Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Организация и использование проектной деятельности в сфере дополнительного образования - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Организация и использование проектной деятельности в сфере дополнительного образования


Автор(ы): Занозина Галина Валентиновна, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современном обществе мы не мыслим своей деятельности без использования компьютерных технологий. Поэтому одной из основных задач дополнительного образования, как и образования вообще, является воспитание компьютерно-грамотной личности.
В последнее время все больше внимания уделяется применению метода проектов в процессе преподавания различных предметов школьной программы. Но почему только в учебной деятельности? В настоящий момент существует множество форм дополнительного образования детей – это и кружки, факультативы, дополнительные занятия в основной школе и занятия в компьютерных клубах и центрах при учреждениях дополнительного образования детей. Публикаций, посвящённых организации и использованию метода проектов в этой области, очень мало.
Опыт применения информационных технологий в системе дополнительного образования показал возможность использования их в процессе реализации творческого потенциала учащихся. Поэтому мы решили попробовать внедрить в процесс обучения информационным технологиям в дополнительном образовании метод проектов.
Проектная деятельность в рамках кружковой работы дает возможность школьнику активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.
Организация работы над творческим проектом
Начать использование метода проектов довелось именно мне в рамках компьютерного курса «Современные мультимедиа технологии».
Наиболее активно мы его применяем при изучении презентационных пакетов (типа MS PowerPoint). Учащиеся с огромным удовольствием выполняют проекты, потому что они позволяют выразить всю их индивидуальность, их творческий потенциал, попробовать себя в роли исследователя.
Вся работа над проектом делится на 4 этапа:
1. Подготовительный:
a. Подбор материала по выбранной тематике;
b. Анализ и осмысление полученной информации;
c. Составление плана будущего проекта;
2. Практический:
a. Создание среды, соответствующей выбранной тематике;
b. Вставка текста и иллюстраций;
c. Создание наглядности и интерактивности;
3. Работа над творческим отчётом;
4. Подготовка к защите творческого проекта.
В процессе выполнения своих индивидуальных проектов учащиеся не только реализуют на практике имеющиеся навыки, но и параллельно изучают новые особенности работы с программой. Это позволяет осуществлять мотивированное обучение (обучение тому, что им нужно), а не просто передачу имеющегося у педагога опыта.
Возраст учащихся, работающих над проектами
Так как выполнение проекта производится в сфере дополнительного образования в разновозрастных группах, то у нас этот возраст находится в пределах от 7 до 16 лет. В принципе, если не требовать печатный отчёт, то программные продукты (презентации) можно попробовать выполнить и с дошкольниками, но они должны уметь читать.
Примерные направления творческих проектов

Я думаю, всем понято, что предлагать учащимся конкретные темы проектов не целесообразно, так как это творческо-исследовательская работа и должна быть ценна именно учащемуся. Тематика проекта должна исходить из интересов каждого учащегося, тем самым приобретая индивидуальный характер.
Могу лишь предложить направления исследований:
  1. Родной край
  2. Моя семья
  3. Мои интересы
  4. Пропаганда здорового образа жизни
  5. Социальная реклама и т.д.
Это далеко не полный список, его можно продолжать бесконечно. Мы же должны объяснить учащимся, что тема должна быть актуальна, востребована в обществе. Но в то же время мы не должны ограничивать учащихся.
Помощь в подборе материала
Для ещё большей мотивации учащихся мы можем предложить им консультации специалистов по выбранным темам.
Например, если тема связана с родным краем, то не стоит ограничиваться лишь анализом литературы, можно организовать для учащихся встречу со специалистом-краеведом или даже журналистом, занимающимся сходной тематикой.
Так для разработки проекта «Я живу в Нижнем Новгороде» Мы организовали для учащихся встречу со специалистом краеведом, который посоветовал обратить внимание не только на архитектуру и историю Нижегородского края, но и на труды выдающихся деятелей, художников, артистов и т.д. Работы, посвящённые этой тематике, Вы можете найти на сайте Фестиваля исследовательских работ учащихся «Портфолио» 2005/2006 и 2006/2007 учебных годов (они выполнены под руководством Занозина Д.А. и моим).
Также приветствуется помощь в фото- и видеосъёмке материалов (видов, или каких-то даже интервью или экскурсий).
Основные требования к работам
Как ни крути, а оценивать проекты придётся (не оценкой конечно, а как-то иначе). Поэтому всё же необходимо сформулировать определённые требования к выполняемым проектам и сроки их выполнения.
Можно, конечно, обойтись и без этого, но организованность какая-то должна быть, так как это всё-таки учебный процесс (пусть и дополнительный).
Для своих учеников мы сформулировали следующие требования:
  1. Актуальность проблематики (в принципе каждая тема по своему проблемна, поэтому это не является основным критерием);
  2. Полнота и доступность информации (но при оценивании учитывайте и возраст автора, так как учащийся начальных классов не сможет выполнить работу так же как и старшеклассник);
  3. Наглядность:
    a. Привлекательность;
    b. Интерактивность;
    c. Удобство управления.
  4. Целостность восприятия (проект должен быть чётко структурирован);
  5. Направления дальнейшего использования (этот пункт является дополнительным, иногда может не учитываться, но он необходим для дальнейшего учёта и использования вами в вашей деятельности).
Также необходимо чётко определить сроки выполнения. Они зависят от календарно-тематического плана, поэтому для каждого курса – свои сроки.
Использование творческих проектов
Как же мы можем использовать эти проекты? Каждая работа – это огромный труд его автора, поэтому мы должны не просто оценить эту работу и положить на полку, а использовать её каким-либо образом, в своей работе или в работах коллег.
Любая работа несёт в себе информацию, которая может быть полезна другим людям. Поэтому, если у вас есть возможность поделиться ею, делайте это. Тогда вам будут благодарны и авторы, и пользователи.
Например, мы стараемся по мере возможности продвигать работы наших учащихся на различного рода конкурсы, ф...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1437

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340