Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
План-конспект занятия по экологии в 1-м классе по модифицированной программе Цветовая экология
Автор(ы): Ионина Галина Трофимовна, педагог дополнительного образования
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: сформировать представление детей о жизненном цикле растений. Задачи: - образовательные:
- познакомить с многообразием плодов растений, с их приспособлением к расселению;
- проследить весь цикл развития растений;
- закрепить умение правильно называть части растений;
- установить связь между цветением, плодоношением и многообразием растений в природе;
- закрепить названия первоцветов;
- овладеть терминологией: плоды, семена, крылатки, приспособленность, расселение;
- развивающие:
- развивать общеучебные навыки:
- умение выделять главное, общее, частное;
- применение полученных теоретических знаний при проведении практической работы;
- способность делать выводы, задавать вопросы;
- умение группировать предметы по общему признаку;
- формировать способность рефлексировать свою деятельность;
- воспитательные:
- воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия;
- продолжить формирование основ экологической культуры;
- отработать умение работать самостоятельно, в малых группах, достигать поставленной цели.
Оборудование, наглядные пособия: - коллаж из иллюстраций растений;
- цветущие комнатные растения, ящик со всходами бобов;
- наборы карточек с изображением взрослого млекопитающего и его детеныша;
- конверт с карточками “Веселые метаморфозы”, стадии развития божьей коровки и лягушки;
- баночки с набором семян: фасоли, бобов, салата листового, васильков, настурции, укропа, огурцов, кабачков, вишни, калины, сосны, клена, дуба, абрикоса, гороха, лука-чернушки;
- разрезные карточки с изображением семян растений: “сухие и сочные плоды”;
- иллюстрация цветущего растения фасоли;
- схема цикла развития бобового растения;
- продукты: яблоко, огурец, колбаса, хлеб, печенье, сахар, вода;
- иллюстрация с изображением плода фасоли в разрезе (демонстрационный материал);
- карточки с изображением семян с различными приспособлениями к распространению (по количеству детей);
- фишки пустые и фишки с изображением крыла;
- обручи: 1 оранжевый, 10 зеленых;
- иллюстрации растений, занесенных в Красную книгу;
- карты-схемы с изображением сухих плодов и листьев деревьев, имеющих эти плоды;
- цветные карандаши;
- фишки с изображением улыбающегося и грустного человеческого лица.
Предварительная работа: - экскурсии в осенний лес, поляну;
- посев бобов в ящик с землей;
- рассматривание семейных фотографий.
ХОД ЗАНЯТИЯ Первый час занятия. I. Вводная часть. – Кто вы такие? (Ответы детей) – На кого вы похожи? (На родителей) Задание 1. Игра “Найди маму”. Детям раздаются карточки с изображением детенышей и взрослого животных. Игровая задача: сопоставив внешний облик взрослого животного и его детеныша, составить пару. Примерные карточки: свинья – поросенок; зайчиха – зайчонок; собака – щенок; лошадь – жеребенок; лиса – лисенок; волчица – волчонок; кошка – котенок; корова – теленок; лосиха – лосенок и т.п. по количеству детей. – Вы все правильно нашли маму детенышей. Что вам помогло правильно выполнить задание? (Ответы детей). Но есть случаи, когда дети совсем не похожи на родителей. Задание 2. – Достаньте, пожалуйста, из конверта №1 карточки, рассмотрите их. Кто на них изображен? (Лягушка, божья коровка). Еще их дети. Детеныши похожи на родителей? (Нет). Как они называются? (Яйца, личинки, куколки; икринки, головастики). Да, трудно нам было бы найти маму головастика и маму личинки божьей коровки. Беседа и рассматривание семян. Обозначение цели занятия. – Сейчас я вам покажу еще детей, совсем не похожих на своих родителей. – Что это? (Семена). – Где их родители? (Растения). – Мы сегодня с вами познакомимся с разнообразием семян, узнаем откуда они берутся и для чего они нужны. Будем играть, работать с карточками, вы сами изготовите лото и поиграете в него. II. Основная часть. – Посмотрите внимательно на семена, какие они: цвет, форма, размер? (Ответы детей). – Чьи же это дети? (Растений). – Да, у всех растений тоже есть дети, и они абсолютно не похожи на родителей; их называют плодами. Рассмотрите, пожалуйста, карточки №2 и 3 (см. выше). – На какие две большие группы делят плоды? (Сочные и сухие). – Плоды каких растений вы видите на них? (Ответы детей). Задание 3. Игра “Найди фасолинку” – Полюбуйтесь на семена фасоли. Одинаковые ли они? (Нет). – Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей). – Выберите себе по одной фасолинке. Рассмотрите внимательно, запомните свою. Игровая задача: запомнить рисунок фасолинки и отыскать “свою” среди многих. – Все эти фасолинки родились на этом материнском растении. (Показ иллюстрации растения фасоли). Но какие они разные? Совсем как брат и сестра у одних и тех же родителей. Жизнь на Земле бесконечна. Цель живого существа – оставить после себя потомство. Для чего, как вы думаете? (Для того, чтобы снова выросли фасолинки и другие растения) Второй час занятия. I. Вводная беседа. – Хотите посмотреть, что произошло с теми бобами, которые мы положили в ящик со всходами бобов. (Высказывания детей). Вывод: если семя, плод растения попадет в нужные условия, то оно проснется, выпустит корешок, появятся первые листочки и начнет расти, развиваться. – Какие это условия? (Ответы детей). – Что же дальше будет с нашими бобами, вы узнаете, раскрасив эту картинку. Задание 4. Раскраска детьми карты-схемы “Цикл развития бобового растения” – Что у вас получилось? (Растение, став взрослым, выпустило цветки, а затем на месте каждого цветка появился стручок, в котором созрели фасолинки). – Что произойдет с нашими бобами? (Ответы детей). – Красивые цветки у фасоли? (Красивые). – Появятся ли семена или плоды, если сорвать цветок? II. Основная часть. Беседа о приспособленности семян к распространению. – Растения очень заботятся о своих детях – плодах и семенах, так же как ваши мамы. Что делает мама, когда вы собираетесь в путешествие? Складывает в рюкзак или сумку бутерброды, фрукты, овощи, воду, одним словом, еду, продукты. (Демонстрируется рюкзак и набор продуктов). Мать-растение тоже позаботилось о своем ребенке. (Демонстрация иллюстрации бобового семени в разрезе). Это зародыш будущего растения, а это все полезная еда для него, пока не появятся корешки и листья, которыми оно начнет самостоятельно добывать пищу для себ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3016
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|