Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Использование блочно-модульной технологии в обучении географии
Автор(ы): Кузнецова Ольга Владимировна, учитель географии и биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В 10 классе я работаю по блочно- модульной технологии уже 5-й год. Использование различных методов обучения расширяет возможности включения в урок самостоятельной деятельности учащихся, блочно–модульное обучение предполагает объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме. При изучении материала крупными блоками необходимы условия: - Четкая организация всего учебного процесса;
- Постановка целей и задач обучения для всего блока темы;
- Сочетание словесных и наглядных методов, и в том числе использование опорных конспектов, схем-конспектов/;
- Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности в индивидуальной, парной, групповой формах;
- Комбинированный способ контроля: письменный, устное изложение, взаимоконтроль.
Эта идея дает возможность значительно увеличить объем изучаемого материала за определенное время, выделить ведущую мысль и довести ее до учащихся. В программах географии можно выделить блоки тем по 8–10 часов и представить в них несколько модули обучения. 1 модуль – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий /лекция учителя/; 2 модуль – самостоятельные и практические работы. Ученики по заданиям и под руководством учителя работают с различными источниками информации /карта, учебник, дидактический материал, справочники и т.д./ прорабатывают материал темы, обсуждают дискуссионные вопросы. На этом этапе проводятся уроки – практикумы, конференции, путешествия. 3 модуль – повторение и обобщение материала темы. 4 модуль – контроль знаний учащихся по всей теме. Сочетание концентрированного изложения содержания основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех в месте дают определенное преимущество такому изучению материала. Это позволяет учащимся яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов. Повышает емкость уроков, обеспечивает многообразие видов учебной деятельности. Повышает качество знаний, уменьшает опеку учителя над учащимися. В учебнике 10 класса В.П. Максаковского, представлены ориентировочные план – схемы изучение нового материала. Они отражают логику изучения содержания, показывают соотношения и соподчинение отдельных понятий и могут быть использованы на занятиях при вводе информации (лекции). Дифференцированное задание после изучения темы и методические ключи хорошо применять для организации самостоятельных работ с источниками информации. Работая по этой технологии, я убедилась в том, что познавательный интерес у ребят повышается, многие работают творчески: учащиеся составляют различные кроссворды, активно принимают участие в диспутах, семинарах. Учащиеся на уроках учатся работать в группах, овладевают навыками работы на лекциях и семинарских занятиях. Это позволяет им подготовиться к учебе в ВУЗах. Большое внимание уделяется охране здоровья ребят - смена видов деятельности, малый объем домашнего задания. Перед вами один спаренный урок составленный по этой технологии который идет 80–90 мин. Урок: Сельское хозяйство мира. Цели: Дать знания о географии отраслей сельского хозяйства мира. Выявить главные сельскохозяйственные районы мира. Установить роль сельскохозяйственного производства в решении задач обеспечения населения земли продовольствием. Продолжить работу по закреплению понятий “природопользование” при изучении вопросов сельского хозяйства и окружающей среды. Расширить навыки в работе со статистическим материалам, по анализу карт, отражающих явления сельскохозяйственного производства. Развивать умение работать с книгой, обобщать информацию и делать выводы. Задачи: - Дать характеристику С/Х мира. Выделить место С/Х в мировом хозяйстве материального производства.
- Раскрыть основные понятия “Зеленая революция”, товарное и потребительское сельское хозяйство, агробизнес.
- Установить зональные особенности в специализации растениеводства и животноводства.
- Анализируя карты, выявить природно-ресурсные факторы, влияющие на с/х производство, рыболовство.
- Глобальные проблемы: “география голода”, сельское хозяйство и окружающая среда.
Средства обучения: Физическая и сельскохозяйственная карты мира, атласы для 10 класса, таблицы и картограммы, тесты, контурные карты. Опорные знания и умения: Размещение природных зон на материках. Природные богатства и виды хозяйственной деятельности в океане. Происхождение культурных растений. Структура сельского хозяйства России и основные черты географии важнейших с/х районов страны. Литература: В.П. Максаковский “Экономическая география мира”, 10 класс (2002 г.) А.П. Кузнецов “Страны, хозяйство, люди”. Ю.Н. Гладкий “Экономическая и социальная география мира”, 10 класс. Ход урока: 1. Организация учащихся на уроке 2. Лекция. Содержание: Сельское хозяйство – ведущая отрасль материального производства, география мирового сельского хозяйства, понятие о “зеленой революции”, Основные черты размещения растениеводства, животноводства, география рыболовства. Крупнейшие сельскохозяйственные районы, сельское хозяйство и окружающая среда. Ребятам раздается схема-конспект лекции. Учащиеся к некоторым разделам лекции подготовили сообщения по темам: "Продовольственная проблема мира", "Птицеводство" и "Шелководство". Сельское хозяйство мира 3. Самопогружение: Далее идет самостоятельная работа с учебником, в ходе которого учащиеся отвечают на вопросы: - По поголовью КРС на первом месте находится Индия. Однако страна не выделяется объемами производства мяса. Почему?
- Что представляет собой аграрные отношения? Почему в развивающихся странах они отличаются большой пестротой, чем в высоко развитых?
- Сравните агропромышленные комплексы высокоразвитых стран мира и развивающихся. В чем их коренное различие?
- Какая связь существует между географией религий и размещением отдельных отраслей животноводства..
4. Практическая работа: “Мировое сельское хозяйство и его особенности” Цель работы: Формирование знаний о мировом сельском хозяйстве, растениеводстве, животноводстве на основе материалов учебника и статистических материалов. Ход работы: 1-е Задание 1-му варианту стр. 135 задание 11. 2-му варианту стр. 135 задание 12. 2-е задание: Нанесите на контурную карту ареалы возделывания риса, кукурузы, пшеницы. Применение на уроке физкультминутки. 5. Актуализация знаний по блоку: 1. Учащиеся отвечают на вопросы самопогружения (Устно); 2. Применение индивидуальных заданий по карточкам: - Каковы основные черты размещения зерновых культур?
- Какие из перечисленных стран являются важнейшими экспортерами пшеницы: Аргентина, Великобритания, США, Индия, Франция, Канада, Австралия, Бразилия, Индонезия?
- По какому из видов поголовья скота перечисленные ниже страны занимают первые места в мире: Китай, Индия, Австралия?
3. Тестирование: К...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2742
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|