Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Комплексная программа социально-педагогической поддержки подростков Дорога к себе
Автор(ы): Робертус Лариса Ивановна, руководитель службы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Пояснительная записка Актуальность создания данной программы обусловлена рядом причин, таких как: - необходимость передачи новому поколению социальных навыков, позволяющих существовать в изменяющемся мире;
- необходимость адаптации и формирования социально-зрелой и эффективно функционирующей личности;
- создание предпосылок для самореализации подростка.
Данная программа разработана для подростков 14-15 лет с учетом их психофизиологических особенностей и предназначена для внеклассных занятий или проведения спецкурса в условиях общеобразовательного учреждения, учреждения дополнительного образования, подросткового клуба, центра внешкольной работы, социально-психологической службы и т.п. Программа представляет собой комплексную систему работы социального педагога с ребенком и объединяет основные виды социально-педагогической деятельности по сопровождению процесса взросления. В программу включены следующие направления: - Пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек (ЗОЖ)
- Работа с семьей (РСС)
- Профориентация подростков (ПО)
- Психологическое просвещение (ПП)
- Социально-правовая защита (СПЗ)
Программа рассчитана на освоение в течение одного года. Занятия проводятся в малых группах ежедневно по схеме (схема рассчитана на один месяц, соблюдается на протяжении всего учебного года): Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | ПП | ЗОЖ | ПП | ЗОЖ | РСС | ПП | ЗОЖ | СПЗ | ЗОЖ | РСС | ПП | ЗОЖ | ПП | ЗОЖ | РСС | ПП | ЗОЖ | ПО | ЗОЖ | РСС | Основная цель программы: формирование социально-зрелой и эффективно функционирующей личности. Основные задачи: - Пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек школьников;
- Актуализация процесса профессионального самоопределения подростка;
- Развитие у детей навыков самопознания;
- Формирование знаний о правах и обязанностях человека;
- Повышение уровня воспитательного потенциала семьи;
В основе реализации программы лежит система лекционных занятий, бесед, практических занятий (игры, тренинги, упражнения). Критериями эффективности деятельности педагога можно считать создание мотивации к ведению ЗОЖ, расширение кругозора подростка психологическими знаниями, профессиональное самоопределение подростков, познание и принятие детьми правил и общественных норм поведения, налаживание благоприятного психологического климата в семье. 2. Учебно-тематический план № | Название блока, темы | Общее кол-во часов | В том числе | т | п | I блок | Здоровый образ жизни | 72 | 38 | 34 | 1 | Семь компонентов здоровья | 8 | 1 | 7 | 2 | Правильное питание | 8 | 3 | 5 | 3 | Профилактика табакокурения | 8 | 4 | 4 | 4 | Профилактика СПИДа и ЗППП | 8 | 6 | 2 | 5 | Профилактика алкоголизма | 8 | 4 | 4 | 6 | Половое просвещение | 8 | 7 | 1 | 7 | Профилактика наркомании | 8 | 5,5 | 2,5 | 8 | Наш организм | 8 | 7,5 | 0,5 | 9 | Природа и организм | 8 | - | 8 | II блок | Психологическое просвещение | 54 | 8 | 46 | 1 | Мой внутренний мир | 6 | 1 | 5 | 2 | Я и окружающие меня люди | 6 | 0,5 | 5,5 | 3 | Мои особенности | 6 | 0,5 | 5,5 | 4 | Стиль общения | 6 | 1 | 5 | 5 | Проблемы и трудности | 6 | 1 | 5 | 6 | Достижение