Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование ролевых (сюжетных) игровых технологий в преподавании географии - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Использование ролевых (сюжетных) игровых технологий в преподавании географии


Автор(ы): Литвинова Татьяна Николаевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Для того, чтобы школьники равнодушно не смотрели по сторонам и не скучали, не находя для себя ничего интересного, необходимо активизировать процесс обучения, чтобы не только географическая информация была интересна для учащихся, но и сам процесс ее изучения.
Мы считаем, что один из способов достижения этой цели – использование коммуникативных технологий, в частности – методики проведения ролевых (сюжетных) игр.
Перед традиционными формами и приемами обучения коммуникативные технологии имеют ряд преимуществ:
  • активизирует процесс обучения;
  • развивает творческие способности учащихся: умение мыслить, рассуждать и отстаивать свою точку зрения и принимать мнение собеседника;
  • организует групповую деятельность, коллективный поиск решений, учит пользоваться информацией периодической печати, радио, телевидения;
  • способствует наиболее успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.
Учебные ролевые игры можно распределить на 3 группы:
a. самые простые – имитационные, направленные на имитацию вполне определенного профессионального действия;
b. более сложные – ситуационные решение какой-либо узкой конкретной проблемно-игровой ситуации;
c. высшей сложности – условные игры – разбор производственных конфликтов и пр. Но поскольку игры третьей группы имеют целью совершенствование профессионального мастерства специалистов, то они в школе не могут быть использованы.
Для ребенка игра – увлекательное прежде всего занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.
Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Эта особенность позиции вытекает из двуплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен обратить внимание учитель. В процессе игры он может по новому открыть ребенка для себя, т.к. в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает.
Современные формы уроков, на которых может применяться коммуникативный подход можно классифицировать:
  1. уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина, урок-конкурс рассказов о стихийных бедствиях;
  2. уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча;
  3. уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок-“дублер начинает действовать”;
  4. уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, телемост, диалог, “живая газета”, устный журнал;
  5. уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет;
  6. уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, литературная гостиная, интервью, урок – путешествие с путешественниками;
  7. Перенесение в рамках урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, “следствие ведут знатоки”, утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественных произведений, диспут, клуб знатоков;
  8. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, рецензия;
  9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Для учащихся 6-8 классов наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации. Старшеклассники предпочитают играть в ситуационные игры по созданию моделей и проектов.
Методика проведения ролевой (сюжетной) игры
I. этап – подготовительный (организационный)
(длительность от месяца до 2 недель)
а) определение темы и целей игры;
б) разработка правил игры (сценарий);
в) распределение ролей (деление на группы);
г) ознакомление с правилами игры и обязанностями;
д.) ознакомление со списком литературы;
е) сбор материала и подготовка сообщений, изготовление наглядностей;
ж) консультации.
II. этап – игровой
а) заслушивание рефератов (по установленному регламенту);
б) отражение материла в тетрадях, подготовка вопросов выступающим;
в) обсуждение рефератов, может быть дискуссия в группе и обсуждение групповых решений.
III. этап – заключительный
а) подведение итогов игры;
б) выступление экспертной группы.
IV. этап – анализ игровой деятельности, рекомендации по совершенствованию игры
Требования к учащимся при проведении игры:
  1. Проявлять активность во время подготовки и проведения игры;
  2. Иметь выдержку, не перебивать товарища во время выступления;
  3. Проявлять самостоятельность в изучении темы;
  4. Соблюдать обязанности и правила игры, регламент выступления;
  5. Облекайте вопрос в корректную форму;
  6. Решите для себя какой вопрос и ответ были наиболее интересными и почему.
При формировании групп необходимо:
  1. Определить количество учащихся, образующих одну группу (оптимальное количество – 5 человек).
  2. Учитывать личностные качества, уровень знаний и интерес учащихся.
  3. Правильно распределить роли. С этой целью, можно провести предварительное анкетирование с ответами на такие вопросы: какую роль хотел бы исполнить в игре? Кого хотел бы видеть в роли руководителя? и т.д.
Задания на игру должны быть посильными для учащихся в смысле научной подготовки и затрат времени. Желательно, чтобы они включали еще не решенные проблемы. Это повышает интерес и активизирует творческую деятельность на уроке.
При составлении задания необходимо помнить правило: чем оно короче, конкретнее, тем быстрее усваивается. Оно может содержать также и указания, что надо изучить, подготовить, исполнить и т.п.
Консультации – обязательный элемент игры. Их может быть несколько. На начальном этапе необходима направляющая консультация. На ней сообщают тему, определяют цель, знакомят с правилами, обязанностями, получают задания. За три дня до игры проводят консультацию, на которой рассматривают содержание отдельных вопросов, конкретизируют ход игры, уточняют средства наглядности. Если игра не предусматривает подготовительного периода, то консультацию можно заменить подробным инструктажем в начале урока.
У руководителя игры существует несколько обязанностей. Он должен выбрать тему, определить объем и вид конкретного материала, смоделировать механизм взаимодействия участников, разработать правила проведения игры, подготовить игровую документацию, ознакомить игроков с функциями той или иной роли, с обязанностями и правилами игры и т.д.
Обязанности экспертной группы заключены в оценке качества вопросов и ответов (оригинальность, четкость постановки и пр.) и умения изготавливать и применять наглядность при рассмотрении отдельных игровых ситуаций. Ее выводы доводят до сведения всех игроков.
По продолжительности игра не должна быть утомительной, поэтому желательно моделировать ее на один урок. В исключительных случаях можно планировать ее проведение в течение двух уроков, но без перерыва.
В заключении необходимо проанализировать результаты игры. По ним можно определить заинтересованность учащихся, уровень запоминания материала, степень воздействия обучения на личность учащихся и т.п. Ролевая игра может быть проведена как предварительная (перед изучением нового материала), так и заключительная (на уроках обобщения знаний, семинарах). Подобных занятий не должно быть много – пять-семь в учебном году. Для них подбираются такие темы, с содержанием которых учащиеся могут быть знакомы на уровне бытовых знаний, сообщений средств массовой информации и т.д.
В статье приводится перечень ролевых игр, которые можно проводить в 10-11 классах по усмотрению учителя.
1 игра. География мировых природных ресурсов (урок-практикум)
Цель:
  1. Самостоятельно ознакомиться с мировыми природными ресурсами в процессе групповой работы.
  2. Способствовать формированию и развитию компетентностных умений: интеллектуальных, оценочных, коммуникативных.
Оборудование: карточки-задания, учебник, атлас, настенная мировая карта.

