Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Комплексная программа социально-педагогической поддержки подростков Дорога к себе - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Комплексная программа социально-педагогической поддержки подростков Дорога к себе


Автор(ы): Робертус Лариса Ивановна, руководитель службы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1. Пояснительная записка

Актуальность создания данной программы обусловлена рядом причин, таких как:
  • необходимость передачи новому поколению социальных навыков, позволяющих существовать в изменяющемся мире;
  • необходимость адаптации и формирования социально-зрелой и эффективно функционирующей личности;
  • создание предпосылок для самореализации подростка.
Данная программа разработана для подростков 14-15 лет с учетом их психофизиологических особенностей и предназначена для внеклассных занятий или проведения спецкурса в условиях общеобразовательного учреждения, учреждения дополнительного образования, подросткового клуба, центра внешкольной работы, социально-психологической службы и т.п. Программа представляет собой комплексную систему работы социального педагога с ребенком и объединяет основные виды социально-педагогической деятельности по сопровождению процесса взросления.
В программу включены следующие направления:
  • Пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек (ЗОЖ)
  • Работа с семьей (РСС)
  • Профориентация подростков (ПО)
  • Психологическое просвещение (ПП)
  • Социально-правовая защита (СПЗ)
Программа рассчитана на освоение в течение одного года. Занятия проводятся в малых группах ежедневно по схеме (схема рассчитана на один месяц, соблюдается на протяжении всего учебного года):
Пн Вт Ср Чт Пт
ПП ЗОЖ ПП ЗОЖ РСС
ПП ЗОЖ СПЗ ЗОЖ РСС
ПП ЗОЖ ПП ЗОЖ РСС
ПП ЗОЖ ПО ЗОЖ РСС
Основная цель программы: формирование социально-зрелой и эффективно функционирующей личности.
Основные задачи:
  • Пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек школьников;
  • Актуализация процесса профессионального самоопределения подростка;
  • Развитие у детей навыков самопознания;
  • Формирование знаний о правах и обязанностях человека;
  • Повышение уровня воспитательного потенциала семьи;
В основе реализации программы лежит система лекционных занятий, бесед, практических занятий (игры, тренинги, упражнения).
Критериями эффективности деятельности педагога можно считать создание мотивации к ведению ЗОЖ, расширение кругозора подростка психологическими знаниями, профессиональное самоопределение подростков, познание и принятие детьми правил и общественных норм поведения, налаживание благоприятного психологического климата в семье.
2. Учебно-тематический план
Название блока, темы Общее кол-во часов В том числе
т п
I блок Здоровый образ жизни 72 38 34
1 Семь компонентов здоровья 8 1 7
2 Правильное питание 8 3 5
3 Профилактика табакокурения 8 4 4
4 Профилактика СПИДа и ЗППП 8 6 2
5 Профилактика алкоголизма 8 4 4
6 Половое просвещение 8 7 1
7 Профилактика наркомании 8 5,5 2,5
8 Наш организм 8 7,5 0,5
9 Природа и организм 8 - 8
II блок Психологическое просвещение 54 8 46
1 Мой внутренний мир 6 1 5
2 Я и окружающие меня люди 6 0,5 5,5
3 Мои особенности 6 0,5 5,5
4 Стиль общения 6 1 5
5 Проблемы и трудности 6 1 5
6 Достижение цели 6 1 5
7 Гармония жизни 6 1 5
8 Отношения между людьми 6 1 5
9 Стресс. Пути выхода из стресса 6 1 5
III блок Работа с семьей 36 4,5 31,5
1 Работа с детьми-инвалидами 4 1 3
2 Работа с опекаемыми, пожилыми людьми 4 0,5 3,5
3 Работа с детьми из неблагополучных семей 4 0,5 3,5
4 Работа с малообеспеченными, неполными семьями 4 1 3
5 Работа с многодетными семьями 4 0,5 3,5
6 Работа с социально-дезадаптированными подростками 4 0,5 3,5
7 Работа с детьми, не посещающими школу 4 0,5 3,5
8 Работа с детьми беженцев и переселенцев 4 - 4
9 Работа с допризывниками 4 - 4
IV блок Профориентация 9 2 7
V блок Социально-правовая защита 9 6 3
Итого 180 58,5 121,5

