Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
План-конспект открытого занятия факультатива Основы научной деятельности в биологии по теме Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом» - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

План-конспект открытого занятия факультатива Основы научной деятельности в биологии по теме Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»


Автор(ы): Шукаева Вероника Олеговна, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛЬ: Изучение технологии выполнения экологического проекта, в частности проекта “Мой экодом”.
ЗАДАЧИ:
  1. Обучить алгоритму выполнения проекта, сформировать у учащихся понятия об экологическом проекте и его видах, критериях оценки проекта и его оформления.
  2. Продолжить формирование умений и навыков выполнения и оформления научно-исследовательских работ, способности учиться на собственном опыте и опыте других.
  3. Продолжить воспитание бережного отношения к природе, экологически целесообразного взаимодействия с ней.
ОБОРУДОВАНИЕ:
  1. Схемы “Технология выполнения экологического проекта”, “Виды проектов”.
  2. Раздаточный материал: “Методика выполнения проекта”, “Критерии оценки проекта”, задания проектов областного конкурса “Мой экодом”.
ТИП УРОКА: Урок освоения школьниками новых знаний.
ВИД УРОКА: Урок-исследование.
ФОРМЫ: Рассказ, беседа, защита проекта, практическая работа в группах.
МЕТОДЫ: Объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.
ОРГАНИЗАЦИЯ: Работа в малых группах, дифференцированный подход.
ХОД УРОКА
ЭТАПЫ УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Оргмомент(1 мин.) Приветствие. Сообщение темы. Запись темы в тетрадях.
Целеполагание и мотивация.(3 мин.)
Рассказ
“Человек неразумен… Умом обладает окружающая его среда”, – говорил Гераклит.Чтобы приобщиться к этому источнику знаний, надо понять язык природы.
А как это сделать?
В одной португальской притче учитель говорит своему ученику: “Есть только один путь – действовать!”
И потому сегодня я предлагаю вам освоить еще один вид научно-исследовательской деятельности – метод экологического проекта.
Если на предыдущих уроках мы изучили методику выполнения реферативной работы, которая предполагает в основном теоретическую проработку какой-либо проблемы, то метод проекта предполагает еще и практические действия по ее решению.
Сегодня вы ознакомитесь с методикой выполнения проекта и попробуете сами разработать небольшие экологические проекты.
Актуализация знаний.(3 мин.)
Беседа.
Проверка выполнения домашнего задания:дать определение термина “проект” на основе справочных материалов.
Обобщив все сказанное, можно сделать вывод, что проект – это замысел или план какой-либо деятельности.
Ответы на поставленный вопрос, чтение определений из словаря Ожегова и СЭС.
Изучение нового материала:а) Усвоение теоретических знаний
(7 мин.)
Беседа
Презентация практико-ориентированного проекта
(5 мин.)
б) Практическая работа в группах.
(7 мин.)
Учебный проект имеет свои особенности.Проект – самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учеником под руководством учителя, т.е. деятельность ученика от идеи до полного завершения проекта [4].
Ознакомление учащихся с технологией выполнения проекта (схема на доске, раздаточный материал). <Приложение1>
Предлагает выявить отличия в оформлении проекта и реферата.
Предлагает рассмотреть критерии оценки проекта, которые используются при самоанализе и на защите проекта (работа с раздаточным материалом). <Приложение1> Ознакомление учащихся с видами учебных проектов (схема на доске):
  1. Информационные проекты – сбор и анализ информации, подготовка сообщения, реферата, статьи и защита.
  2. Исследовательские проекты – глубокое теоретическое и практическое изучение проблемы и защита собственных путей ее решения (научно-исследовательская работа учащегося) [2].
  3. Творческие проекты – создание стенгазеты, выставок фотографий, рисунков, плакатов, листовок, сценария школьного праздника, учебного видеофильма.
  4. Практико-ориентированные проекты – действия по решению реальных проблем: озеленение школьной территории, организация экологического субботника, очистка родников, берегов реки [3].
Предлагает ученикам прослушать рассказ одного из учеников о выполнении проекта “Мой экодом”, проанализировать и оценить его результаты.
Предлагает каждой группе выполнить по одной из работ областной конкурсной программы экологических проектов “Мой экодом”:
  1. Мои зеленые друзья
  2. Мусор от А до Я
  3. Дыхание города
  4. Квартира как экосистема
Запись определения в тетрадях.Работа с дидактическим материалом.
Сравнивают и акцентируют внимание на описании практической деятельности и ее результатов.
Чтение и комментирование критериев.
Запись в тетрадях видов учебных проектов.


