Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Самостоятельные работы по физике в 9-м классе
Автор(ы): Эсенбаев Дмитрий Вениаминович, учитель физики и информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
До последнего времени итоговая аттестация учащихся 9 класса по физике в нашей школе проводилась в традиционной форме, то есть по билетам. Однако в недалеком будущем планируется проводить всю итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена. Поэтому необходимо уделять время для подготовки учащихся к этим мероприятиям. Внедрение контрольных работ в виде тестов, соответствующих формату ЕГЭ показало неготовность учащихся к данному виду контроля. Это обусловлено тем, что на протяжении 7-го и 8-го классов одним из главных способов изучения физических явлений и отработки знаний для них являлось решение задач в традиционном виде: с краткой записью условия, записью математических соотношений между искомой величиной и начальными данными, переводом единиц и т. д. Безусловно, в будущем придется менять подход обучения физике и в этих классах, заменяя частично, или полностью задания для запоминания той или иной формулы, контрольно-измерительные материалы тестами, в которых прослеживается логика создания тестов ЕГЭ. Но для сегодняшних девятиклассников стоит проблема быстрого (на сколько это возможно) “привыкания” к таким видам контроля. В связи с этим автор статьи планирует вводить самостоятельные работы в виде трехуровневого теста наряду с обычными “задачными” вариантами. Для организации такого вида деятельности существует большое количество литературы, предлагающей контрольно-измерительные материалы для любых классов и разделов курса физики. Но детальный анализ этих работ и статистика их применения в нашей школе свидетельствуют о том, что не каждая подобная работа применима без предварительного испытания. В связи с этим автор считает необходимым изучать тесты перед их использованием на уроках. Структура самостоятельной работы Самостоятельная работа в виде теста содержит следующие части: - Часть А. Решая эти задания, учащийся должен выбрать один правильный ответ из четырех. В бланке ответов в соответствующей позиции нужно поставить крестик.
- Часть В. В заданиях части В требуется записать правильный ответ. Как правило, в вопросах ЕГЭ из части В требуется записать ответ предварительно округлив его или избавившись от множителя со степенью и т. д. В тренировочных самостоятельных работах мы этого не делаем и записываем результат с единицами измерений.
- Часть С. В части С нужно привести полное решение задачи, соблюдая следующие этапы решения:
- краткая запись условия;
- перевод единиц в СИ (если требуется);
- рисунок (для задач, в которых идет речь о векторных величинах, рисунок обязателен);
- запись основных уравнений, описывающих данное явление или связывающих между собой исходные данные и результат решения;
- вывод метода решения или решение задачи “по частям”;
- подстановка исходных данных и вычисление результата;
- представление конечного ответа.
Содержание вопросов и их сложность Распределение вопросов по уровням сложности соответствует современной классификации уровней владения знаниями: - Узнавание. Для правильного решения учащийся должен сопоставить собственные знания с информацией, содержащейся в вопросе (выбрать правильное написание формулы, правильное определение, график соответствующий процессу и т. д.). Как правило, эти задания являются самыми легкими и выполняемыми, так как даже учащиеся, уделяющие недостаточное внимание домашней подготовке, находят в своей памяти образ информации, соответствующий вопросу.
- Воспроизведение. Этот уровень требует от учащихся восстановления имеющейся в памяти информации. Задания такого типа требуют от тестируемого закончить определение, сопоставить формулу и ее словесное прочтение и т. д.
- Применение. Ответ на вопрос этого уровня предполагает использование выученных формул, законов, определений из данной темы. Обычно это вычислительные задачи или ситуации, в которых нужно объяснить специфику протекания явления. Такие задачи в большом количестве рассматриваются на уроках применения знаний, повторения и обобщения.
- Применение в измененной ситуации. Для решения задач данного типа кроме знаний из текущей темы, учащийся должен применить знания их других разделов физики, математические знания, сведения из других смежных наук.
