Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа занятий школьного научного экологического общества Зеленый мир - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Программа занятий школьного научного экологического общества Зеленый мир


Автор(ы): Титкин Григорий Иванович, учитель биологии и географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Информационная карта
Продолжительность освоения программы 1 учебный год
Возрастной диапазон начала освоения программы 14–17 лет
Образовательная область: эколого-биологическая
Уровень освоения программы: углубленный
Тип программы: ориентационная
Вид программы по целевой установке: научно-исследовательской ориентации
Вид программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегративная
Пояснительная записка

При изучении школьных естественнонаучных дисциплин необходим экологический подход. В предлагаемом курсе учебных занятий основное внимание сосредоточено на тех явлениях, которые вызывают серьезную тревогу о состоянии природной среды и перспективах развития цивилизации. К таким явлениям можно отнести глобальное потепление климата, истощение атмосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклидами, истощение природных ресурсов планеты.
Современные вопросы экологии и охраны окружающей среды рассматриваются на примере Пензенской области и, где это необходимо, на примере краеведческого материала – применительно к Никольскому району.
Занятия в школьном экологическом обществе дадут учащимся научно обоснованное понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогут выработать способность анализировать факты и материалы, выявить причинно-следственные связи, сформировать практические умения учащихся по анализу различных экологических ситуаций.
Материалы, полученные в процессе занятий общества помогут учащимся 9-11 классов лучше понимать экологические проблемы родного края, сформировать экологическое мышление и окажут большую помощь в изучении школьного курса экологии, биологии и географии.
Программа занятий школьного экологического общества рассчитана на 1 год из расчета трех занятий (3 академических часа) в учебную неделю. Практические работы, проблемные конференции и экскурсии проводятся по мере изучения предложенных тем.
Структура программы
Часть I (вводная).
Содержит основные проблемы и задачи, которые предстоит решить в ходе занятий, раскрывает перспективы экологической науки; знакомит учащихся с основными терминами, принятыми в экологии. Основной теоретический материал содержит следующие компоненты: экология как предмет, экология как широчайшая синтетическая наука, общая экология, частная экология, глобальная экология, окружающая среда, природная среда, окружающая среда и современное общество.
Часть II. Рассматривается абиотический аспект взаимодействия организмов с окружающей средой. Основные компоненты: периодичность температурного фактора; жизненные формы растений в зависимости от температурного фактора, адаптации; солнечный свет и его составляющие; экологические характеристики света; группы растений по их отношению к свету, фотопериодизм; вода (свойства и классификация организмов по отношению к воде); экологические свойства атмосферного воздуха и их значение для организмов; свойства почв и их роль в жизнедеятельности организмов; фитоиндикация почв; почва - среда жизни; взаимодействие экофакторов; формы биотических отношений; наиболее простые примеры зоогенных и фитогенных факторов; понятие "биосфера", "биомасса", "энергетика биосферы"; водная среда и ее биота; автотрофное звено сухопутных местообитаний; круговорот воды и ее баланс; химические элементы в биосфере; биогенная миграция и круговорот химических элементов.
Часть III. Основные компоненты: термин "природные ресурсы"; водные ресурсы планеты, России, родного края; хозяйственное водопользование; ресурсная база Мирового океана; биологические ресурсы суши; почвенные ресурсы России и родного края; ресурсы сырья и энергии; рациональное и нерациональное природопользование.
Часть IV. Основные компоненты: разнообразие заповедных объектов; понятия - биосферный заповедник, национальный парк, заказники, зоны покоя, буферные зоны, памятники природы, уникальные ландшафты, искусственные природные объекты; "Красные книги" - основные принципы и положения.
Часть V. Основные компоненты: геомагнитное поле; космическое излучение; ионизирующее излучение; земная радиоактивность; землетрясения; вулканическая деятельность; цунами; ураганы и смерчи; наводнения; засуха.
Часть VI. Основные компоненты: демография как наука; демографические проблемы и возможности биосферы; прогнозы и перспективы; демографическая ситуация и продовольственная проблема; пути решения продовольственной проблемы; основы знаний о антропогенном загрязнении биосферы; атмосфера: смог и кислотные осадки; гидросфера: органическое и неорганическое загрязнение, pH воды; почвы: загрязнение ТМ, нитраты и пестициды как загрязняющий фактор; радиоактивное загрязнение биосферы; тепловое загрязнение оболочек Земли; шум как загрязнитель среды обитания; электромагнитное воздействие на биосферу; война - губительный для биосферы фактор; международная деятельность по охране окружающей среды и природоохранительного просвещения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
