Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Самостоятельные работы по физике в 9-м классе - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Самостоятельные работы по физике в 9-м классе


Автор(ы): Эсенбаев Дмитрий Вениаминович, учитель физики и информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
До последнего времени итоговая аттестация учащихся 9 класса по физике в нашей школе проводилась в традиционной форме, то есть по билетам. Однако в недалеком будущем планируется проводить всю итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена. Поэтому необходимо уделять время для подготовки учащихся к этим мероприятиям.
Внедрение контрольных работ в виде тестов, соответствующих формату ЕГЭ показало неготовность учащихся к данному виду контроля. Это обусловлено тем, что на протяжении 7-го и 8-го классов одним из главных способов изучения физических явлений и отработки знаний для них являлось решение задач в традиционном виде: с краткой записью условия, записью математических соотношений между искомой величиной и начальными данными, переводом единиц и т. д. Безусловно, в будущем придется менять подход обучения физике и в этих классах, заменяя частично, или полностью задания для запоминания той или иной формулы, контрольно-измерительные материалы тестами, в которых прослеживается логика создания тестов ЕГЭ. Но для сегодняшних девятиклассников стоит проблема быстрого (на сколько это возможно) “привыкания” к таким видам контроля. В связи с этим автор статьи планирует вводить самостоятельные работы в виде трехуровневого теста наряду с обычными “задачными” вариантами.
Для организации такого вида деятельности существует большое количество литературы, предлагающей контрольно-измерительные материалы для любых классов и разделов курса физики. Но детальный анализ этих работ и статистика их применения в нашей школе свидетельствуют о том, что не каждая подобная работа применима без предварительного испытания. В связи с этим автор считает необходимым изучать тесты перед их использованием на уроках.
Структура самостоятельной работы
Самостоятельная работа в виде теста содержит следующие части:
  1. Часть А. Решая эти задания, учащийся должен выбрать один правильный ответ из четырех. В бланке ответов в соответствующей позиции нужно поставить крестик.
  2. Часть В. В заданиях части В требуется записать правильный ответ. Как правило, в вопросах ЕГЭ из части В требуется записать ответ предварительно округлив его или избавившись от множителя со степенью и т. д. В тренировочных самостоятельных работах мы этого не делаем и записываем результат с единицами измерений.
  3. Часть С. В части С нужно привести полное решение задачи, соблюдая следующие этапы решения:
  • краткая запись условия;
  • перевод единиц в СИ (если требуется);
  • рисунок (для задач, в которых идет речь о векторных величинах, рисунок обязателен);
  • запись основных уравнений, описывающих данное явление или связывающих между собой исходные данные и результат решения;
  • вывод метода решения или решение задачи “по частям”;
  • подстановка исходных данных и вычисление результата;
  • представление конечного ответа.
Содержание вопросов и их сложность
Распределение вопросов по уровням сложности соответствует современной классификации уровней владения знаниями:
  1. Узнавание. Для правильного решения учащийся должен сопоставить собственные знания с информацией, содержащейся в вопросе (выбрать правильное написание формулы, правильное определение, график соответствующий процессу и т. д.). Как правило, эти задания являются самыми легкими и выполняемыми, так как даже учащиеся, уделяющие недостаточное внимание домашней подготовке, находят в своей памяти образ информации, соответствующий вопросу.
  2. Воспроизведение. Этот уровень требует от учащихся восстановления имеющейся в памяти информации. Задания такого типа требуют от тестируемого закончить определение, сопоставить формулу и ее словесное прочтение и т. д.
  3. Применение. Ответ на вопрос этого уровня предполагает использование выученных формул, законов, определений из данной темы. Обычно это вычислительные задачи или ситуации, в которых нужно объяснить специфику протекания явления. Такие задачи в большом количестве рассматриваются на уроках применения знаний, повторения и обобщения.
  4. Применение в измененной ситуации. Для решения задач данного типа кроме знаний из текущей темы, учащийся должен применить знания их других разделов физики, математические знания, сведения из других смежных наук.