цели | 6 | 1 | 5 | 7 | Гармония жизни | 6 | 1 | 5 | 8 | Отношения между людьми | 6 | 1 | 5 | 9 | Стресс. Пути выхода из стресса | 6 | 1 | 5 | III блок | Работа с семьей | 36 | 4,5 | 31,5 | 1 | Работа с детьми-инвалидами | 4 | 1 | 3 | 2 | Работа с опекаемыми, пожилыми людьми | 4 | 0,5 | 3,5 | 3 | Работа с детьми из неблагополучных семей | 4 | 0,5 | 3,5 | 4 | Работа с малообеспеченными, неполными семьями | 4 | 1 | 3 | 5 | Работа с многодетными семьями | 4 | 0,5 | 3,5 | 6 | Работа с социально-дезадаптированными подростками | 4 | 0,5 | 3,5 | 7 | Работа с детьми, не посещающими школу | 4 | 0,5 | 3,5 | 8 | Работа с детьми беженцев и переселенцев | 4 | - | 4 | 9 | Работа с допризывниками | 4 | - | 4 | IV блок | Профориентация | 9 | 2 | 7 | V блок | Социально-правовая защита | 9 | 6 | 3 | Итого | | 180 | 58,5 | 121,5 | 3. Содержание курса. Блок 1 - ЗОЖ. Тема 1. Семь компонентов здоровья. (Занятия 1-8) Социальное, эмоциональное, физическое, профессиональное самочувствие. Окружающая среда. Духовный мир. Интеллект. Жизненный план. Диаграмма здоровья. Тема 2. Правильное питание. (Занятия 9 - 16) Как ты питаешься. 10 основ питания. План питания. Пищевые нарушения. Ежедневное питание. Раздельное питание. Меню. Тема 3. Профилактика табакокурения. (Занятия 17-24) Куришь? На кол! (Из истории). Отупляющее удовольствие. У нас всего одна жизнь. Факторы риска. Мотивы отказа. Физические упражнения (два занятия). Жить или курить. Тема 4. Профилактика СПИДа и ЗППП. (Занятия 25-32) Акция “Вечер зажженных свечей”. Что такое СПИД. Происхождение ВИЧ. Пути передачи, профилактика. Когда ВИЧ превращается в СПИД. Законы ВИЧ. СПИД не спит. Тема 5. Профилактика алкоголизма. (Занятия 33-40) Что такое алкоголь. Из истории. Влияние на организм. Последствия употребления (два занятия). Запрет на алкоголь. Моя жизненная позиция. Акция “Спасибо – нет!”. Тема 6. Половое просвещение. (Занятия 41-48) Познай себя. Правила гигиены (для мальчиков). Правила гигиены (для девочек). Венерические заболевания. Как сказать нет. Секс за и против. Контрацепция (два занятия). Тема 7. Профилактика наркомании. (Занятия 49-56) История о наркотиках. Виды. Признаки употребления. Кроссворд на слово “Наркотик”. Скажи, нет наркотику. Акция “На грани”. Мифы о наркомании. Закон и наркотики. Тема 8. Наш организм. (Занятия 57-64) Гигиена организма. Зрение. Слух. Обоняние. Осязание. Ротовая полость. Мир внутри меня. Правила здорового образа жизни. Мой валеологический самоанализ. Тема 9. Природа и организм. (Занятия 65-72) Игры, экскурсии. Блок 2.Психологическое просвещение. Тема 1. Мой внутренний мир. (Занятия 1-6) Познание мира. Я и школа. Познай себя. Правила любви. Тренинг “Познавая себя” ч.1,2. Тема 2. Я и окружающие меня люди. (Занятия 7-12) Как правильно вести себя с взрослыми. Взаимоотношение со сверстниками. Мой оптимизм. Трудная ситуация, а может быть и нет. Тренинг “Среди людей” ч.1,2 Тема 3. Мои особенности (Занятия 13-18) Психологические особенности подростка. Шутки шутками, а обидеть можно. Моя самостоятельность. Тренинг “Голосуйте за меня” ч.1,2. Тема 4. Стиль общения (Занятия 19-24) Кем быть? Счастье – это когда тебя понимают. Люди или дело. Мотивы наших поступков. Тренинг “Мой стиль общения” ч.1,2. Тема 5. Проблемы и трудности. (Занятия 25-30) Если ты попал в беду. Я не знаю, что делать, я не хочу жить. Любите ли вы