Изучение промышленности мира учитель организует с группами учащихся. Весь класс условно делят на кафедры “Института природных ресурсов”, каждой выдается инструктивная карточка с заданиями: (3–4 вопроса, используемая литература).
Через 15 минут кафедра должна дать полный отчет о своей отрасли промышленности. В “Институте природных ресурсов” работают кафедры:
  • кафедра горючих полезных ископаемых;
  • кафедра негорючих полезных ископаемых;
  • кафедра земельных ресурсов;
  • кафедра водных ресурсов;
  • кафедра биологических ресурсов;
  • кафедра агроклиматических ресурсов.
Зав. Кафедрами (бригадиры) корректируют работу своих групп, подводят итоги.
2 игра. “Региональная характеристика мира” (урок-семинар)
Цель:

Сформировать общее представление о международных экономических отношениях, влияния НТР на структуру хозяйства, использования современных методов мониторинга.

Оборудование:
карточки-задания, карты атласа, дополнительная литература, настенная политическая карта мира, учебники.
Учащиеся за 3 недели до проведения игры делятся на группы, и самостоятельно выбирают интересующие их вопросы.
1 группа – политическую тему: формирование 3-х главных центров экономического соперничества; партнерство и противоречия между странами.
2 группа – экономические вопросы, связанные с международным разделением труда, положением в нем развитых и развивающихся стран, ролью международных монополий в международном разделении труда.
3 группа – НТР на современном этапе; сдвиги в отраслевой и территориальной структуре хозяйства в период НТР; высокий уровень науки, техники и технологий на современном этапе.
4 группа – на экологическую тему, в которую входило рассмотрение современных методов и технических средств мониторинга за состоянием окружающей среды.
Группы учащихся состоят из 7-8 человек, и каждый участник выбирает только один вопрос и составляет письменный реферат. После проверки его учителем, в группах выбираются докладчики. В их задачу входит на основе работ своих товарищей написать общий доклад по теме. Работа в группах не завершается вместе с передачей материалов докладчикам: они чертят таблицы, диаграммы, картодиаграммы.
Организационно работа распределяется так:
1-я неделя – поиск литературы
2-я неделя – подготовка рефератов
3-я неделя – написание общих докладов по 4-м темам и оформление настенной графики (наглядности) для докладчиков и кабинета географии.
В результате данной игр учащиеся получают знания о мировой системе хозяйства; продолжают формировать умение работать с дополнительной литературой, картами различного содержания, слушать собеседника и отстаивать свою точку зрения, работать в группе, обмениваться информацией и делать выводы.
3 игра. “Маркетинг”, тема: “Международное географическое разделение труда” (урок-аукцион)
Цель:

Расширить представление о формах международного сотрудничества, о роли стран в МГРТ. Продолжить формировать умение работать с различными источниками информации, работать в группе и обмениваться мнениями.
Оборудование: карты атласа, справочники, флажки, эмблемы, упаковка или об...


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2386

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340