Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Предмет экологии. Экологические факторы
Автор(ы): Балхарова Ирина Жаповна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: На основе знаний учащихся о зависимости живых организмов от окружающей среды выявить практическую значимость всех обсуждаемых вопросов для жизни и хозяйственной деятельности человека. Задачи урока: - Образовательные: углубить и расширять знания о предмете и задачах экологии, об экологических факторах и их влиянии на живые организмы.
- Развивающие: развивать умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; научить анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
- Воспитательные: привлечь внимание учеников к проблемам охраны природы; помочь ощутить красоту и гармонию в природе.
Оборудование: - комнатные растения,
- гербарные образцы растений (светолюбивые и теневыносливые, теплолюбивые и холодостойкие, влаголюбивые и засухоустойчивые),
- рисунки и фотографии с изображением животных (теплолюбивые и холодолюбивые),
- серия таблиц об экологических факторах,
- мульти-медиасопровождение.
I. Вводно-мотивационный этап. Из последних новостей средств массовой информации – о происходящих в данное время неожиданных природных катаклизмах. Например, невиданная засуха в Забайкалье, цунами в Индонезии и т.д. Что является их причиной? - Что такое экология?
- Что она изучает?
- Как среда обитания влияет на живые организмы, и как организмы воздействуют на среду?
- А какие задачи решает экология?
- Как виды, популяции и сообщества приспосабливаются к меняющимся условиям среды обитания?
- Как изменяется численность популяции?
- Какие проблемы о влиянии деятельности человека на природу вы знаете? (учащиеся высказывают свои предположения, учитель корректирует)
- А теперь дайте определение понятия “среда обитания”. Из каких компонентов складывается среда обитания? Чем отличаются между собой понятия: “среда обитания” и “местообитание”? Ответ поясните.
Подумайте, пожалуйста, какие ассоциации возникают у вас с этим словом “среда обитания”? (запишите все ассоциации, которые у вас возникают, записи должны быть емкими, краткими). Давайте обсудим, что у вас получилось? (выборочно проверяем) Ребята, как вы считаете это достаточно информации? Предполагаемый ответ - нет! Да, эти знания недостаточны. Тогда давайте попробуем ее дополнить. II. Операционно-содержательный этап. Перед учащимися учитель ставит учебную задачу: Доказать правильность или ошибочность следующего высказывания (эпиграф на доске): Мы не можем управлять природой, не следуя её законам. Фрэнсис Бэкон. - Весенний дождь растит, осенний гноит. - Где вода есть, там и саду цвесть. - Невысок лесок, а от ветра защита. - О каких факторах среды речь идет?
Самостоятельная работа. 1. О роли абиотических факторов “Влияние освещенности на развитие растений”. В 2-х ящичках выращены проростки. Чем они отличаются? Что может быть причиной? Проростки растения пшеницы: один держали в обычных условиях кабинета, второй в шкафу в темном месте, где недостаток освещенности. Растения держали не менее 10 дней при таком режиме. Проростки отличаются интенсивностью окраски. Выводы (записываем). 2. О роли биотических факторов. Влияние паразитических грибов (или насекомых) на растения: показ гербарных образцов пшеницы, пораженных головней или насекомыми вредителями (или показ образцов комнатных растений, пораженных теми или иными вредителями). (выводы, соответствующие рисунки и т.д.) Физминутка: Ребята, эти движения и настроение помогут нам в борьбе даже с этими вредителями растении. Да? О роли антропогенных факторов - практическая работа, сочинение или экскурсия “Влияние деятельности человека на природные сообщества”, “Влияние вытаптывания на видовой состав растений” (в зависимости от условий). III. Рефлексивно-оценочный этап.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1781
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|