Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование блочно-модульной технологии в обучении географии - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Использование блочно-модульной технологии в обучении географии


Автор(ы): Кузнецова Ольга Владимировна, учитель географии и биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В 10 классе я работаю по блочно- модульной технологии уже 5-й год. Использование различных методов обучения расширяет возможности включения в урок самостоятельной деятельности учащихся, блочно–модульное обучение предполагает объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме.
При изучении материала крупными блоками необходимы условия:
    1. Четкая организация всего учебного процесса;
    2. Постановка целей и задач обучения для всего блока темы;
    3. Сочетание словесных и наглядных методов, и в том числе использование опорных конспектов, схем-конспектов/;
    4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности в индивидуальной, парной, групповой формах;
    5. Комбинированный способ контроля: письменный, устное изложение, взаимоконтроль.
Эта идея дает возможность значительно увеличить объем изучаемого материала за определенное время, выделить ведущую мысль и довести ее до учащихся. В программах географии можно выделить блоки тем по 8–10 часов и представить в них несколько модули обучения.
1 модуль – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий /лекция учителя/;
2 модуль – самостоятельные и практические работы. Ученики по заданиям и под руководством учителя работают с различными источниками информации /карта, учебник, дидактический материал, справочники и т.д./ прорабатывают материал темы, обсуждают дискуссионные вопросы. На этом этапе проводятся уроки – практикумы, конференции, путешествия.
3 модуль – повторение и обобщение материала темы.
4 модуль – контроль знаний учащихся по всей теме.
Сочетание концентрированного изложения содержания основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех в месте дают определенное преимущество такому изучению материала. Это позволяет учащимся яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов. Повышает емкость уроков, обеспечивает многообразие видов учебной деятельности. Повышает качество знаний, уменьшает опеку учителя над учащимися. В учебнике 10 класса В.П. Максаковского, представлены ориентировочные план – схемы изучение нового материала. Они отражают логику изучения содержания, показывают соотношения и соподчинение отдельных понятий и могут быть использованы на занятиях при вводе информации (лекции). Дифференцированное задание после изучения темы и методические ключи хорошо применять для организации самостоятельных работ с источниками информации.
Работая по этой технологии, я убедилась в том, что познавательный интерес у ребят повышается, многие работают творчески: учащиеся составляют различные кроссворды, активно принимают участие в диспутах, семинарах. Учащиеся на уроках учатся работать в группах, овладевают навыками работы на лекциях и семинарских занятиях. Это позволяет им подготовиться к учебе в ВУЗах. Большое внимание уделяется охране здоровья ребят - смена видов деятельности, малый объем домашнего задания.
Перед вами один спаренный урок составленный по этой технологии который идет 80–90 мин.
Урок: Сельское хозяйство мира.
Цели:
Дать знания о географии отраслей сельского хозяйства мира. Выявить главные сельскохозяйственные районы мира. Установить роль сельскохозяйственного производства в решении задач обеспечения населения земли продовольствием. Продолжить работу по закреплению понятий “природопользование” при изучении вопросов сельского хозяйства и окружающей среды. Расширить навыки в работе со статистическим материалам, по анализу карт, отражающих явления сельскохозяйственного производства. Развивать умение работать с книгой, обобщать информацию и делать выводы.
Задачи:
    1. Дать характеристику С/Х мира. Выделить место С/Х в мировом хозяйстве материального производства.
    2. Раскрыть основные понятия “Зеленая революция”, товарное и потребительское сельское хозяйство, агробизнес.
    3. Установить зональные особенности в специализации растениеводства и животноводства.
    4. Анализируя карты, выявить природно-ресурсные факторы, влияющие на с/х производство, рыболовство.
    5. Глобальные проблемы: “география голода”, сельское хозяйство и окружающая среда.
Средства обучения:
Физическая и сельскохозяйственная карты мира, атласы для 10 класса, таблицы и картограммы, тесты, контурные карты.
Опорные знания и умения:
Размещение природных зон на материках. Природные богатства и виды хозяйственной деятельности в океане. Происхождение культурных растений. Структура сельского хозяйства России и основные черты географии важнейших с/х районов страны.
Литература:
В.П. Максаковский “Экономическая география мира”, 10 класс (2002 г.)
А.П. Кузнецов “Страны, хозяйство, люди”.
Ю.Н. Гладкий “Экономическая и социальная география мира”, 10 класс.
Ход урока:
1. Организация учащихся на уроке
2. Лекция.
Содержание
: Сельское хозяйство – ведущая отрасль материального производства, география мирового сельского хозяйства, понятие о “зеленой революции”, Основные черты размещения растениеводства, животноводства, география рыболовства. Крупнейшие сельскохозяйственные районы, сельское хозяйство и окружающая среда.
Ребятам раздается схема-конспект лекции. Учащиеся к некоторым разделам лекции подготовили сообщения по темам: "Продовольственная проблема мира", "Птицеводство" и "Шелководство".
Сельское хозяйство мира

3. Самопогружение: Далее идет самостоятельная работа с учебником, в ходе которого учащиеся отвечают на вопросы:
  1. По поголовью КРС на первом месте находится Индия. Однако страна не выделяется объемами производства мяса. Почему?
  2. Что представляет собой аграрные отношения? Почему в развивающихся странах они отличаются большой пестротой, чем в высоко развитых?
  3. Сравните агропромышленные комплексы высокоразвитых стран мира и развивающихся. В чем их коренное различие?
  4. Какая связь существует между географией религий и размещением отдельных отраслей животноводства..
4. Практическая работа:
“Мировое сельское хозяйство и его особенности”
Цель работы: Формирование знаний о мировом сельском хозяйстве, растениеводстве, животноводстве на основе материалов учебника и статистических материалов.
Ход работы:
1-е Задание
1-му варианту стр. 135 задание 11.
2-му варианту стр. 135 задание 12.
2-е задание: Нанесите на контурную карту ареалы возделывания риса, кукурузы, пшеницы.
Применение на уроке физкультминутки.
5. Актуализация знаний по блоку:

1. Учащиеся отвечают на вопросы самопогружения (Устно);
2. Применение индивидуальных заданий по карточкам:
  • Каковы основные черты размещения зерновых культур?
  • Какие из перечисленных стран являются важнейшими экспортерами пшеницы: Аргентина, Великобритания, США, Индия, Франция, Канада, Австралия, Бразилия, Индонезия?
  • По какому из видов поголовья скота перечисленные ниже страны занимают первые места в мире: Китай, Индия, Австралия?
3. Тестирование: К...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2742

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340