3. Содержание курса.
Блок 1 - ЗОЖ.
Тема 1. Семь компонентов здоровья. (Занятия 1-8)
Социальное, эмоциональное, физическое, профессиональное самочувствие. Окружающая среда. Духовный мир. Интеллект. Жизненный план. Диаграмма здоровья.
Тема 2. Правильное питание. (Занятия 9 - 16)
Как ты питаешься. 10 основ питания. План питания. Пищевые нарушения. Ежедневное питание. Раздельное питание. Меню.
Тема 3. Профилактика табакокурения. (Занятия 17-24)
Куришь? На кол! (Из истории). Отупляющее удовольствие. У нас всего одна жизнь. Факторы риска. Мотивы отказа. Физические упражнения (два занятия). Жить или курить.
Тема 4. Профилактика СПИДа и ЗППП. (Занятия 25-32)
Акция “Вечер зажженных свечей”. Что такое СПИД. Происхождение ВИЧ. Пути передачи, профилактика. Когда ВИЧ превращается в СПИД. Законы ВИЧ. СПИД не спит.
Тема 5. Профилактика алкоголизма. (Занятия 33-40)
Что такое алкоголь. Из истории. Влияние на организм. Последствия употребления (два занятия). Запрет на алкоголь. Моя жизненная позиция. Акция “Спасибо – нет!”.
Тема 6. Половое просвещение. (Занятия 41-48)
Познай себя. Правила гигиены (для мальчиков). Правила гигиены (для девочек).
Венерические заболевания. Как сказать нет. Секс за и против. Контрацепция (два занятия).
Тема 7. Профилактика наркомании. (Занятия 49-56)
История о наркотиках. Виды. Признаки употребления. Кроссворд на слово “Наркотик”. Скажи, нет наркотику. Акция “На грани”. Мифы о наркомании. Закон и наркотики.
Тема 8. Наш организм. (Занятия 57-64)
Гигиена организма. Зрение. Слух. Обоняние. Осязание. Ротовая полость. Мир внутри меня. Правила здорового образа жизни. Мой валеологический самоанализ.
Тема 9. Природа и организм. (Занятия 65-72)
Игры, экскурсии.
Блок 2.Психологическое просвещение.
Тема 1. Мой внутренний мир. (Занятия 1-6)
Познание мира. Я и школа. Познай себя. Правила любви. Тренинг “Познавая себя” ч.1,2.
Тема 2. Я и окружающие меня люди. (Занятия 7-12)
Как правильно вести себя с взрослыми. Взаимоотношение со сверстниками. Мой оптимизм. Трудная ситуация, а может быть и нет. Тренинг “Среди людей” ч.1,2
Тема 3. Мои особенности (Занятия 13-18)
Психологические особенности подростка. Шутки шутками, а обидеть можно. Моя самостоятельность. Тренинг “Голосуйте за меня” ч.1,2.
Тема 4. Стиль общения (Занятия 19-24)
Кем быть? Счастье – это когда тебя понимают. Люди или дело. Мотивы наших поступков. Тренинг “Мой стиль общения” ч.1,2.
Тема 5. Проблемы и трудности. (Занятия 25-30)
Если ты попал в беду. Я не знаю, что делать, я не хочу жить. Любите ли вы оправдываться? Побег из дома. Тренинг “Предприниматель” ч.1,2
Тема 6. Достижение цели (Занятия 31-36)
Как достичь цели. Меня впервые бросили. Моя уравновешенность. Мои идеалы. Тренинг “Друг для друга” ч.1,2.
Тема 7. Гармония жизни (Занятия 37-42)
Красота и здоровье. Хочу ребенка, но еще так рано. Манипулятор. Мир душевной жизни. Тренинг “Я - лидер” ч.1,2.
Тема 8. Отношения между людьми (Занятия 43-48)
Взаимность, любовь, дружба. Язык взаимоотношений. Приятный собеседник. Секреты семейного благополучия. Тренинг “Твое будущее” ч.1,2.
Тема 9. Стресс. Пути выхода из стресса. (Занятия 49-54)
Неудовлетворенность своей внешностью. Экзамены, стрессы, неврозы. Настоящий друг. Вечная любовь. Есть ли она? Тренинг “Стресс” ч.1,2.
Блок 3 Работа с семьей.
Тема 1. Работа с детьми инвалидами (Занятия 1-4)
Патронаж семей, где родители инвалиды. Дети инвалиды – “группа риска”. Родители и школа. Праздник знаний.
Тема 2. Работа с опекаемыми, пожилыми людьми. (Занятия 5-8)
Патронаж детей, находящихся под опекой и попечительством. Опекаемые дети – группа риска. Рисунок семьи. “А ну-ка, бабушки!”
Тема 3. Работа с детьми из неблагополучных семей (Занятия 9-12)
Патронаж детей из неблагополучных семей. На учете в ОДН – группа риска. Межличностные отношения. Взаимное восприятие. Осеннее кафе “Последний день осени”
Тема 4. Работа с малообеспеченными, неполными семьями (Занятия 13-16)
Патронаж малообеспеченных семей. Неполные семьи – группа риска. Дела семейные и бракоразводные. Новый год.
Тема 5. Работа с многодетными семьями (Занятия 17-20)
Патронаж многодетных семей. Многодетные семьи – группа риска. Типы семей. Рождество.
Тема 6. Работа с социально дезадаптированными подростками (Занятия 21-24)
Патронаж социально дезадаптированных подростков. Дети, имеющие отклонения в физическом и психическом развитии. Дневники или тайны от родителей. День Защитника Отечества.
Тема 7. Работа с детьми беженцев и переселенцев (Занятия 25-28)
Патронаж детей, не посещающих школу. Не посещающие школу дети – группа риска. Принципы отношений родителей с детьми. 8 марта “Женский день”
Тема 8. Работа с детьми беженцев и переселенцев (Занятия 29- 32)
Патронаж детей беженцев и переселенцев. Беженцы и переселенцы – группа риска. Акция “Здоровая семья” Юморина.
Тема 9. Работа с допризывниками. (Занятия 33-36)
Патронаж семей допризывников. Допризывники – группа риска. “Если бы я был…” “Ура каникулы?”
Блок 4. Профориентация.
Тема. Профориентация подростков (Занятия 1-9)
Входная диагностика. Типы и особенности профессии. Здоровье и профессия. Профессиональные намерения. Путь к профессии. Экзамены – отступать некуда. Выпускнику школы. Абитуриентский минимум. Ярмарка профессии.
Блок 5. Социально – правовая защита.
Тема. “Я - гражданин 21 века” (занятия 1-9)
Равноправие с рождения. Конвенция о правах ребенка. Государство и право. Закон и порядок. Трудовое право. Уголовная и административная ответственность. “Я - гражданин 21 века”. Взыскание и наказание. Мы - граждане России. Я обязан. Я имею право.