Слушают, задают вопросы, оценивают качество выполнения проекта.
Распределяются по группам. Знакомятся с заданием, обдумывают его, намечают план выполнения проекта.
Закрепление нового материала.(10мин.) Предлагает одной из групп защитить свой проект, а остальным оценить и внести предложения по его доработке.Защита проекта “Мои зеленые друзья”, посвященного определению качества озеленения кабинета биологии. Слушают, задают вопросы, оценивают качество выполнения проекта, дают рекомендации.
6. Сообщение домашнего задания.(1 мин.) Предлагает остальным группам закончить выполнение своих проектов, оформить их и подготовиться к защите. Записывают домашнее задание.
7. Подведение итогов урока.(3 мин.) Предлагает подвести итоги урока:
  • что нового узнали?
  • над чем работали?
  • чему научились?
Сообщает и комментирует оценки учащимся.
Отвечают на вопросы, оценивают результаты своей деятельности.
Ключевые понятия
Проект
(от лат. projectus – брошенный вперед):
  1. Совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия.
  2. Предварительный текст какого-либо документа.
  3. Замысел, план [5].
  4. Разработанный план сооружения, устройства чего-нибудь [1].
Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Могут быть архитектурно-строительные, экологические, инженерно-психологические, генетические и др. виды проектов [5].
План-конспект открытого занятия факультатива “Основы научной деятельности в биологии”
ТЕМА: Технология выполнения экологического проекта “Мой экодом”.
ЦЕЛЬ: Закрепление технологии выполнения экологического проекта.
ЗАДАЧИ:
  1. Повторить и закрепить алгоритм выполнения проекта, проверить усвоение учащимися понятия об экологическом проекте и его видах, критериях оценки проекта и его оформления.
  2. Провести презентацию проектов и их оценку.
  3. Продолжить формирование умений и навыков выполнения и оформления научно-исследовательских работ, способности учиться на собственном опыте и опыте других, развитие учебно-познавательных интересов, творческой инициативы и активности.
  4. Продолжить воспитание бережного отношения к природе, экологически целесообразного взаимодействия с ней, формирование ответственности, самостоятельности, коллективизма.
ОБОРУДОВАНИЕ:
  1. Программа защиты экологических проектов, девиз урока: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать самому – и я научусь” (на доске).
  2. Раздаточный материал: бланки “Критерии оценки проекта”, задания проектов областного конкурса “Мой экодом”.
ТИП УРОКА: Урок закрепления знаний.
ВИД УРОКА: Урок – презентация.
ФОРМЫ: Рассказ, беседа, защита проекта, практическая работа в группах, оценивание в парах.
МЕТОДЫ: Объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, репродуктивный, исследовательский.
ОРГАНИЗАЦИЯ: Работа в малых группах, парах, дифференцированный подход.
ХОД УРОКА
ЭТАПЫ УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1. Оргмомент(1 мин.) Приветствие. Сообщение темы. Запись темы в тетрадях.
2. Целеполагание и мотивация.(2 мин.)
Рассказ
На прошлом занятии вы ознакомились с еще одним видом научно-исследовательской деятельности – методом экологического проекта, который предполагает не только теоретическую проработку какой-либо проблемы, но и практические действия по ее решению.Китайская пословица гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать самому – и я научусь”.
К началу нового века мир оказался перед угрозой резкого ухудшен...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2707

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340