Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Организация и проведение исследовательско-познавательных форумов старшеклассников
Автор(ы): Толстогузова Елена Борисовна, зам.директора по УВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Гимназия № 1527 внимательно всматривается в быстро меняющийся мир, ищет свой путь образования и воспитания детей. Мы считаем, что развитие ребенка является ключевым понятием педагогического процесса сегодняшнего дня, а потому одной из стратегических задач является становление творческой, думающей личности, умеющей самостоятельно учиться, воспитание патриотов своей страны. Поэтому мы постоянно и целенаправленно работаем над созданием атмосферы творчества поиска, над созданием условий для сотворчества взрослых и детей. Для активного включения детей в процесс учения гимназия внедряет новые педагогические технологии: прежде всего метод проектов. С 1996 года началась разработка и апробация метода исследовательско-познавателъпых форумов в управлении образовательным процессом. Целью данной деятельности является повышение интереса учащихся к приобретаемым знаниям, расширение их кругозора, получение навыков исследовательской работы с литературой и первоисточниками, приобщение к произведениям искусства, музыки и поэзии. Результатами ИПФ являются активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в самостоятельном творчестве и практической работе; влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников; обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках; приобретение навыков общения с новыми людьми (активная социализация учащихся); ознакомление с произведениями разнообразных искусств; развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме публикаций, литературных сочинений, рисунков, фотографий, звуко- и кинозаписи. К ожидаемым результатам относится также повышение квалификации педагогического коллектива - умение совместно с учащимися выдвигать значимые проблемы, требующие прежде всего интегративных знаний; освоение исследовательских методов; отказ от стереотипов поведения на занятиях, расширение творческого потенциала учителей, расширение кругозора.. Подготовка и проведение ИПФ включает 4 этапа: выбор темы и ее рубрикация (разделение на проектные мастерские, гостиные); активная исследовательская работа учителей, разработка ноу-хау мастерских; совместная работа мастерских (поиск и композиция всех видов информации), представление результатов участникам игры и жюри (презентация), награждение; совместное определение задач на дальнейшую работу. - Первый этап выполняется педагогами по представлению и под руководством администрации школы;
- Второй - исследовательская работа в библиотеках, музеях, общественных учреждениях: (погружение в проблему);
- Третий этап осуществляется учащимися, пожелавшими войти в соответствующие группы - мастерские(собственно проект);
- Четвертый этап в зависимости от вида проектной мастерской или гостиной проводится в форме научно-практической конференции, дискуссии, театрализованных действий, выставок(презентация);
- Подведение итогов и награждение осуществляет жюри, работающее под руководством директора гимназии. Затем проходит заинтересованный разговор всех участников игры о дальнейшей судьбе проекта(рефлексия).
Исследовательско-познавательный форум представляет собой последовательную во времени совокупность действий учащихся старших классов и педагогов, содержащую подготовительный и заключительный этапы. Подготовительному этапу предшествуют организационные действия: - Выбор темы (направления) ИПФ;
- Выбор девиза;
- Разработка структуры творческих подразделений и определение требований к участникам;
- Рассылка приглашений потенциальным участникам игры (школы и гимназии административного округа или города;
- Формирование жюри.
- Выбор темы и девиза ИПФ обсуждается с гимназической общественностью, которая заранее информируется о намерении провести игру. Вопрос окончательно решается на педагогическом совете.
Сложились интересные традиции при открытии форума - торжественное музыкальное начало, защита коллажей и видеофильмов, представление команд. Исследовательско-познавательные форумы основываются на положениях проектной методики, проводятся по проектным мастерским - в любой по форме мастерской выдвигается исследовательская серьезная задача; организуется самостоятельный поиск, проходит обучение исследовательским методам деятельности. Разработка структуры ИПФ осуществляется более узким кругом педагогов - руководителей будущих структурных подразделений участников. Эти подразделения обычно именуются проектными мастерскими, иногда - при сугубо художественном уклоне - Гостиными, иногда Публичными чтениями. Традиционно в рамках игр проводятся семинары для администрации и учителей школ по новым педагогическим технологиям: - метод проектов (ИПИ № 1, 2,7,8,9)
- метод сотрудничества (ИПИ № 2, 3,4,8)
- работа с одаренными детьми (ИПИ №3,4,6, ИПФ1)
- развитие критического мышления (ИПИ № 4)
- здровьесберегающие технологии (ИПИ № 4, ИПФ 3)
- как научить детей любить книгу (ИПИ №6, ИПФ 2)
- развитие познавательной активности (все ИПИ, ИПФ).
Во время второй игры перед учителями выступали представители Совета Европы, Евроклуба, руководители музеев Москвы ( например, заповедников Коломенское и Царицыно). В соответствии с концепцией IV игры был проведен семинар для учителей школ-участниц по теме: Общие проблемы использования информационной сети Интернет в образовательном процессе. Круглый стол семинара показал, что учительство понимает необходимость расширения информационного поля, важность использования Интернет в учебном процессе. Заметим, что уже в первой игре наглядно реализовался выдвинутый гимназией ранее принцип исторических параллелей, сущность которого состоит в том, что истории и культуры разных стран и народов изучаются путем сопоставления сходных личностей, внесших конкретный существенный вклад в общечеловеческую цивилизацию (см. А.С.Смертина Принцип исторических параллелей в учебно-воспитательной работе, Сборник материалов международной школы, выпуск 3, 1998) Во время ИПИ были апробированы такие формы как: - дискуссионный клуб;
- игра Сто к одному;
- защита макетов и коллажей;
- публичные чтения;
- русская, немецкая секции;
- философская гостиная;
- литературное кафе; игра Дебаты.
Дебаты - это интеллектуальная игра старшеклассников основной целью которой является сформировать доброжелательный, демократический стиль общения с оппонентом, умение выслушать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Темы дебатов могут быть самыми разнообразными - от сугубо подростковых до общеполитических, поэтому каждая игра требует подготовки. А это - новые знания, навыки выступления перед аудиторией и умение выразить себя через слово. За эти годы проведены исследовательско-познавтельные игры, которые переросли в исследовательско-познавательные форумы. Подготовительный этап (собственно творческая работа учащихся) занимает от нескольких дней до даже недель. Участники Форума самостоятельно решают, из каких источников следует получить недостающие знания, с какими внешними учреждениями следует связаться (музеями, библиотеками, институтами), с кем следует побеседовать, как распределить работу между членами группы, как представить жюри и зрителям результаты своей работы. Процесс игры становится интересным (желательным) т.к. позволяет учащемуся проявить свою индивидуальность и творческий потенциал, что является естественным стремлением каждого человека. Так, во время одной из ИПИ (Мы --европейцы, 1998 г.) участники творческой мастерской имели даже личные встречи с представителями администрации президента и Думы. Заключительный этап игры состоит в представлении результатов работы творческих мастерских, гостиных или других подразделений в присутствии жюри и зрителей. Презентация творческих достижений в Форуме осуществляется после часового перерыва на обед (13-14 часов). Формы презентации могут быть различными. Так, в приводимом примере ИПИ, посвященной юбилеям А.С.Пушкина и И.В.Гете, вышеназванные гостиные представляли свои достижения в форме красочно костюмировано го бала - Бал у А.С.Пушкина и И.В.Гете. Презентации занимают, как правило, не более одного часа. После этого начинает работу экспертное жюри, которому представляют результаты своих наблюдений руководители мастерских и гостиных. За эти годы были проведены след...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1112
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|