Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
План урока литературы в 11-м гуманитарном классе на тему: Державин и Брюсов. Поэт и поэзия. И что перед тобою я? - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

План урока литературы в 11-м гуманитарном классе на тему: Державин и Брюсов. Поэт и поэзия. И что перед тобою я?


Автор(ы): Мишина Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Оборудование урока
Таблицы:

1. Классицизм - направление в искусстве XVII - начала XIX в. Основанное на подражании античным образцам. (Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов).
2.Символизм- направление в литературе и искусстве конца XIX- начала XX в., проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах. (Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов).
3. ЮНОМУ ПОЭТУ. Стихотворение Валерия Брюсова.
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь мои три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставил поэта.
1896
Ход урока
Вступительное слово ведущего.

Поэт и поэзия – традиционная тема в литературе. Наверное, каждый поэт со времен Ломоносова ( его “Разговор с Анакреонтом “) высказывался о предназначении своего творчества, размышлял о своей творческой личности. Думали об этом и Державин, поэт эпохи классицизма, один из учителей А.С. Пушкина, автор “Памятника” и “Бога”, и Брюсов, символист, один из тех, кто создавал принципиально новое идейно-философское течение литературы рубежа веков. Классицизм – течение, разграничивающее литературу на “высшую” и “низшую” с четко определенным образцом в отношении лексики, тематики, т.е. “штиля”. Символизм (термин, введенный Д.Мережковским в 1892 году) – модернистское течение, основные элементы которого “мистическое содержание, символ и расширение художественной впечатлительности”, направление, ищущее свою теоретическую базу, свою “правду жизни”. Державин и Брюсов, представители этих совершенно различных направлений,- поэты настолько разные, что и сама попытка сопоставить их точки зрения – уже дерзость. И мы дерзнем это сделать.
Согласны ли вы, что Г.Державин и В.Брюсов имеют немало общего в мировоззрении?
“Создания искусства – это приотворенная дверь в Вечность” писал Брюсов в статье “Ключи тайн”. Не следует ли отсюда близость, если не взаимозаменяемость понятий Искусство и Вечность?
Ученики сравнивают. Первый:
В оде “Бог” Державин говорил:
А вечность, прежде век рожденну,
В самом себе ты основал…
Ты был, ты есть, ты будешь ввек!
У него Бог – олицетворение Вечности. В.Соловьев, теоретик символизма, полагал, что в моменты откровения, этого прорыва в Вечность, является Нечто, что можно постигать, но нельзя постичь. Г.Державин определяет Бога как Некто,
Кого никто постичь не мог,
Кто все собою наполняет…
Второй ученик говорит:
Измерить океан глубокий,
Сочесть пески,лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий, -
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От света твоего рожденны,
Исследовать судеб твоих:
Лишь мысль к тебе взнестись дерзает…
Третий, используя текст статьи В.Брюсова “Ключи тайн”:
Иными словами, понятие Бога не поддается изучению наукой, как например, физические явления, происходящие во Вселенной, растянутые в пространстве и текущие во времени; чтобы познать хоть крупицы истины о нем, можно лишь попытаться возвыситься к нему, “неизъяснимому, непостижимому”. В.Брюсов также противопоставляет познание, “постижение мировых явлений, глубже проникающее за их внешнюю кору, в их сердцевину”, научному узнаванию мира, основанному на лжи, на неверном показании наших органов чувств.
Четвертый:
Тут вспоминается стихотворение Соловьева “Милый друг, иль ты не видишь…”
Читает стихотворение наизусть.
Пятый:

Г.Р.Державин написал:
Светил возжженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои творят они законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры –
Перед тобой – как нощь пред днем.
По Державину, все светила – это тень Бога, “отблеск от незримого очами”. И вспомним тут своевременно третий “завет” В.Брюсова “Юному поэту”:
…поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Учащиеся читают наизусть все стихотворение “Юному поэту” В.Брюсова.
Учитель обобщает:

