
4. Химическая пауза.
Все вы знаете могущественного и прославленного во всех 4-х странах света Джина Абдурахмана Ибн Хоттаба. Помните, какие чудеса совершал волшебник Хоттабыч? Сегодня он у нас в гостях.
Появляется выпускник, в образе сказочного Хоттабыча, и показывает чудеса:
- “Несгораемый платок”;
- “Появление дыма от внушения”;
- “Волшебный кувшин”.
Показ сопровождается эмоциональной, загадочной беседой.
Хоттабыч: “Мне пора! На прощанье я хочу вручить вам конверты с моими пожеланиями”
(пожелания немые, для их прочтения (проявления) надо промокнуть ватным тампоном, смоченным Fe CI3, т. к. они написаны невидимым раствором таннина). После проявления появляется текст.
“Дорогие ребята! Химия удивительная и увлекательная наука. Она может творить чудеса! Успехов вам в ее познании!
Волшебник Хоттабыч.
“До свидания, ребята! Мне пора уходить. До новых встреч”.
1-й ведущий. Здорово! А кто может дать объяснение этим занимательным опытам?
Первый опыт “Несгораемый платок”. Платок сначала был смочен водой, а затем спиртом. При поджигании спирт сгорает, а платок остается невредимым.
Второй опыт “Появление фиолетового дыма от внушения”. На пламени спиртовки нагревается пустая круглодонная колба, а затем незаметно на дно бросается небольшой кусочек кристаллического йода. Происходит возгонка йода, и появляются клубы фиолетового дыма. Предварительно, показывающий опыт, ведет словесную игру со зрителями.
Третий опыт “Волшебный кувшин”. В кувшине прозрачный раствор соды. В четыре “пустых” стакана по очереди наливается раствор из кувшина. В первый стакан наливается “вода”, он действительно пуст, во второй-“сироп”, так как дно ста...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.10.11 | Просмотров: 780

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!