Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Применение местных топонимов на уроках географии и экологии - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Применение местных топонимов на уроках географии и экологии


Автор(ы): Варламов Прокопий Прокопьевич, учитель географии и экологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
« Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в
наглядности и занимательности как география»
Н.Н.Баранский
Человека с детства окружают имена, различные названия, через них он, как и через другие источники, познает окружающий мир. Важно то, чтобы он знал их, эти имена, их происхождение, смысл, значение.
Применение местных топонимов на уроках географии и экологии оказывает помощь учащимся в изучении родного края и наслега, а также учителю развивать познавательную деятельность учащихся, самостоятельность их мышления, формировать навыки самостоятельно добывать знания и развивать интерес к поискам новых сведений науки и практики. Известно, что без использования географических названий невозможно усвоение географии, так как названия обеспечивают пространственную привязку изучаемого географического материала.
Одни названия появились в древности, а другие совсем недавно. Вполне естественно, что у большинства из них своя история, своя судьба. В них нашли отражение быт, верования и занятость населения, природа, растительный и животный мир данной местности, богатство ее недр.
Якутский народ, издавна занимаясь скотоводством, охотой и рыболовством, также весьма метко обозначал одинаковые по хозяйственной ценности территории соответствующими терминами и названиями.
Все собственные географические названия именуются топонимами (от греческого топос – «место», онома – «имя»). В науке о языке существует раздел, направление лингвистических исследований – ономастика (от греческого ономастике – «искусство давать имена»).
Среди собственных имен Малтанинского наслега больше всего топонимов.
Многие названия образованы от имен нарицательных, что так или иначе они сообщают много интересного о природно – географических условиях местности, об истории заселения, о традициях и тонкой наблюдательности жителей, о любви к животному и растительному миру. В названиях отражены мудрость народа, богатство его языка.
Каждое поколение вносило в названия свое социальное отношение, свои идеалы, свое представление о красоте, счастье, мире.
Названия колхозов, артелей, совхозов («Маай» – май, «Коммунизм» – коммунизм, «Комбайн» – комбайн) раскрывают, как революционные события внесли перемены не только в экономику, политику, быт людей, но и в их сознание. Название со старым административным устройством соответствовали духу того времени.
Местные названия наслега можно условно разделить на несколько тематических групп.
1 группа. Названия урочищ прямо указывающие на происхождение от гидронимов, т.е. водных объектов.
- Уьун куэл – «продолговатое озеро» - озеро, сенокосное угодье,
- Кундэ, Куэл кундэ – «чистое озеро» (П.С.Афанасьев, 1994) – озеро,
- Бэрэ – «маленькое озеро» (П.С.Афанасьев, 1994) – озеро,
- Тыымпы – котловина опускания в тайге, образовавшаяся в результате протаивания многолетнемерзлых горных пород, часто заняты озерами и болотами (Э.М.Мурзаев, 1984).
2 группа. Названия, данные по рельефу местности.
- Кураанах – «сухой», «пустой», «пологий» - озеро,
- Булгунньах – «курган», «холм», гидролакколит, пинго, бугор пучения (Э.М.Мурзаев, 1984),
- Кумахтыыр – «песок» - травянистая речка,
- Арыылаах – «остров» - озеро,
- Таала – «сухое ровное поле» (П.С.Афанасьев, 1994),
- Хампа – «сухое, зеленое поле» (П.С.Афанасьев, 1994) – алас, спущенное озеро,
- Туран – «пыльная земля» (П.С.Афанасьев, 1994) – урочище, поле,
- Ньыла5ар – «пологий» (П.С.Афанасьев, 1994) – озеро,
3 группа. Фитоойконимы. Названия, данные по видам растительного мира.
- Харыйалаах – «еловый» - травянистая речка,
- Харбалаах – «болотное растение» (П.С.Афанасьев, 1994), озеро,
- Хатыннаах – «березовый» - урочище, поле,
- Бэрдьигэстээх (Бердигестях) – «сосновый» (П.С.Афанасьев, 1994) – речка,
- Оттоох – «травянистый» - алас, сенокосное угодье,
- Чэмпэрээктээх – «багульник» - озеро,
- Моонньо5онноох – «ягодный кустарник, черная смородина», речка,
4 группа. Зоойконимы. Названия, отражающие животный мир данной местности, зверей, птиц, рыб, обитающих в этих местах.
- Ойуьардаах – «лосиный» (Б.Сюлбэ, 1985) – озеро,
- Анымы – (эвенкийское слово «лось») – озеро – (Б.Сюлбэ, 1985),
- Куо5астаах – «гагарий» - озеро,
- Эьэ ииннээх – «медвежья берлога» - лиственный лес,
- Хаастыыр – «гусиный» - озеро,
- Тойон уйата – «орлиное гнездо» - озеро, летний стан,
- Хоройбут – «олень» - озеро, сенокосное угодье.
5 группа. Этноойконимы. Названия по этнической принадлежности, по национальному признаку, роду, племени.
- Малтанинский (Малтанский) – по роду Малтан – название наслега,
- Ойуун куэлэ – «озеро шамана» - озеро.
6 группа. Названия, передающие какой-то признак, называющие определенные предметы, чаще с метаморфическим смыслом.
- Уолбут – небольший алас, на месте спущенного озера,
- Сиинэ (Синяя) – «большая речка» - река.
7 группа. Названия, передающие занятость населения в прошлом и настоящем, полезные ископаемые местности.
- Испиэскэлээх – «место, где находятся залежи извести» - урочище,
- Хатырык отуу – «летний стан сенокосчиков, где ураса построили из древесной коры» - сенокосное угодье,
- Сайылык – «место летнего поселения якутов, богатое кормами для скота»,
- Ойбон – «зимнее стойбище якутов».
Здесь следует отметить, что отдельные местные названия повторяются сразу в нескольких местах, иногда дважды, трижды на территории одного и того же места. Например, название Харыйа урэх на карте наслега упоминается три раза. Из глубин веков в наше время тянутся нити и от других названий, которые человеку нашего времени непонятны.
Э.М.Мурзаев в своей работе «Словарь народных географических терминов. М.1980» пишет, что в местной терминологии сохранились многие архаичные слова, присущие только отдельным диалектам, позволяющие судить об истории языка, языковых контактах, ареалах термина, о смысловых сдвигах, что важно не только для лингвистов, но и для географов.
В школе преподаю авторские факультативные курсы: Родной край – 5 кл, Основы экологии – 6 кл, Мир растений – 7 кл, Мир животных – 8 кл.
Собранный и изученный материал позволяет составлять разнообразные задания, тесты, вопросы, кроссворды. Материалы дают богатые возможности не только для проведения уроков, но и для различных форм внеклассной работы. На протяжении нескольких лет с учащимися изучали топонимику родного наслега.
При изучении темы «Литосфера» в 6 классе рассказываю о происхождении названий некоторых форм рельефа своего наслега. Например: Булгуннях (якутское – булгунньах) – курган, холм; Кумахтыыр (якутское – кумах) – песок. На уроках по теме «Гидросфера» учащиеся узнают о происхождении названий рек и озер, руч...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1410

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340