Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Программа занятий школьного научного экологического общества Зеленый мир
Автор(ы): Титкин Григорий Иванович, учитель биологии и географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Информационная карта Продолжительность освоения программы 1 учебный год Возрастной диапазон начала освоения программы 14–17 лет Образовательная область: эколого-биологическая Уровень освоения программы: углубленный Тип программы: ориентационная Вид программы по целевой установке: научно-исследовательской ориентации Вид программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегративная Пояснительная записка При изучении школьных естественнонаучных дисциплин необходим экологический подход. В предлагаемом курсе учебных занятий основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьезную тревогу о состоянии природной среды и перспективах развития цивилизации. К таким явлениям можно отнести глобальное потепление климата, истощение атмосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами, истощение природных ресурсов планеты. Современные вопросы экологии и охраны окружающей среды рассматриваются на примере Пензенской области и, где это необходимо, на примере краеведческого материала – применительно к Никольскому району. Занятия в школьном экологическом обществе дадут учащимся научно обоснованное понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогут выработать способность анализировать факты и материалы, выявить причинно-следственные связи, сформировать практические умения учащихся по анализу различных экологических ситуаций. Материалы, полученные в процессе занятий общества помогут учащимся 9-11 классов лучше понимать экологические проблемы родного края, сформировать экологическое мышление и окажут большую помощь в изучении школьного курса экологии, биологии и географии. Программа занятий школьного экологического общества рассчитана на 1 год из расчета трех занятий (3 академических часа) в учебную неделю. Практические работы, проблемные конференции и экскурсии проводятся по мере изучения предложенных тем. Структура программы Часть I (вводная). Содержит основные проблемы и задачи, которые предстоит решить в ходе занятий, раскрывает перспективы экологической науки; знакомит учащихся с основными терминами, принятыми в экологии. Основной теоретический материал содержит следующие компоненты: экология как предмет, экология как широчайшая синтетическая наука, общая экология, частная экология, глобальная экология, окружающая среда, природная среда, окружающая среда и современное общество. Часть II. Рассматривается абиотический аспект взаимодействия организмов с окружающей средой. Основные компоненты: периодичность температурного фактора; жизненные формы растений в зависимости от температурного фактора, адаптации; солнечный свет и его составляющие; экологические характеристики света; группы растений по их отношению к свету, фотопериодизм; вода (свойства и классификация организмов по отношению к воде); экологические свойства атмосферного воздуха и их значение для организмов; свойства почв и их роль в жизнедеятельности организмов; фитоиндикация почв; почва - среда жизни; взаимодействие экофакторов; формы биотических отношений; наиболее простые примеры зоогенных и фитогенных факторов; понятие "биосфера", "биомасса", "энергетика биосферы"; водная среда и ее биота; автотрофное звено сухопутных местообитаний; круговорот воды и ее баланс; химические элементы в биосфере; биогенная миграция и круговорот химических элементов. Часть III. Основные компоненты: термин "природные ресурсы"; водные ресурсы планеты, России, родного края; хозяйственное водопользование; ресурсная база Мирового океана; биологические ресурсы суши; почвенные ресурсы России и родного края; ресурсы сырья и энергии; рациональное и нерациональное природопользование. Часть IV. Основные компоненты: разнообразие заповедных объектов; понятия - биосферный заповедник, национальный парк, заказники, зоны покоя, буферные зоны, памятники природы, уникальные ландшафты, искусственные природные объекты; "Красные книги" - основные принципы и положения. Часть V. Основные компоненты: геомагнитное поле; космическое излучение; ионизирующее излучение; земная радиоактивность; землетрясения; вулканическая деятельность; цунами; ураганы и смерчи; наводнения; засуха. Часть VI. Основные компоненты: демография как наука; демографические проблемы и возможности биосферы; прогнозы и перспективы; демографическая ситуация и продовольственная проблема; пути решения продовольственной проблемы; основы знаний о антропогенном загрязнении биосферы; атмосфера: смог и кислотные осадки; гидросфера: органическое и неорганическое загрязнение, pH воды; почвы: загрязнение ТМ, нитраты и пестициды как загрязняющий фактор; радиоактивное загрязнение биосферы; тепловое загрязнение оболочек Земли; шум как загрязнитель среды обитания; электромагнитное воздействие на биосферу; война - губительный для биосферы фактор; международная деятельность по охране окружающей среды и природоохранительного просвещения. