Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Организация исследовательской деятельности младших школьников в ноосферно-экологической системе образования
Автор(ы): Саввинова Изабелла Егоровна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В Эльгяйской школе Сунтарского улуса РС(Я) с 1993-94 учебного года ведется экспериментальная работа по ноосферно-экологической системе образования. Ноосферно-экологическая система образования -это личностно-ориентированная программа образования, непосредственно направленная на формирование личности. Роль школы в развитии творческой личности огромна. Один из главных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка - это исследовательская практика. Целями и задачами исследовательской деятельности младших школьников являются: - Формирование первичных навыков исследовательской деятельности;
- Раннее выявление способностей детей;
- Развитие познавательных, творческих способностей детей формирование у детей ценностных потребностей, интересов, мотивации;
- Активизация взаимосотрудничества педагогов и родителей в дальнейшем развитии детей.
Компонентами исследовательской работы являются: - познавательный,
- развивающий,
- творческий
- воспитательный
Организация исследовательской деятельности учащихся состоит из 3 этапов: Подготовительный этап; Основной этап Заключительный этап. Особое внимание следует уделить подготовительному этапу. Здесь необходимы мотивация к исследовательской деятельности; выбор темы исследования; знакомство с требованиями к научной работе. - Хочется указать ещё некоторые факторы, необходимые для исследовательской деятельности младших школьников:
- Заинтересованность, увлеченность самого учителя;
- Поддержка и помощь родителей; (моральная, психологическая, материально - техническая помощь)
- Высокая мотивация ученика, его желание;
- Учет интересов ученика;
- Учет способностей и природных задатков ученика;
- Выбор правильной методики исследования;
- Познавательная активность ученика.
От выбора подходящей темы для исследования зависит результативность работы. Выбранная тема и методы исследования должны соответствовать возрастным особенностям детей. Как выбрать тему для исследования? - Тема должна быть интересна ребёнку;
- Тема должна быть близкой, увлекательной для ученика;
- Тема должна быть оригинальной;
- Тема должна быть выполнена относительно быстро.
Ученик-исследователь должен уметь - Творчески осмыслить тему исследования;
- Знать исследования учёных по выбранной теме;
- Изложить материал по плану;
- Дать четкое логическое определение всех основных понятий;
- Достаточно обосновать, убедительно оформить фактический материал;
- Проявить умения анализировать, систематизировать, обобщить
- Сделать вывод исследования
Каждый юный исследователь должен быть знаком с требованиями к исследовательской работе: Постановка цели, задач; Актуальность исследования; Практическая значимость, новизна исследования; Исследовательский характер; Описание метода, способа решения проблемы; Длительность исследования; Степень самостоятельности ученика; Анализ полученных результатов; Выводы и перспективы; Оформление доклада, наличие тезиса, стенда Первичные навыки исследовательской работы ребёнок получает на интегрированных уроках Природа и человек. Уроки-исследования Свойства воды Определение прозрачности, цвета, запаха, текучести Уроки-экскурсии Растения лугов Уроки-наблюдения Муравьи Уроки творчества Путешествия капельки воды Практические работы Лекарственное растение Проведение опытов Учителя организуют учебно-исследовательскую деятельность учащихся во время полевой практики. Практические работы на местности, наблюдения за многообразием и строением растений, животных, сбор гербария, коллекции насекомых помогают учащимся собрать материал для исследовательской деятельности. Харитонов Саша выступил с докладом Гнездование горихвостки в местности Джегалах на региональной НПК по орнитологии, Егоров максим с докладом Наблюдения за трясогузкой на улусной НПК Мы и природа. Походы и экскурсии на природу способствуют формированию умения наблюдать. Окружающая природа - вот непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления и знания. Так появились доклады Лекарственные растения, Чистая вода- залог здоровья, Польза сосны, Наблюдение за изменением температуры в зимнее время. В решении задач исследовательской деятельности учеников следует отметить взаимодействие школы с музеями с. Эльгяй. Юные исследователи используют богатый потенциал Регионального экологического центра им. Б.