оправдываться? Побег из дома. Тренинг “Предприниматель” ч.1,2 Тема 6. Достижение цели (Занятия 31-36) Как достичь цели. Меня впервые бросили. Моя уравновешенность. Мои идеалы. Тренинг “Друг для друга” ч.1,2. Тема 7. Гармония жизни (Занятия 37-42) Красота и здоровье. Хочу ребенка, но еще так рано. Манипулятор. Мир душевной жизни. Тренинг “Я - лидер” ч.1,2. Тема 8. Отношения между людьми (Занятия 43-48) Взаимность, любовь, дружба. Язык взаимоотношений. Приятный собеседник. Секреты семейного благополучия. Тренинг “Твое будущее” ч.1,2. Тема 9. Стресс. Пути выхода из стресса. (Занятия 49-54) Неудовлетворенность своей внешностью. Экзамены, стрессы, неврозы. Настоящий друг. Вечная любовь. Есть ли она? Тренинг “Стресс” ч.1,2. Блок 3 Работа с семьей. Тема 1. Работа с детьми инвалидами (Занятия 1-4) Патронаж семей, где родители инвалиды. Дети инвалиды – “группа риска”. Родители и школа. Праздник знаний. Тема 2. Работа с опекаемыми, пожилыми людьми. (Занятия 5-8) Патронаж детей, находящихся под опекой и попечительством. Опекаемые дети – группа риска. Рисунок семьи. “А ну-ка, бабушки!” Тема 3. Работа с детьми из неблагополучных семей (Занятия 9-12) Патронаж детей из неблагополучных семей. На учете в ОДН – группа риска. Межличностные отношения. Взаимное восприятие. Осеннее кафе “Последний день осени” Тема 4. Работа с малообеспеченными, неполными семьями (Занятия 13-16) Патронаж малообеспеченных семей. Неполные семьи – группа риска. Дела семейные и бракоразводные. Новый год. Тема 5. Работа с многодетными семьями (Занятия 17-20) Патронаж многодетных семей. Многодетные семьи – группа риска. Типы семей. Рождество. Тема 6. Работа с социально дезадаптированными подростками (Занятия 21-24) Патронаж социально дезадаптированных подростков. Дети, имеющие отклонения в физическом и психическом развитии. Дневники или тайны от родителей. День Защитника Отечества. Тема 7. Работа с детьми беженцев и переселенцев (Занятия 25-28) Патронаж детей, не посещающих школу. Не посещающие школу дети – группа риска. Принципы отношений родителей с детьми. 8 марта “Женский день” Тема 8. Работа с детьми беженцев и переселенцев (Занятия 29- 32) Патронаж детей беженцев и переселенцев. Беженцы и переселенцы – группа риска. Акция “Здоровая семья” Юморина. Тема 9. Работа с допризывниками. (Занятия 33-36) Патронаж семей допризывников. Допризывники – группа риска. “Если бы я был…” “Ура каникулы?” Блок 4. Профориентация. Тема. Профориентация подростков (Занятия 1-9) Входная диагностика. Типы и особенности профессии. Здоровье и профессия. Профессиональные намерения. Путь к профессии. Экзамены – отступать некуда. Выпускнику школы. Абитуриентский минимум. Ярмарка профессии. Блок 5. Социально – правовая защита. Тема. “Я - гражданин 21 века” (занятия 1-9) Равноправие с рождения. Конвенция о правах ребенка. Государство и право. Закон и порядок. Трудовое право. Уголовная и административная ответственность. “Я - гражданин 21 века”. Взыскание и наказание. Мы - граждане России. Я обязан. Я имею право. 4. Требования к уровню подготовки учащихся. После окончания курса “Дорога к себе” учащиеся должны иметь знания по ряду вопросов: - Как устроен человек, как он изменяется в процессе жизни, способы сохранения здоровья: достижение гармонического состояния, профилактика табакокурения, наркомании, алкоголизма, СПИДа и ЗППП, о правилах питания и витаминах.