Одно и то же задание может быть выполнено разными учащимися за разное количество времени, поэтому традиционные контрольно-измерительные материалы содержат несколько уровней, дифференцированных по сложности. Автор выделил два уровня сложности работ (которые по его мнению соответствуют обучению физике в адаптивной школе) и условно назвал их так: “3-4” и “4-5”. “3-4” - контрольно-измерительные материалы для учащихся, которые не планируют заниматься физикой в дальнейшем и для тех, кто имеет общий уровень успеваемости ниже среднего. “4-5” - задания для учащихся, изучающих физику дополнительно.
Содержание самостоятельных работ уровня “3-4” отвечает следующим требованиям:
  • охват большинства вопросов изученной темы (раздела, параграфа);
  • задания части А – вопросы, в которых преобладает узнавание изученного материала и его воспроизведение;
  • задания части В – задачи в 1 – 2 действия;
  • задания части С – задачи более чем в 2 действия.
Содержание самостоятельных работ уровня “4-5”:
  • охват большинства вопросов изученной темы (раздела, параграфа);
  • задания части А – вопросы, в которых преобладают воспроизведение изученного материала и применение знаний в задачах с одним действием;
  • задания части В – задачи в 2 – 3 действия;
  • задания части С – задачи более чем в 3 действия, для решения которых учащийся должен в совершенстве владеть математическими приемами преобразования выражений, чтения графиков и т. д.
Рассмотрим одно из контрольных мероприятий в виде теста, структура которого соответствует структуре ЕГЭ.
Самостоятельная работа по теме “Равномерное прямолинейное движение”
Уровень “3 – 4”
Часть А
А1. Материальной точкой называется…
  1. тело, имеющее небольшие размеры;
  2. тело, которое движется прямолинейно и равномерно;
  3. тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь;
  4. тело, шарообразной формы.
А2. Какая из ниже перечисленных физических величин является векторной?
  1. путь;
  2. время;
  3. скорость;
  4. координата.
А3. Мяч, отвесно падающий с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. Перемещение мяча равно…
  1. 1 м;
  2. 2 м;
  3. 3 м;
  4. 4 м.
А4. Путь, пройденный мячом, равен…
  1. 1 м;
  2. 2 м;
  3. 3 м;
  4. 4 м.
А5. С какой средней скоростью бежит спортсмен, если за 10 с он пробегает расстояние 60 м?
  1. 6 м/с;
  2. 10 м/с;
  3. 60 м/с;
  4. 600 м/с.
Часть В
В1. Материальная точка движется по закону: х = -25 + 10t. Определите перемещение тела за 1 минуту.
В2. Велосипедист движется со скоростью 8 м/с. Скорость бегущего навстречу мальчика относительно земли 4 м/с. Какое расстояние пройдет велосипедист за 15 с относительно системы отсчета, связанной с мальчиком?
Часть С
С1. Движение двух материальных точек описывается уравнениями: х1=2-6t и х2=-5+8t. Определите место и время встречи этих тел.
Бланк правильных ответов
Фамилия И.__________________Вопрос
Ответ
А1
А2
А3
А4
А5
В1
В2
1
600 м
180 м
2
3
4
Часть С
Решение:
В момент встречи координаты тел равны. Приравняем правые части зависимостей координат от времени:
19 – 6t = - 5 + 8t;
Решим получившееся уравнение:
14t = 24
t = 2 (с) – время встречи
Подставим этот момент времени в любой из законов движения и получим место встречи:
x = 19 – 6·2;
x = 7 (м)
Ответ: 2 с, 7 м.
Анализ сложности работы
№ вопроса Уровень Необходимые знания и умения
А1 узнавание материала определение материальной точки
А2 узнавание материала векторные и скалярные величины
А3 применение знаний сложение векторов, направленных вдоль одной прямой
А4 воспроизведение знаний сложение длин отрезков
А5 применение знаний определение скорости
В1 применение знаний физический смысл коэффициента при аргументе линейной функции, расчет перемещения
В2 применение знаний расчет перемещения, сложение перемещений
С применение знаний физический смысл коэффициента при аргументе, решение линейного уравнения
Уровень “4 – 5”
Часть А
А1. Какое из ниже перечисленных тел нельзя считать материальной точкой?
  1. Самолет при перелете Москва-Владивосток;
  2. Земля при расчете длины экватора;...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2016.05.23 | Просмотров: 1008

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340