4. Требования к уровню подготовки учащихся.
После окончания курса “Дорога к себе” учащиеся должны иметь знания по ряду вопросов:
  1. Как устроен человек, как он изменяется в процессе жизни, способы сохранения здоровья: достижение гармонического состояния, профилактика табакокурения, наркомании, алкоголизма, СПИДа и ЗППП, о правилах питания и витаминах.
  2. О своих личностных способностях: темпераменте, характере, эмоциональной и волевой сфере, о возрастных особенностях, разрешении кризисных ситуаций.
  3. О встрече с будущей внешкольной жизнью и деятельностью, знать об особенностях взаимоотношений в семье. Обладать целостной картиной мира, представлять себе причины и видеть следствия разных проявлений природы и социума.
  4. О профессиональном самоопределении и развитии способностей, самостоятельному ответственному выбору профессии в условиях рынка труда.
  5. Об уголовной и административной ответственности, трудовом праве, конвенции о правах ребёнка.
Учащиеся должны уметь:
  1. Правильно питаться, выполнять рекомендации по профилактике табакокурения, алкоголизма и т.д. Уметь сохранять своё здоровье.
  2. Общаться, ориентируясь на собеседника, строить бесконфликтные отношения с людьми, уметь контролировать свои действия, поведение.
  3. Уметь вникнуть в суть проблемы, владеть приёмами, уметь находить оперативные решения, достигать согласия с собеседником, выработать индивидуальную стратегию и тактику эффективного общения.
  4. Уметь правильно выбрать профессию, продуктивно работать, иметь организаторские способности, применять теоретические знания о профессии на практике.
  5. Уметь отстаивать свои права и обязанности. Применять на практике знания по трудовому, административному и уголовному праву.
5. Учебно-методическое обеспечение.
Проведение программы “Дорога к себе” требует следующих материалов:
  • бумаги для рисования, сочинений, записей, тестирований, диагностик.
  • наборы цветных карандашей или фломастеров, ручки, простые карандаши, маркеры.
  • вспомогательные материалы, информационные листы по темам ЗОЖ, СПЗ, РСС, ПО, ПП.
  • спортивный инвентарь.
Необходимо наличие магнитофона и аудиокассет для музыкального сопровождения упражнений, наличие видеомагнитофона и видеокассет для проведения занятий.
Помещение для проведения занятий должно позволять расставить по кругу не меньше 15 стульев и 5 столов. Желательно создать в помещении обстановку комфорта и свободного общения..
6. Сведения об авторах.
Ф.И.О. Место работы, должность Сведения об образовании, пед. стаж Домашний адрес, телефон
Робертус Лариса Ивановна Социально-психологическая служба “Пульс”, руководитель (психолог) средне-спец. СПУ
высшее НТГПИ
2-е высшее УрГУ им. Горького,
пед. стаж 8 лет
г. Краснотурьинск, ул. Рюмина, д.13, кв.38
дом. тел. 3-74-08
раб. тел 2-43-08
Орт Екатерина Викторовна Социально-психологическая служба “Пульс”, специалист по социальной работе средне-спец. СПУ,
незаконч. высшее УрГПУ,
пед. стаж 5 лет
г. Краснотурьинск,
ул. Попова, д.53,кв.23
дом. тел 4-06-18
раб. тел. 2-43-08
Букина Анастасия Дмитриевна Социально-психологическая служба “Пульс”, социальный педагог средне-спец. СПУ,
незаконч. высшее УрГПУ,
пед. стаж 2 года
г. Краснотурьинск, ул. Мира, д.66, кв. 23
дом. тел. 89222299626
раб. тел. 2-43-08
7. Аннотация.
Образовательная программа “Дорога к себе” предназначена для формирования социально – зрелой и эффективно функционирующей личности.
Представленная программа состоит из 5 блоков:
    1. Здоровый образ жизни
    2. Психологическое просвещение
    3. Работа с семьёй
    4. Профориентация
    5. Социально – правовая защита
Программа рассчитана на 1 год обучения, 180 часов. В процессе занятий предполагается использовать широкий спектр диагностических методик, игр, развивающих упражнений, экскурсий. Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов. Знакомясь с программой, подростки имеют возможность самостояте...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2283

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340