Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
План-конспект открытого занятия факультатива Основы научной деятельности в биологии по теме Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»
Автор(ы): Шукаева Вероника Олеговна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ЦЕЛЬ: Изучение технологии выполнения экологического проекта, в частности проекта “Мой экодом”. ЗАДАЧИ: - Обучить алгоритму выполнения проекта, сформировать у учащихся понятия об экологическом проекте и его видах, критериях оценки проекта и его оформления.
- Продолжить формирование умений и навыков выполнения и оформления научно-исследовательских работ, способности учиться на собственном опыте и опыте других.
- Продолжить воспитание бережного отношения к природе, экологически целесообразного взаимодействия с ней.
ОБОРУДОВАНИЕ: - Схемы “Технология выполнения экологического проекта”, “Виды проектов”.
- Раздаточный материал: “Методика выполнения проекта”, “Критерии оценки проекта”, задания проектов областного конкурса “Мой экодом”.
ТИП УРОКА: Урок освоения школьниками новых знаний. ВИД УРОКА: Урок-исследование. ФОРМЫ: Рассказ, беседа, защита проекта, практическая работа в группах. МЕТОДЫ: Объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый. ОРГАНИЗАЦИЯ: Работа в малых группах, дифференцированный подход. ХОД УРОКА ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | Оргмомент(1 мин.) | Приветствие. Сообщение темы. | Запись темы в тетрадях. | Целеполагание и мотивация.(3 мин.) Рассказ | “Человек неразумен… Умом обладает окружающая его среда”, – говорил Гераклит.Чтобы приобщиться к этому источнику знаний, надо понять язык природы. А как это сделать? В одной португальской притче учитель говорит своему ученику: “Есть только один путь – действовать!” И потому сегодня я предлагаю вам освоить еще один вид научно-исследовательской деятельности – метод экологического проекта. Если на предыдущих уроках мы изучили методику выполнения реферативной работы, которая предполагает в основном теоретическую проработку какой-либо проблемы, то метод проекта предполагает еще и практические действия по ее решению. Сегодня вы ознакомитесь с методикой выполнения проекта и попробуете сами разработать небольшие экологические проекты. | | Актуализация знаний.(3 мин.) Беседа. | Проверка выполнения домашнего задания:дать определение термина “проект” на основе справочных материалов. Обобщив все сказанное, можно сделать вывод, что проект – это замысел или план какой-либо деятельности. | Ответы на поставленный вопрос, чтение определений из словаря Ожегова и СЭС. | Изучение нового материала:а) Усвоение теоретических знаний (7 мин.) Беседа Презентация практико-ориентированного проекта (5 мин.) б) Практическая работа в группах. (7 мин.) | Учебный проект имеет свои особенности.Проект – самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учеником под руководством учителя, т.е. деятельность ученика от идеи до полного завершения проекта [4]. Ознакомление учащихся с технологией выполнения проекта (схема на доске, раздаточный материал). <Приложение1> Предлагает выявить отличия в оформлении проекта и реферата. Предлагает рассмотреть критерии оценки проекта, которые используются при самоанализе и на защите проекта (работа с раздаточным материалом). <Приложение1> Ознакомление учащихся с видами учебных проектов (схема на доске): - Информационные проекты – сбор и анализ информации, подготовка сообщения, реферата, статьи и защита.
- Исследовательские проекты – глубокое теоретическое и практическое изучение проблемы и защита собственных путей ее решения (научно-исследовательская работа учащегося) [2].
- Творческие проекты – создание стенгазеты, выставок фотографий, рисунков, плакатов, листовок, сценария школьного праздника, учебного видеофильма.
- Практико-ориентированные проекты – действия по решению реальных проблем: озеленение школьной территории, организация экологического субботника, очистка родников, берегов реки [3].
Предлагает ученикам прослушать рассказ одного из учеников о выполнении проекта “Мой экодом”, проанализировать и оценить его результаты. Предлагает каждой группе выполнить по одной из работ областной конкурсной программы экологических проектов “Мой экодом”: - Мои зеленые друзья
- Мусор от А до Я
- Дыхание города
- Квартира как экосистема
| Запись определения в тетрадях.Работа с дидактическим материалом. Сравнивают и акцентируют внимание на описании практической деятельности и ее результатов. Чтение и комментирование критериев. Запись в тетрадях видов учебных проектов. Слушают, задают вопросы, оценивают качество выполнения проекта. Распределяются по группам. Знакомятся с заданием, обдумывают его, намечают план выполнения проекта. | Закрепление нового материала.(10мин.) | Предлагает одной из групп защитить свой проект, а остальным оценить и внести предложения по его доработке.Защита проекта “Мои зеленые друзья”, посвященного определению качества озеленения кабинета биологии. | Слушают, задают вопросы, оценивают качество выполнения проекта, дают рекомендации. | 6. Сообщение домашнего задания.(1 мин.) | Предлагает остальным группам закончить выполнение своих проектов, оформить их и подготовиться к защите. | Записывают домашнее задание. | 7. Подведение итогов урока.(3 мин.) | Предлагает подвести итоги урока: - что нового узнали?
- над чем работали?
- чему научились?
Сообщает и комментирует оценки учащимся. | Отвечают на вопросы, оценивают результаты своей деятельности. | Ключевые понятия Проект (от лат. projectus – брошенный вперед): - Совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия.
- Предварительный текст какого-либо документа.
- Замысел, план [5].
- Разработанный план сооружения, устройства чего-нибудь [1].
Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Могут быть архитектурно-строительные, экологические, инженерно-психологические, генетические и др. виды проектов [5]. План-конспект открытого занятия факультатива “Основы научной деятельности в биологии” ТЕМА: Технология выполнения экологического проекта “Мой экодом”. ЦЕЛЬ: Закрепление технологии выполнения экологического проекта. ЗАДАЧИ: - Повторить и закрепить алгоритм выполнения проекта, проверить усвоение учащимися понятия об экологическом проекте и его видах, критериях оценки проекта и его оформления.
- Провести презентацию проектов и их оценку.
- Продолжить формирование умений и навыков выполнения и оформления научно-исследовательских работ, способности учиться на собственном опыте и опыте других, развитие учебно-познавательных интересов, творческой инициативы и активности.
- Продолжить воспитание бережного отношения к природе, экологически целесообразного взаимодействия с ней, формирование ответственности, самостоятельности, коллективизма.
ОБОРУДОВАНИЕ: - Программа защиты экологических проектов, девиз урока: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать самому – и я научусь” (на доске).
- Раздаточный материал: бланки “Критерии оценки проекта”, задания проектов областного конкурса “Мой экодом”.
ТИП УРОКА: Урок закрепления знаний. ВИД УРОКА: Урок – презентация. ФОРМЫ: Рассказ, беседа, защита проекта, практическая работа в группах, оценивание в парах. МЕТОДЫ: Объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, репродуктивный, исследовательский. ОРГАНИЗАЦИЯ: Работа в малых группах, парах, дифференцированный подход. ХОД УРОКА ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | 1. Оргмомент(1 мин.) | Приветствие. Сообщение темы. | Запись темы в тетрадях. | 2. Целеполагание и мотивация.(2 мин.) Рассказ | На прошлом занятии вы ознакомились с еще одним видом научно-исследовательской деятельности – методом экологического проекта, который предполагает не только теоретическую проработку какой-либо проблемы, но и практические действия по ее решению.Китайская пословица гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать самому – и я научусь”. К началу нового века мир оказался перед угрозой резкого ухудшен...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2707
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|