Н. Андреева. Здесь младшие школьники выбирают темы для своих первых исследовательских работ о животном мире земного шара, об их экологии: Постников Т. Стегозавры, найденные в местности Тээти Хоринского наслега Сунтарского улуса, Килясовой С. Окрашивание ткани природными красителями, Осипов К. Экология моего дома, Постникова В. Выращивание мандарина в сельских условиях, Григорьева У. Экологические проблемы в бассейне реки Вилюй., Михайлова М.Зимующие птицы моего двора Во время экскурсии в музей фольклора им. Зверева дети знакомятся с жизнью и творчеством народного певца, тойуксута, олонхосута, постановщика танцев Зверева. Дети младшего школьного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом, знают много сказок, стихов, загадок, знакомятся с фольклором, любят народные песни, осуохай, играют в национальные игры. Ученики выбрали темы для своих исследований из фольклора: Григорьева Николина Имена числительные в якутских пословицах, Саввинова Марианна Лексическое значение имен в якутских загадках, Петрова Сайаана Хомус - старинный музыкальный инструмент у якутов, Ансамбль Оьуор Сергея Зверева. Богатый материал историко-этнографического музея Туойдаах Алаас дает много полезной информации о географии и истории родного края. Этим темам посвящены исследовательские работы Васильевой Сыдьаайы Якутские имена, Килясовой Сарданы Роль олонхо Амбросьева А.П. Кун Ньургун в изучении родного края, Дмитриевой Сардааны Улицы села Эльгяй , Семеновой Сандаары Творения из бересты. Занятия родителей, предметных кружках по интересам и выбору учащихся родители или другие специалисты учат своим умениям в своей области, например: шитье бисером, резьба по дереву, аппликация из разных материалов, поделки из природных материалов и др. Такие занятия дают столько положительных импульсов и стимула у учеников, что появляется потребность чем-то заняться, узнать что-то новое, неизведанное ранее. На таких занятиях Окрашивание ткани природными красителями; Технология изготовления посуды из бересты; Мои умения в лепке из пластилина; Роботы Преимущества автомашины УАЗ В программе интегрированного курса Природа и человек предусматриваются наблюдения во время каникул. В ходе летних наблюдений ценным источником информации мы считаем саму природу и её проявления: прилет птиц, листопад, таяние снега, изменение погоды, поведение животных. Здесь формируются способность подмечать мелкие на первый взгляд, но существенные на самом деле детали, уметь сравнивать, находить частное и общее, причину и следствие, делать выводы. В 1-м классе детям дала задания летом собирать гербарий и коллекцию насекомых, знать названия собранных растений и насекомых. Во 2 классе мои ученики вели дневник наблюдений за одним растением, животным, насекомым, природным явлением. Например: Харитонов Саша наблюдал за муравьем, одуванчиком, шампиньоном, лиственницей, озером Джёгалах, летними дождями. Все сведения он написал в виде сообщений с иллюстрациями в альбом для наблюдений. В 3 классе ребята написали аннотации к прочитанным книгам и нарисовали самые интересные моменты. В 4 классе ученики взяли летние задания Рекорды Гиннесса нашего класса, где они должны были написать описание самого загадочного насекомого, интересного растения, удивительного природного явления. Самое интересное дерево нашли Данилов А. и Дмитриева С. Самое интересное насекомое описала Васильева С. и Постников Т. По итогам своих наблюдений Харитонов Саша написал доклад Гнездование горихвостки, Григорьева Николина Дикорастущие растения в нашем питании Наблюдения за природными явлениями позволили написать научные работы учащихся: Дикорастущие растения в нашем питании; Безопасность при наводнении; Чистая вода - залог здоровья; Семь чудес света, Экология реки Вилюй. Особое место в своей работе я уделяю развитию творческих способностей. Творческие работы учеников можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Каждый мой ученик - автор собственной книжки Мои первые произведения. Стихи, сказки, которые сочинили мои ученики включены в книгу Кривошапкиной Е.П., Мой Кулаковский, в журналах Ангел в ладошке, Чуораанчык, напечатаны во многих газетах. Подготовлен к печати сборник стихотворений В просотрах поэзии. Основной этап исследовательской работы включает постановку цели и задачи исследования; сбор данных; первичную обработку справочной, научной литературы;. фиксацию полученных данных; обсуждение, сра...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2363
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|