Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
План урока литературы в 11-м гуманитарном классе на тему: Державин и Брюсов. Поэт и поэзия. И что перед тобою я?
Автор(ы): Мишина Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Оборудование урока Таблицы: 1. Классицизм - направление в искусстве XVII - начала XIX в. Основанное на подражании античным образцам. (Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов). 2.Символизм- направление в литературе и искусстве конца XIX- начала XX в., проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах. (Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов). 3. ЮНОМУ ПОЭТУ. Стихотворение Валерия Брюсова. Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь мои три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставил поэта. 1896 Ход урока Вступительное слово ведущего. Поэт и поэзия – традиционная тема в литературе. Наверное, каждый поэт со времен Ломоносова ( его “Разговор с Анакреонтом “) высказывался о предназначении своего творчества, размышлял о своей творческой личности. Думали об этом и Державин, поэт эпохи классицизма, один из учителей А.С. Пушкина, автор “Памятника” и “Бога”, и Брюсов, символист, один из тех, кто создавал принципиально новое идейно-философское течение литературы рубежа веков. Классицизм – течение, разграничивающее литературу на “высшую” и “низшую” с четко определенным образцом в отношении лексики, тематики, т.е. “штиля”. Символизм (термин, введенный Д.Мережковским в 1892 году) – модернистское течение, основные элементы которого “мистическое содержание, символ и расширение художественной впечатлительности”, направление, ищущее свою теоретическую базу, свою “правду жизни”. Державин и Брюсов, представители этих совершенно различных направлений,- поэты настолько разные, что и сама попытка сопоставить их точки зрения – уже дерзость. И мы дерзнем это сделать. Согласны ли вы, что Г.Державин и В.Брюсов имеют немало общего в мировоззрении? “Создания искусства – это приотворенная дверь в Вечность” писал Брюсов в статье “Ключи тайн”. Не следует ли отсюда близость, если не взаимозаменяемость понятий Искусство и Вечность? Ученики сравнивают. Первый: В оде “Бог” Державин говорил: А вечность, прежде век рожденну, В самом себе ты основал… Ты был, ты есть, ты будешь ввек! У него Бог – олицетворение Вечности. В.Соловьев, теоретик символизма, полагал, что в моменты откровения, этого прорыва в Вечность, является Нечто, что можно постигать, но нельзя постичь. Г.Державин определяет Бога как Некто, Кого никто постичь не мог, Кто все собою наполняет… Второй ученик говорит: Измерить океан глубокий, Сочесть пески,лучи планет Хотя и мог бы ум высокий, - Тебе числа и меры нет! Не могут духи просвещенны, От света твоего рожденны, Исследовать судеб твоих: Лишь мысль к тебе взнестись дерзает… Третий, используя текст статьи В.Брюсова “Ключи тайн”: Иными словами, понятие Бога не поддается изучению наукой, как например, физические явления, происходящие во Вселенной, растянутые в пространстве и текущие во времени; чтобы познать хоть крупицы истины о нем, можно лишь попытаться возвыситься к нему, “неизъяснимому, непостижимому”. В.Брюсов также противопоставляет познание, “постижение мировых явлений, глубже проникающее за их внешнюю кору, в их сердцевину”, научному узнаванию мира, основанному на лжи, на неверном показании наших органов чувств. Четвертый: Тут вспоминается стихотворение Соловьева “Милый друг, иль ты не видишь…” Читает стихотворение наизусть. Пятый: Г.Р.Державин написал: Светил возжженных миллионы В неизмеримости текут, Твои творят они законы, Лучи животворящи льют. Но огненны сии лампады, Иль рдяных кристалей громады, Иль волн златых кипящий сонм, Или горящие эфиры, Иль вкупе все светящи миры – Перед тобой – как нощь пред днем. По Державину, все светила – это тень Бога, “отблеск от незримого очами”. И вспомним тут своевременно третий “завет” В.Брюсова “Юному поэту”: …поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Учащиеся читают наизусть все стихотворение “Юному поэту” В.Брюсова. Учитель обобщает: Поклоняются идолам, богам. Все это создает следующий ряд: ИСКУССТВО – БОГ – СВЕТ- ВЕЧНОСТЬ. Но это не новаторство. Греческий Аполлон – это ВЕЧНОюный БОГ солнца, т.