Поклоняются идолам, богам. Все это создает следующий ряд: ИСКУССТВО – БОГ – СВЕТ- ВЕЧНОСТЬ.
Но это не новаторство. Греческий Аполлон – это ВЕЧНОюный БОГ солнца, т.е. СВЕТА, Феб-Аполлон, покровитель ИСКУССТВА, Аполлон – Мусагет, т.е. предводитель муз. Он соединяет в себе все четыре понятия, из которых состоит эта цепь. Возможно, этим можно объяснить обилие мифологических имен и у Державина, и у Брюсова. Какие именно?
Учащиеся отвечают. Первый:
Например, в стихотворении “Осень во время осады Очакова” Г.Державина встречаются такие мифические образы: Эол, Борей, Марс, Стикс, Ахиллес, музы и нимфы.
Второй:
А вот названия некоторых произведений В.Брюсова: “Жрец Изиды”, “Ахиллес у алтаря”, “Орфей и Эвридика”, “Дедал и Икар”, “Гесперидовы сады”.
Учитель продолжает:
Из ряда ИСКУССТВО- БОГ – СВЕТ – ВЕЧНОСТЬ - важнейшее равенство-это БОГ – ИСКУССТВО. Оно подтверждается теорией В.Соловьева о том, что миром правит постигаемый, но не постижимый Мировой Дух (или Мировая Душа). И разве Мировой Дух в понимании символистов и тот Бог, которого славит Державин, не одно и то же?
Ученик отвечает:
У Г.Р.Державина в оде “Бог” тематика нереальная, возвышенная, что соответствует канонам жанра оды. По ним стихотворение должно быть хвалебным, но поэт совершенно искренен в стихе
Лишь мысль к тебе взнестись дерзает…
Такое дерзновение “В сердечной простоте беседовать о Боге” и есть “прорывание за пределы познаваемого”, то, о чем Державин сказал:
…Но жизнь я ощущаю,
Несытым никаким летаю
Всегда пареньем в высоты…
Другой сопоставляет:
Эта мысль почти в точности есть у В.Брюсова в стихотворении “Я бы умер с тайной радостью”:
Я покину круг изведанный
Повторенных слов и дум.
Грань познания и жалости
Сердце вольно перейдет
В вечной бездне, без усталости,
Будет плыть вперед, вперед, вперед…
Третий:
Две последние строки заставляют вспомнить первый завет В.Брюсова “Юному поэту”:
…не живи настоящим,
Только грядущее- область поэта.
Учитель:
Дерзновенный прорыв в будущее - общая черта в творчестве поэтов. Г.Р.Державин рассуждает о будущем в стихотворении “Памятник”:
Так весь я не умру, но часть моя большая,
От тлена убежав по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь Славянов род вселена будет чтить.
Ученики читают наизусть все стихотворение Г.Державина.
Слово учителя:

Г.Р.Державин оказался пророком, провозгласив многое из того, что почти через столетие после его смерти сформулируют символисты.
Он горделиво высказывает уверенность в бессмертии своих творений. Читая такие панегирические и самовлюбленные описания заслуг поэта, можно подумать, что он с максимальной точностью выполняет второй завет Брюсова: “Сам же себя возлюби беспредельно”. Эта цитата заключает в себе одну из основ философской теории символистов – индивидуализм. Похожую мысль находим и в “Боге”. В этой оде Державин задается вопросом:
Но что мной зримая вселенна?
И что перед тобою я?
Мы можем проследить изменение, диалектику мнения поэта. Как?
Следуют ответы учащихся. Первый:
Первое, что Г.Р.Державин отвечает на вопрос “И что перед тобою я?”
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, - и то,
Когда дерзну сравнить с тобою,
Лишь будет точкою одною;
А я перед тобой – ничто.
Второй:
Но далее Г.Р.Державин как будто гордо поднимает голову:
Ты есть – и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей ты телесных,
Где кончил тварей ты небесных
И цепь веществ связал всех мной.
Третий :
Но и в первой, и во второй позиции Державин остается абсолютно прав, ведь все относительно, и перед Богом любой человек – червь, а сравнительно с другими он может быть царем, особенно если его фамилия столь державная, почти царская (ведь, с одной стороны, держава – атрибут царской власти, а с другой – каждый монарх “держит на плечах своих государство, то есть державу). Все это обобщено в меткой формуле, построенной на антитезах:
Я – царь - я раб – я – червь – я – Бог!
Учитель:

О такой противоречивой сущности поэта, о его постоянном пребывании между небом и землей пишет и Брюсов. В книге "Это —- я" мы читаем стихотворение "Мучительный дар " (оно тоже написан...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2735

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340