Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Применение местных топонимов на уроках географии и экологии
Автор(ы): Варламов Прокопий Прокопьевич, учитель географии и экологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
« Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности как география» Н.Н.Баранский Человека с детства окружают имена, различные названия, через них он, как и через другие источники, познает окружающий мир. Важно то, чтобы он знал их, эти имена, их происхождение, смысл, значение. Применение местных топонимов на уроках географии и экологии оказывает помощь учащимся в изучении родного края и наслега, а также учителю развивать познавательную деятельность учащихся, самостоятельность их мышления, формировать навыки самостоятельно добывать знания и развивать интерес к поискам новых сведений науки и практики. Известно, что без использования географических названий невозможно усвоение географии, так как названия обеспечивают пространственную привязку изучаемого географического материала. Одни названия появились в древности, а другие совсем недавно. Вполне естественно, что у большинства из них своя история, своя судьба. В них нашли отражение быт, верования и занятость населения, природа, растительный и животный мир данной местности, богатство ее недр. Якутский народ, издавна занимаясь скотоводством, охотой и рыболовством, также весьма метко обозначал одинаковые по хозяйственной ценности территории соответствующими терминами и названиями. Все собственные географические названия именуются топонимами (от греческого топос – «место», онома – «имя»). В науке о языке существует раздел, направление лингвистических исследований – ономастика (от греческого ономастике – «искусство давать имена»). Среди собственных имен Малтанинского наслега больше всего топонимов. Многие названия образованы от имен нарицательных, что так или иначе они сообщают много интересного о природно – географических условиях местности, об истории заселения, о традициях и тонкой наблюдательности жителей, о любви к животному и растительному миру. В названиях отражены мудрость народа, богатство его языка. Каждое поколение вносило в названия свое социальное отношение, свои идеалы, свое представление о красоте, счастье, мире. Названия колхозов, артелей, совхозов («Маай» – май, «Коммунизм» – коммунизм, «Комбайн» – комбайн) раскрывают, как революционные события внесли перемены не только в экономику, политику, быт людей, но и в их сознание. Название со старым административным устройством соответствовали духу того времени. Местные названия наслега можно условно разделить на несколько тематических групп. 1 группа. Названия урочищ прямо указывающие на происхождение от гидронимов, т.е. водных объектов. - Уьун куэл – «продолговатое озеро» - озеро, сенокосное угодье, - Кундэ, Куэл кундэ – «чистое озеро» (П.С.Афанасьев, 1994) – озеро, - Бэрэ – «маленькое озеро» (П.С.Афанасьев, 1994) – озеро, - Тыымпы – котловина опускания в тайге, образовавшаяся в результате протаивания многолетнемерзлых горных пород, часто заняты озерами и болотами (Э.М.Мурзаев, 1984). 2 группа. Названия, данные по рельефу местности. - Кураанах – «сухой», «пустой», «пологий» - озеро, - Булгунньах – «курган», «холм», гидролакколит, пинго, бугор пучения (Э.М.Мурзаев, 1984), - Кумахтыыр – «песок» - травянистая речка, - Арыылаах – «остров» - озеро, - Таала – «сухое ровное поле» (П.С.Афанасьев, 1994), - Хампа – «сухое, зеленое поле» (П.С.Афанасьев, 1994) – алас, спущенное озеро, - Туран – «пыльная земля» (П.С.Афанасьев, 1994) – урочище, поле, - Ньыла5ар – «пологий» (П.С.Афанасьев, 1994) – озеро, 3 группа. Фитоойконимы. Названия, данные по видам растительного мира. - Харыйалаах – «еловый» - травянистая речка, - Харбалаах – «болотное растение» (П.С.Афанасьев, 1994), озеро, - Хатыннаах – «березовый» - урочище, поле, - Бэрдьигэстээх (Бердигестях) – «сосновый» (П.С.Афанасьев, 1994) – речка, - Оттоох – «травянистый» - алас, сенокосное угодье, - Чэмпэрээктээх – «багульник» - озеро, - Моонньо5онноох – «ягодный кустарник, черная смородина», речка, 4 группа. Зоойконимы. Названия, отражающие животный мир данной местности, зверей, птиц, рыб, обитающих в этих местах. - Ойуьардаах – «лосиный» (Б.Сюлбэ, 1985) – озеро, - Анымы – (эвенкийское слово «лось») – озеро – (Б.Сюлбэ, 1985), - Куо5астаах – «гагарий» - озеро, - Эьэ ииннээх – «медвежья берлога» - лиственный лес, - Хаастыыр – «гусиный» - озеро, - Тойон уйата – «орлиное гнездо» - озеро, летний стан, - Хоройбут – «олень» - озеро, сенокосное угодье. 5 группа. Этноойконимы. Названия по этнической принадлежности, по национальному признаку, роду, племени. - Малтанинский (Малтанский) – по роду Малтан – название наслега, - Ойуун куэлэ – «озеро шамана» - озеро. 6 группа. Названия, передающие какой-то признак, называющие определенные предметы, чаще с метаморфическим смыслом. - Уолбут – небольший алас, на месте спущенного озера, - Сиинэ (Синяя) – «большая речка» - река. 7 группа. Названия, передающие занятость населения в прошлом и настоящем, полезные ископаемые местности. - Испиэскэлээх – «место, где находятся залежи извести» - урочище, - Хатырык отуу – «летний стан сенокосчиков, где ураса построили из древесной коры» - сенокосное угодье, - Сайылык – «место летнего поселения якутов, богатое кормами для скота», - Ойбон – «зимнее стойбище якутов». Здесь следует отметить, что отдельные местные названия повторяются сразу в нескольких местах, иногда дважды, трижды на территории одного и того же места. Например, название Харыйа урэх на карте наслега упоминается три раза. Из глубин веков в наше время тянутся нити и от других названий, которые человеку нашего времени непонятны. Э.М.Мурзаев в своей работе «Словарь народных географических терминов. М.1980» пишет, что в местной терминологии сохранились многие архаичные слова, присущие только отдельным диалектам, позволяющие судить об истории языка, языковых контактах, ареалах термина, о смысловых сдвигах, что важно не только для лингвистов, но и для географов. В школе преподаю авторские факультативные курсы: Родной край – 5 кл, Основы экологии – 6 кл, Мир растений – 7 кл, Мир животных – 8 кл. Собранный и изученный материал позволяет составлять разнообразные задания, тесты, вопросы, кроссворды. Материалы дают богатые возможности не только для проведения уроков, но и для различных форм внеклассной работы. На протяжении нескольких лет с учащимися изучали топонимику родного наслега. При изучении темы «Литосфера» в 6 классе рассказываю о происхождении названий некоторых форм рельефа своего наслега. Например: Булгуннях (якутское – булгунньах) – курган, холм; Кумахтыыр (якутское – кумах) – песок. На уроках по теме «Гидросфера» учащиеся узнают о происхождении названий рек и озер, руч...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1410
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|