Одно и то же задание может быть выполнено разными учащимися за разное количество времени, поэтому традиционные контрольно-измерительные материалы содержат несколько уровней, дифференцированных по сложности. Автор выделил два уровня сложности работ (которые по его мнению соответствуют обучению физике в адаптивной школе) и условно назвал их так: “3-4” и “4-5”. “3-4” - контрольно-измерительные материалы для учащихся, которые не планируют заниматься физикой в дальнейшем и для тех, кто имеет общий уровень успеваемости ниже среднего. “4-5” - задания для учащихся, изучающих физику дополнительно. Содержание самостоятельных работ уровня “3-4” отвечает следующим требованиям: - охват большинства вопросов изученной темы (раздела, параграфа);
- задания части А – вопросы, в которых преобладает узнавание изученного материала и его воспроизведение;
- задания части В – задачи в 1 – 2 действия;
- задания части С – задачи более чем в 2 действия.
Содержание самостоятельных работ уровня “4-5”: - охват большинства вопросов изученной темы (раздела, параграфа);
- задания части А – вопросы, в которых преобладают воспроизведение изученного материала и применение знаний в задачах с одним действием;
- задания части В – задачи в 2 – 3 действия;
- задания части С – задачи более чем в 3 действия, для решения которых учащийся должен в совершенстве владеть математическими приемами преобразования выражений, чтения графиков и т. д.
Рассмотрим одно из контрольных мероприятий в виде теста, структура которого соответствует структуре ЕГЭ. Самостоятельная работа по теме “Равномерное прямолинейное движение” Уровень “3 – 4” Часть А А1. Материальной точкой называется… - тело, имеющее небольшие размеры;
- тело, которое движется прямолинейно и равномерно;
- тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь;
- тело, шарообразной формы.
А2. Какая из ниже перечисленных физических величин является векторной? - путь;
- время;
- скорость;
- координата.
А3. Мяч, отвесно падающий с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. Перемещение мяча равно… - 1 м;
- 2 м;
- 3 м;
- 4 м.
А4. Путь, пройденный мячом, равен… - 1 м;
- 2 м;
- 3 м;
- 4 м.
А5. С какой средней скоростью бежит спортсмен, если за 10 с он пробегает расстояние 60 м? - 6 м/с;
- 10 м/с;
- 60 м/с;
- 600 м/с.
Часть В В1. Материальная точка движется по закону: х = -25 + 10t. Определите перемещение тела за 1 минуту. В2. Велосипедист движется со скоростью 8 м/с. Скорость бегущего навстречу мальчика относительно земли 4 м/с. Какое расстояние пройдет велосипедист за 15 с относительно системы отсчета, связанной с мальчиком? Часть С С1. Движение двух материальных точек описывается уравнениями: х1=2-6t и х2=-5+8t. Определите место и время встречи этих тел. Бланк правильных ответов Фамилия И.__________________Вопрос Ответ А1 А2 А3 А4 А5 В1 В2 1 600 м 180 м 2 3 4 Часть С Решение: В момент встречи координаты тел равны. Приравняем правые части зависимостей координат от времени: 19 – 6t = - 5 + 8t; Решим получившееся уравнение: 14t = 24 t = 2 (с) – время встречи Подставим этот момент времени в любой из законов движения и получим место встречи: x = 19 – 6·2; x = 7 (м) Ответ: 2 с, 7 м. | Анализ сложности работы № вопроса | Уровень | Необходимые знания и умения | А1 | узнавание материала | определение материальной точки | А2 | узнавание материала | векторные и скалярные величины | А3 | применение знаний | сложение векторов, направленных вдоль одной прямой | А4 | воспроизведение знаний | сложение длин отрезков | А5 | применение знаний | определение скорости | В1 | применение знаний | физический смысл коэффициента при аргументе линейной функции, расчет перемещения | В2 | применение знаний | расчет перемещения, сложение перемещений | С | применение знаний | физический смысл коэффициента при аргументе, решение линейного уравнения | Уровень “4 – 5” Часть А А1. Какое из ниже перечисленных тел нельзя считать материальной точкой? - Самолет при перелете Москва-Владивосток;
- Земля при расчете длины экватора;...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2016.05.23 | Просмотров: 1008
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|