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: основные понятия: глобальная экология, мониторинг, ландшафт, антропогенный ландшафт, демография, заповедные объекты, биосфера, биомасса, природные ресурсы, биологические ресурсы, антропогенное воздействие, рациональное и нерациональное природопользование; последствия влияния человека на рельеф, климат, воду, почвы, биоту; характерные черты различных видов антропогенного воздействия на природу Пензенской области; взаимосвязи экологии с другими естественными науками; целостность человека и природы; теоретическое и практическое значение экологических знаний; основные метолы контроля за состоянием окружающей среды; причины экологического кризиса; природоохранные проблемы родного края и возможные пути улучшения экологической обстановки; ценности и нормы, определяющие гуманистическую ориентацию людей в решении глобальных проблем человечества; необходимость личного участия в решение отдельных природоохранных задач. Учащиеся должны уметь: приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем; аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных экологических ситуаций; самостоятельно анализировать различные экологические ситуации; прогнозировать развитие событий в природоохранном аспекте на примерах родного края; элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности; анализировать литературу и составлять конспекты и рефераты; грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом; составлять экологическую характеристику местности; оценивать природные и биологические ресурсы родного края; объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека. Тематическое планирование работы школьного научного экологического общества Лекционные занятия | Часть I. Экология: основные понятия и предмет исследования | Основные представления об экологии. Краткий обзор истории экологических наук. | 1 час | Экология и управление природными ресурсами. Будущее экологии | 1 час | Термины, принятые в экологии | 1 час | Количественные и качественные показатели в экологии | 1 час | Часть II. Среда и условия существования организмов. Биосфера | Раздел 1. Среда и экологические факторы абиотического типа | 1 час | Температура и солнечный свет | 1 час | Вода (свойства и классификация организмов в зависимости от потребностей в воде) | 1 час | Атмосфера (состав и его значение для живого) | 1 час | Почвенный покров Земли (почва среда жизни, орографические и эдафические факторы) | 1 час | Взаимодействие экологических факторов (обобщение) | 1 час | Раздел 2. Биотические факторы и типы взаимоотношений организмов | 1 час | Формы биотических отношений | 1 час | Наиболее простые примеры зоогенных и фитогенных факторов | 1 час | Раздел 3. Биосфера | 1 час | Живое вещество биосферы | 1 час | Водные и сухопутные местообитания. Экосистемы | 1 час | Круговорот веществ и химических элементов в биосфере | 2 часа | Часть III. Природные ресурсы | Раздел 1. Природные ресурсы гидросферы | 1 час | Ресурсная база Мирового океана | 1 час | Хозяйственное водопользование | 1 час | Раздел 2. Ресурсы суши | 1 час | Биологические ресурсы | 1 час | Почвенные ресурсы | 1 час | Ресурсы сырья и энергии | 1 час | Часть IV. Охрана растительного и животного мира. Заповедные объекты | Заповедники: критерии и характеристика | 1 час | Заповедные объекты Пензенской области | 1 час | Красные книги. Основные принципы и положения | 2 часа | Часть V. Естественные факторы воздействия на биосферу | Геомагнитное поле. Космическое излучение | 1 час | Землетрясения. Вулканическая деятельность. Цунами | 2 часа | Ураганы. Смерчи. Наводнения | 2 часа | Засуха | 1 час | Часть VI. Воздействие человека на биосферу и охрана природы | Раздел 1. Демографические проблемы и возможности биосферы | 1 час | Демографические прогнозы и перспективы | 1 час | Народонаселение и продовольственная проблема | 1 час | Раздел 2. Антропогенное загрязнение биосферы | 1 час | Загрязнение атмосферы. Смог. Кислотные дожди | 2 часа | Загрязнение гидросферы. Кислотность воды | 1 час | Загрязнение почв. Нитраты. Пестициды. Кислотность | 2 часа | Радиоактивное загрязнение планеты | 1 час | Радиоактивное загрязнение России | 1 час | Тепловое загрязнение | 1 час | Шум как загрязнитель окружающей нас природы | 1 час | Воздействие на человека электромагнитных излучений | 1 час | Война – губительный для биосферы фактор | 1 час | Международная деятельность по охране окружающей среды | 1 час | | итого 52 | Проблемные конференции | Биосфера - хрупкое естественное образование? | 1 час | Природные уникумы Митищинского района |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1395
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|