Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Организация и проведение научно-исследовательской работы студентов в Пермском авиационном техникуме им. А.Д. Швецова - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Организация и проведение научно-исследовательской работы студентов в Пермском авиационном техникуме им. А.Д. Швецова


Автор(ы): Благоразумцов Николай Сергеевич, преподаватель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Уровень среднего профессионального образования не подразумевает проведения серьёзных и фундаментальных научных исследований или глубинной проработки научных проблем. Для этого в учреждениях среднего профессионального образования, как правило, нет ни технической базы, ни уровня подготовки кадров, да и задача такая не ставится. Прежде всего, это приоритет Российской государственной академии наук, высших учебных заведений, специализированных научно-исследовательских институтов.
Другая сторона медали базируется на трёх очевидных фактах:
  1. Многие выпускники техникумов и колледжей поступают для продолжения образования в высшие учебные заведения, где исследовательская (теоретическая и практическая) база может оказаться серьёзным подспорьем в естественнонаучной деятельности.
  2. Юношеский возраст студентов предрасполагает к поиску признания у взрослых, делаются попытки социализироваться и найти себя в мире взрослых. И если человек в этом возрасте получает определенный “вкус” к исследовательской деятельности, то это оставляет глубокий след в сознании.
  3. Деятельность в этой области даёт определённый толчок педагогу для углубления своих знаний через самообразование и самосовершенствование. Строго научный подход не терпит дилетантского и некомпетентного отношения, поэтому педагог будет вынужден тянуться к этой высокой планке, чтобы соответствовать этому уровню.
Существует ещё один базисный аспект этой проблемы: взаимоотрицание двух противостоящих друг другу культур (естественнонаучной и гуманитарной). Такое взаимоотрицание не выдерживает никакой критики. Подготовка студентов любой специальности должна включать в себя обе культуры в их разумной мере. В современных условиях всеобщей гуманитаризации, основанной на социальных и общечеловеческих ценностях, требуется оптимальный баланс двух культур, где достойное место должны занять естественные науки, в частности, такой элемент, как исследование.
Из вышесказанного следует сделать вывод, что необходимость проведения в учреждениях среднего профессионального образования научно-исследовательских работ является достаточно очевидной.
Здесь следует обозначить важный аспект, что научно-исследовательская работа в учебных заведениях среднего профессионального образования может проводиться не только при осуществлении внеучебной деятельности. В Пермском авиационном техникуме им. А.Д. Швецова накоплен богатый опыт проведение данной деятельности в рамках изучения учебных дисциплин.
Цели научно-исследовательской работы студентов в учреждениях среднего профессионального образования:
  1. Вызвать заинтересованность у преподавателей и студентов к научному естествознанию (это не ошибка в утверждении; только занимаясь научным естествознанием, студент развивает заинтересованность к такой деятельности).
  2. Формировать и прививать студентам компетенции необходимые для научно-исследовательской деятельности.
Я вижу три основных условия для практического осуществления данной деятельности со стороны преподавателей и научных руководителей:
  • иметь добровольную и искреннюю заинтересованность в такой деятельности;
  • мотивировать и постоянно стимулировать студентов к научным исследованиям;
  • проводить исследования на должном и достаточно высоком научном уровне (студенты должны получат моральное удовлетворение от проделанной ими работы).
В основе данной деятельности должны лежать следующие принципы:
  1. Научность;
  2. Системность;
  3. Многоуровневость.
Рассмотрим эти основополагающие принципы подробней.

I. Научность.

Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый, а точнее, научный работник, — это профессионал, который строит свою деятельность, руководствуясь критерием “истинность—ложность”.
Цель науки — постижение истины, а способ постижения истины — научное исследование. От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает.
Наука присуща только высокоразвитому обществу. Она является сложным и специализированным познанием. Кроме того, термин “наука” относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом. Многообразие научного познания можно представить следующим образом:
  • научная картина мира;
  • фундаментальная теория;
  • научная теория;
  • эмпирические законы;
  • факты науки.
Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т. д. Идеалом научного поиска считается открытие законов — теоретическое объяснение действительности.
Однако научное познание не исчерпывается теориями. Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале “эмпирическое — теоретическое знание”:
  • единичный факт;
  • эмпирическое обобщение;
  • модель;
  • закономерность;
  • закон;
  • теория.
Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью, кроме этого, она характеризуется методом. Метод научного исследования рационален. Человек, претендующий на членство в научном сообществе, должен не только разделять ценности этой сферы человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый. Совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности — такое определение понятия “метод” можно чаще всего встретить в литературе. Следует лишь добавить, что эта система приемов и операций должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследования.
Теория естественнонаучного исследования опирается на ряд очевидных предположений:
Во-первых, мы считаем, что время непрерывно, направлено от прошлого в будущее. События необратимы. Следствие не может быть раньше причины.
Во-вторых, мы полагаем, что пространство, в котором происходят события, изотропно. Процесс в одной из областей пространства происходит так же, как в любой другой области.
В-третьих, мы предполагаем, что события в мире происходят независимо от нашего знания о них. Мир реален и объективен.
Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности — научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

II. Системность.

Рассматривая организацию научно-исследовательской деятельности ПАТа, с точки зрения системного анализа, следует заметить, что эта система является социальной. Её особенностями являются органичность и целенаправленность. Важным свойством данной системы является её открытость, способность взаимодействовать с внешней средой. Эффективность работы такой системы зависит не только от её собственных качеств, но и от условий среды, которые непрерывно изменяются. Следовательно, сама система должна подстраиваться под эти условия, причём эти изменения должны осуществляться в каждой части не изолировано, а совместно с другими её частями.
Для описания системности организации НИР в ПАТе, в соответствие с системным анализом, можно выделить следующие системные объекты:
  • вход – факты и явления (собранная информация);
  • выход – научное знание;
  • процесс – многоуровневая деятельность;
  • обратная связь – влияние на процесс обработки входной информации;
  • ограничения – требования к проведению НИР и оформлению её.
С позиции системного анализа описать какой-либо объект действительности как систему – значит определить его системные объекты, их связи и свойс...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1310

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340