  • основные понятия: глобальная экология, мониторинг, ландшафт, антропогенный ландшафт, демография, заповедные объекты, биосфера, биомасса, природные ресурсы, биологические ресурсы, антропогенное воздействие, рациональное и нерациональное природопользование;
  • последствия влияния человека на рельеф, климат, воду, почвы, биоту;
  • характерные черты различных видов антропогенного воздействия на природу Пензенской области;
  • взаимосвязи экологии с другими естественными науками;
  • целостность человека и природы;
  • теоретическое и практическое значение экологических знаний;
  • основные метолы контроля за состоянием окружающей среды;
  • причины экологического кризиса;
  • природоохранные проблемы родного края и возможные пути улучшения экологической обстановки;
  • ценности и нормы, определяющие гуманистическую ориентацию людей в решении глобальных проблем человечества;
  • необходимость личного участия в решение отдельных природоохранных задач.
Учащиеся должны уметь:
  • приводить примеры влияния местных проблем на решение глобальных проблем;
  • аргументировать свое мнение по ходу обсуждения конкретных экологических ситуаций;
  • самостоятельно анализировать различные экологические ситуации;
  • прогнозировать развитие событий в природоохранном аспекте на примерах родного края;
  • элементарно оценивать состояние окружающей среды своей местности;
  • анализировать литературу и составлять конспекты и рефераты;
  • грамотно работать с дополнительной литературой, картографическим и статистическим материалом;
  • составлять экологическую характеристику местности;
  • оценивать природные и биологические ресурсы родного края;
  • объяснять многоаспектное значение окружающей природы в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Тематическое планирование работы школьного научного экологического общества
Лекционные занятия
Часть I. Экология: основные понятия и предмет исследования
Основные представления об экологии. Краткий обзор истории экологических наук. 1 час
Экология и управление природными ресурсами. Будущее экологии 1 час
Термины, принятые в экологии 1 час
Количественные и качественные показатели в экологии 1 час
Часть II. Среда и условия существования организмов. Биосфера
Раздел 1. Среда и экологические факторы абиотического типа 1 час
Температура и солнечный свет 1 час
Вода (свойства и классификация организмов в зависимости от потребностей в воде) 1 час
Атмосфера (состав и его значение для живого) 1 час
Почвенный покров Земли (почва среда жизни, орографические и эдафические факторы) 1 час
Взаимодействие экологических факторов (обобщение) 1 час
Раздел 2. Биотические факторы и типы взаимоотношений организмов 1 час
Формы биотических отношений 1 час
Наиболее простые примеры зоогенных и фитогенных факторов 1 час
Раздел 3. Биосфера 1 час
Живое вещество биосферы 1 час
Водные и сухопутные местообитания. Экосистемы 1 час
Круговорот веществ и химических элементов в биосфере 2 часа
Часть III. Природные ресурсы
Раздел 1. Природные ресурсы гидросферы 1 час
Ресурсная база Мирового океана 1 час
Хозяйственное водопользование 1 час
Раздел 2. Ресурсы суши 1 час
Биологические ресурсы 1 час
Почвенные ресурсы 1 час
Ресурсы сырья и энергии 1 час
Часть IV. Охрана растительного и животного мира. Заповедные объекты
Заповедники: критерии и характеристика 1 час
Заповедные объекты Пензенской области 1 час
Красные книги. Основные принципы и положения 2 часа
Часть V. Естественные факторы воздействия на биосферу
Геомагнитное поле. Космическое излучение 1 час
Землетрясения. Вулканическая деятельность. Цунами 2 часа
Ураганы. Смерчи. Наводнения 2 часа
Засуха 1 час
Часть VI. Воздействие человека на биосферу и охрана природы
Раздел 1. Демографические проблемы и возможности биосферы 1 час
Демографические прогнозы и перспективы 1 час
Народонаселение и продовольственная проблема 1 час
Раздел 2. Антропогенное загрязнение биосферы 1 час
Загрязнение атмосферы. Смог. Кислотные дожди 2 часа
Загрязнение гидросферы. Кислотность воды 1 час
Загрязнение почв. Нитраты. Пестициды. Кислотность 2 часа
Радиоактивное загрязнение планеты 1 час
Радиоактивное загрязнение России 1 час
Тепловое загрязнение 1 час
Шум как загрязнитель окружающей нас природы 1 час
Воздействие на человека электромагнитных излучений 1 час
Война – губительный для биосферы фактор 1 час
Международная деятельность по охране окружающей среды 1 час
итого 52
Проблемные конференции
Биосфера - хрупкое естественное образование? 1 час
Природные уникумы Митищинского района

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1395

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340