е. СВЕТА, Феб-Аполлон, покровитель ИСКУССТВА, Аполлон – Мусагет, т.е. предводитель муз. Он соединяет в себе все четыре понятия, из которых состоит эта цепь. Возможно, этим можно объяснить обилие мифологических имен и у Державина, и у Брюсова. Какие именно? Учащиеся отвечают. Первый: Например, в стихотворении “Осень во время осады Очакова” Г.Державина встречаются такие мифические образы: Эол, Борей, Марс, Стикс, Ахиллес, музы и нимфы. Второй: А вот названия некоторых произведений В.Брюсова: “Жрец Изиды”, “Ахиллес у алтаря”, “Орфей и Эвридика”, “Дедал и Икар”, “Гесперидовы сады”. Учитель продолжает: Из ряда ИСКУССТВО- БОГ – СВЕТ – ВЕЧНОСТЬ - важнейшее равенство-это БОГ – ИСКУССТВО. Оно подтверждается теорией В.Соловьева о том, что миром правит постигаемый, но не постижимый Мировой Дух (или Мировая Душа). И разве Мировой Дух в понимании символистов и тот Бог, которого славит Державин, не одно и то же? Ученик отвечает: У Г.Р.Державина в оде “Бог” тематика нереальная, возвышенная, что соответствует канонам жанра оды. По ним стихотворение должно быть хвалебным, но поэт совершенно искренен в стихе Лишь мысль к тебе взнестись дерзает… Такое дерзновение “В сердечной простоте беседовать о Боге” и есть “прорывание за пределы познаваемого”, то, о чем Державин сказал: …Но жизнь я ощущаю, Несытым никаким летаю Всегда пареньем в высоты… Другой сопоставляет: Эта мысль почти в точности есть у В.Брюсова в стихотворении “Я бы умер с тайной радостью”: Я покину круг изведанный Повторенных слов и дум. Грань познания и жалости Сердце вольно перейдет В вечной бездне, без усталости, Будет плыть вперед, вперед, вперед… Третий: Две последние строки заставляют вспомнить первый завет В.Брюсова “Юному поэту”: …не живи настоящим, Только грядущее- область поэта. Учитель: Дерзновенный прорыв в будущее - общая черта в творчестве поэтов. Г.Р.Державин рассуждает о будущем в стихотворении “Памятник”: Так весь я не умру, но часть моя большая, От тлена убежав по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь Славянов род вселена будет чтить. Ученики читают наизусть все стихотворение Г.Державина. Слово учителя: Г.Р.Державин оказался пророком, провозгласив многое из того, что почти через столетие после его смерти сформулируют символисты. Он горделиво высказывает уверенность в бессмертии своих творений. Читая такие панегирические и самовлюбленные описания заслуг поэта, можно подумать, что он с максимальной точностью выполняет второй завет Брюсова: “Сам же себя возлюби беспредельно”. Эта цитата заключает в себе одну из основ философской теории символистов – индивидуализм. Похожую мысль находим и в “Боге”. В этой оде Державин задается вопросом: Но что мной зримая вселенна? И что перед тобою я? Мы можем проследить изменение, диалектику мнения поэта. Как? Следуют ответы учащихся. Первый: Первое, что Г.Р.Державин отвечает на вопрос “И что перед тобою я?” В воздушном океане оном, Миры умножа миллионом Стократ других миров, - и то, Когда дерзну сравнить с тобою, Лишь будет точкою одною; А я перед тобой – ничто. Второй: Но далее Г.Р.Державин как будто гордо поднимает голову: Ты есть – и я уж не ничто! Частица целой я вселенной, Поставлен, мнится мне, в почтенной Средине естества я той, Где кончил тварей ты телесных, Где кончил тварей ты небесных И цепь веществ связал всех мной. Третий : Но и в первой, и во второй позиции Державин остается абсолютно прав, ведь все относительно, и перед Богом любой человек – червь, а сравнительно с другими он может быть царем, особенно если его фамилия столь державная, почти царская (ведь, с одной стороны, держава – атрибут царской власти, а с другой – каждый монарх “держит на плечах своих государство, то есть державу). Все это обобщено в меткой формуле, построенной на антитезах: Я – царь - я раб – я – червь – я – Бог! Учитель: О такой противоречивой сущности поэта, о его постоянном пребывании между небом и землей пишет и Брюсов. В книге "Это —- я" мы читаем стихотворение "Мучительный дар " (оно тоже написан...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2735
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|