Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Использование проектной методики на уроках иностранного языка
Автор(ы): Беломестнова Наталья Анатольевна, учитель английского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В течение нескольких лет на уроках иностранного языка я использую проектную методику. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, то есть реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении. Сегодня на нашей встрече мне бы хотелось остановиться на теоретических положениях проектной методики, практикум по теме “Австралия: взгляд изнутри” и практикум по этапам работы над проектом. Эпиграфом в своей работе я использую китайскую мудрость: “Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Вовлеки меня и я научусь”. Использование проектных приёмов нельзя назвать новым словом в школьном обучении. Проекты многолики и многогранны, теперь чуть ли не каждое новое слово называют проектом, но это не так. У проектов своя философия, методология и практика. Краткая историческая справка: Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”. В целом метод проектов – это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Относительно иностранного языка, проект – это “самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, где происходит интеграция четырех видов деятельности. В чем суть проектного обучения? Стимулировать интерес учеников к проблеме, для решения которой необходимы определенные знания и показать практическое применений полученных знаний на практике. Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами способствует: - повышению значимости языка как средства общения;
- развитию умения работать в коллективе;
- расширению кругозора учащихся;
- повышению мотивации учащихся4
- поощрению творчества;
- воспитание самостоятельности;
- интеграция всех четырех видов речевой деятельности;
- развитию обще учебных умений.
Основные требования к использованию данного метода: - наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированных знаний и путей решения;
- теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных материалов);
- использование исследовательских методов:
- определение проблемы;
- определение задач исследования;
- выдвижение гипотез;
- обсуждение методов;
- оформление результатов;
- анализ данных;
- выводы.
Существуют определённые принципы проектной деятельности: - вариативности (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы и различных упражнений, изучение текстов таких, как диалоги, таблицы, письма, комиксы, карты, анкеты);
- решения проблемы (проблема заставляет учащихся думать, а значит – учиться);
- самостоятельности (уточнение формулировки задачи, выбор формы проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов);
- создания комфортной обстановки на уроке (отсутствие страха перед общением на иностранном языке помогает лучше усваивать трудные темы программы);
- учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся нравится);
- личностного фактора (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);
- адаптации заданий (нельзя предлагать ученику задание, с которым он не сможет справиться, при выборе задания следует учитывать возрастные особенности, учебные возможности, этап работы над проектом).
Используя проектную методику, основной целью является следующая – научить учащихся самостоятельно приобретать знания и умело применять их на практике. При использовании проектной технологии перед учителем стоят следующие задачи: развитие познавательных умений и навыков; умение ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельно конструировать свои знания; интегрировать знания из различных областей наук; критически мыслить. Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов: 1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: - исследовательские,
- творческие,
- ролево-игровые,
- информационные,
- практико-ориентированные.
2. По признаку предметно-содержательной области: - моно проекты,
- межпредметные проекты.
3. По характеру контактов: - внутренние или региональные,
- международные.
4. По количеству участников проекта: - личностные,
- парные,
- групповые.
5. По продолжительности проекта: - краткосрочные,
- средней продолжительности,
- долгосрочные.
Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов: 1. Проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research projects). 2. Проекты-интервью (Survey projects). 3. Проект-производство (Production projects). 4. Проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisational projects). Проектная деятельность требует большой подготовки. Необходимо продумать весь ход работы, методы и формы, промежуточный и итоговой контроль, просчитать результат, распределить роли и обязанности, обозначить сроки проекта. Работа над творческими проектами включает в себя три этапа: I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала). II. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ, возможных трудностей). III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов). Для более подробного рассмотрения этапов работы, представляю алгоритм: 1 шаг – Определение темы. 2 шаг – Определение финального продукта. 3 шаг – Определение структуры и времени. 4 шаг – Сбор информации. 5 шаг – Переработка информации и обсуждение. 6 шаг – Систематизация и подготовка презентации. 7 шаг – Презентация. 8 шаг – Вывод и рецензирование. В зависимости от уровня и возраста подготовки учащихся проект может представлять собой коллаж, объявление, афишу, оформление ранее проведенных исследований, интервью, отчеты о посещении различных мест с иллюстрациями и фотографиями, картам...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1189
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|