Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Мини-спецкурс Художественная лепка из соленого теста - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Мини-спецкурс Художественная лепка из соленого теста


Автор(ы): Шамсрахманова Ульяна Константиновна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Пояснительная записка

С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.
Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.
Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.
Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. «Домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания младших школьников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.
Но, к сожалению, в программах по технологии и изобразительной деятельности младших школьников лепке отводится всего лишь 6 часов в год в каждом классе, а в 4 классе лепки нет вообще, т.е. всего 18 занятий за весь период обучения в начальной школе. Это непростительно мало, если учесть, что в первые 4 года обучения в школе у детей окончательно формируются мелкие мышцы рук, идет интенсивное развитие речи, развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление. Причем ребенок, придя в 1 класс и владея лишь наглядно-образным, а кто-то и предметно-действенным образом мышления, уже к 4 классу должен уметь мыслить абстрактно. Именно уроки лепки имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Если на других уроках ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.
Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Т.к. дети уже имели возможность работать с пластилином и глиной в детском саду, то освоить приемы лепки из соленого теста им будет не сложно.
Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:
  1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
  2. Легко отмывается и не оставляет следов.
  3. Безопасно при попадании в рот.
  4. Не липнет к рукам при лепке.
  5. Можно сушить на воздухе.
  6. Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
  7. Если покрыть лаком - сохранится на века.
  8. С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.
Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.
Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.
Мною разработана и апробирована серия занятий по лепке из соленого теста. Учитель может проводить их как в рамках классной работы, на уроках изобразительной деятельности, во время факультатива по технологии ,так и во внеклассной работе, на занятиях кружка, и т.д. Каждое занятие по времени рассчитано на 40-45 минут. В зависимости от уровня подготовленности детей учитель может отвести на эти уроки большее либо меньшее количество времени.

Мини-спецкурс «Художественная лепка из соленого теста».

Цель курса – общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному курсу.
Задачи:
  1. Совершенствование навыков ручного труда средствами лепки.
  2. Развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов.
  3. Развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии.
  4. Формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях.
Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы.
Весь курс состоит из восемнадцати взаимосвязанных тем. На изучение каждой темы отводится 1-3 занятия. Количество занятий зависит от объема работы, от возраста детей и уровня подготовленности группы.
Чудо-лепешка. (1 час)
Веселый удавчик. (1 час)
Не садись на пенек, не ешь колобок. (1 час)
Волшебное лукошко. (2 часа)
Птички-невелички. (1 час)
Дракоша. (1 час)
Веселый зоопарк. (2 часа)
Рожицы на магнитах. (1 час)
Забавные брошки. Значки. (1 час)
Яблонька. (2 часа)
В мастерской художника. Зимняя картинка. (1 час)
Таблички на двери комнат. (1 час)
Автопортрет. (2 часа)
Картинная галерея. (1 час)
Рамочки для фотографий. (3 часа)
Дары осени. (2 часа)
Играем в куклы. (2 часа)
Картинки на выставку. (2 часа)
По окончании курса дети должны знать:
  1. Технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста.
  2. Что такое «каркас», из чего его можно изготовить, как укрепить поделку с помощью каркаса.
  3. Что такое инструкционная карта, как читать инструкционную карту.
  4. Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.
  5. Как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план.
  6. Основные приемы лепки.
  7. Способы соединения деталей из различных материалов.
  8. Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий.
  9. Приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом.
  10. Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста.
  11. Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек.
  12. Приемы разметки по тесту.
  13. Узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков.
По окончании курса дети должны уметь:
  1. Самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто.
  2. Укреплять поделку с помощью каркасов разного типа.
  3. Читать инструкционную карту, работать с опорой на рисунок-план.
  4. Соединять детали из соленого теста различными способами.
  5. Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.
  6. Правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком.
  7. Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.
  8. Собирать сборные конструкции из соленого теста.
  9. Изготовлять небольшую картину из соленого теста.
  10. Выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков.
  11. Самостоятельно определять технологию изготовления поделки.
  12. Работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.
  13. Анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства.
  14. Творчески подходить к выполнению работы.
Каждое из занятий описано в таблице(приложение), которая имеет 4 графы.
Урок, его название и количество часов, отведенных на тему, указаны в заголовке таблицы.
  • В графе №1 приведены технико-технологические знания, с которыми должны ознакомится учащиеся на уроке.
  • В графе №2 приведено содержание урока, основные этапы работы.
  • В графе №3 указаны те знания и умения, которые приобретает ребенок в течение этого урока.
  • А графа №4 отведена для перечня необходимых инструментов и принадлежностей, как для учителя, так и для ученика.
С подобной таблицей учителя уже встречались в работе Т.М. Геронимус «150 уроков труда в 1-4 классах». Но данная таблица мною упрощена. В таком виде она представляется мне наиболее удобной для работы учителя-практика, т.к. в ней отражено все необходимое для проведения урока: поэтапно расписан ход урока, указаны приемы и операции, необходимое для уроков оборудование и тот минимум знаний и умений, который ученики получат на данном занятии.
Кроме таблиц к урокам есть рисунки-схемы, инструкционные карты, эскизы плакатов, рисунки изделий, а также тот минимум знаний о происхождении лепки из соленого теста как части декоративно-прикладного искусства, методика приготовления соленого теста и несколько рецептов замешивания соле...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3561

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340