- О своих личностных способностях: темпераменте, характере, эмоциональной и волевой сфере, о возрастных особенностях, разрешении кризисных ситуаций.
- О встрече с будущей внешкольной жизнью и деятельностью, знать об особенностях взаимоотношений в семье. Обладать целостной картиной мира, представлять себе причины и видеть следствия разных проявлений природы и социума.
- О профессиональном самоопределении и развитии способностей, самостоятельному ответственному выбору профессии в условиях рынка труда.
- Об уголовной и административной ответственности, трудовом праве, конвенции о правах ребёнка.
Учащиеся должны уметь: - Правильно питаться, выполнять рекомендации по профилактике табакокурения, алкоголизма и т.д. Уметь сохранять своё здоровье.
- Общаться, ориентируясь на собеседника, строить бесконфликтные отношения с людьми, уметь контролировать свои действия, поведение.
- Уметь вникнуть в суть проблемы, владеть приёмами, уметь находить оперативные решения, достигать согласия с собеседником, выработать индивидуальную стратегию и тактику эффективного общения.
- Уметь правильно выбрать профессию, продуктивно работать, иметь организаторские способности, применять теоретические знания о профессии на практике.
- Уметь отстаивать свои права и обязанности. Применять на практике знания по трудовому, административному и уголовному праву.
5. Учебно-методическое обеспечение. Проведение программы “Дорога к себе” требует следующих материалов: - бумаги для рисования, сочинений, записей, тестирований, диагностик.
- наборы цветных карандашей или фломастеров, ручки, простые карандаши, маркеры.
- вспомогательные материалы, информационные листы по темам ЗОЖ, СПЗ, РСС, ПО, ПП.
- спортивный инвентарь.
Необходимо наличие магнитофона и аудиокассет для музыкального сопровождения упражнений, наличие видеомагнитофона и видеокассет для проведения занятий. Помещение для проведения занятий должно позволять расставить по кругу не меньше 15 стульев и 5 столов. Желательно создать в помещении обстановку комфорта и свободного общения.. 6. Сведения об авторах. Ф.И.О. | Место работы, должность | Сведения об образовании, пед. стаж | Домашний адрес, телефон | Робертус Лариса Ивановна | Социально-психологическая служба “Пульс”, руководитель (психолог) | средне-спец. СПУ высшее НТГПИ 2-е высшее УрГУ им. Горького, пед. стаж 8 лет | г. Краснотурьинск, ул. Рюмина, д.13, кв.38 дом. тел. 3-74-08 раб. тел 2-43-08 | Орт Екатерина Викторовна | Социально-психологическая служба “Пульс”, специалист по социальной работе | средне-спец. СПУ, незаконч. высшее УрГПУ, пед. стаж 5 лет | г. Краснотурьинск, ул. Попова, д.53,кв.23 дом. тел 4-06-18 раб. тел. 2-43-08 | Букина Анастасия Дмитриевна | Социально-психологическая служба “Пульс”, социальный педагог | средне-спец. СПУ, незаконч. высшее УрГПУ, пед. стаж 2 года | г. Краснотурьинск, ул. Мира, д.66, кв. 23 дом. тел. 89222299626 раб. тел. 2-43-08 | 7. Аннотация. Образовательная программа “Дорога к себе” предназначена для формирования социально – зрелой и эффективно функционирующей личности. Представленная программа состоит из 5 блоков: - Здоровый образ жизни
- Психологическое просвещение
- Работа с семьёй
- Профориентация
- Социально – правовая защита
Программа рассчитана на 1 год обучения, 180 часов. В процессе занятий предполагается использовать широкий спектр диагностических методик, игр, развивающих упражнений, экскурсий. Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов. Знакомясь с программой, подростки имеют возможность самостояте...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2283
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|