Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Организация досуговой деятельности учащихся - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Организация досуговой деятельности учащихся


Автор(ы): Курганский Сергей Михайлович, Директор


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Школа – наш второй дом». Часто мы слышим эту фразу из уст учителей, школьников. Но насколько она искренна? Чтобы школа поистине стала нашим вторым домом, мы решили создать свою школьную страну, где всем жителям будет интересно и весело не только на уроках, но и после них.
Современный школьник непредсказуем и неоднозначен. Как и вовсе времена, он болезненно воспринимает любые посягательства взрослых на свою свободу и независимость. Как же реализовать сотрудничество, сотворчество ребят в наше сложное время? Как деликатнее найти точки соприкосновения со всеми детьми, как поддержать каждого ребенка? Эти бесконечные «как» окружили нас плотной стеной и заставили трудиться на ниве разнообразных педагогических технологий, искать, путь совершенствования.
После долгих споров мы взялись за устройство родной школы. Свой проект, разработанный вместе с ребятами, учителями и сохранившими активность родителями, мы назвали «Ребячья Республика».
Начали мы осуществлять проект с создания условий для демократизации уклада нашей жизни. Это и серьезное обсуждение законов граждан школы, их прав и обязанностей, и выборы школьной думы, и разработка атрибутики нашей маленькой Ребячьей Республики – флага, гимна, герба.
Отход от массовых, всеохватных обязательных мероприятий, поиск нестандартных, интересных дел, способствующих установлению гуманных норм в деятельности групп подростков, послужил причиной разработки целевой интегрированной программы «Игра – дело серьезное». Мы попытались привести в систему разрозненные усилия разных педагогов, четко определить функции каждого. Упорядочивание всех компонентов работы позволило намного качественнее решать задачи организации и содержания всей досуговой деятельности учащихся. Эта программа интересна тем, что воплощается в жизни школьных организаций в форме игры, способствующей созданию, развитию разновозрастных детских общественных объединений и реализации интересов, потребностей детей и подростков в самосовершенствовании, саморазвитии, собранных в единое детское государство – «Ребячья Республика». Законы его существования позволяют упорядочить деятельность любой группы, экипажа, отряда и дать возможность разностороннего развития каждому участнику игры. «Ребячья Республика» – это детское государство, поэтому мы смоделировали в нем различные аспекты государственной и общественной деятельности. Школьники – граждане этого ребячьего государства – заняты в нем практически всеми видами человеческой деятельности, необходимыми для гармоничного развития личности. «Ребячья Республика» – это союз тех, у кого есть дело по душе. Вот основные направления, способствующие обучению и воспитанию молодых граждан – патриотов России:
  • Общественно-политическое (создание жизнеспособной системы управления деятельностью объединения, социальные эксперименты и тренинги);
  • Политико-правовое (изучение существующих политических и правовых систем, опыта парламентской деятельности);
  • Дипломатическое (организация взаимодействия детских объединений, обмен опытом, содержательно-методическими разработками, информацией);
  • Экономическое (повышение экономической грамотности, школы бизнеса и менеджмента, профессиональная ориентация, биржа трудовых ресурсов);
  • Экологическое (школа эколога, экологический мониторинг, участие в экологических акциях);
  • Историко-этнографическое (краеведение, исследование истории Ханты-Мансийского автономного округа и этнографии его народов, охрана памятников истории и культуры Югры, сбор и изучение архивных материалов);
  • Физкультурно-оздоровительное (физкультурно-спортивная деятельность, спортивные секции и соревнования, традиционные и современные системы оздоровления);
  • Воспитательно-педагогическое (шефская работа с младшими школьниками и детьми дошкольного возраста);
  • Культурное (изучение духовного и культурного наследия, развитие творческого потенциала, организация и проведение культурно-массовых мероприятий);
  • Орден Милосердия (оказание помощи престарелым, инвалидам и детям-сиротам).
Программа «Игра – дело серьезное» - это освоение детьми новой территории, создание на ней собственного государства, установление дружеских связей с другими ребячьими государствами и совместная с ними развивающая деятельность. Игра способствует становлению коллектива, помогает каждому ее участнику определиться в своих интересах и способностях. Можно выделить в ней три основных этапа.
Первый этап – становление коллектива. На нем определяются формы управления объединением, распределяются обязанности, вырабатываются основные принципы деятельности и законы существования коллектива.
На втором этапе – устанавливаются контакты с другими детскими коллективами и объединениями, происходит обмен информацией и опытом. Школьники активно обживают свое государство: знакомятся с его законами, символикой, построением органов управления. Серия ролевых и ситуационных игр в этот период позволяет повысить интерес детей ко всем видам деятельности.
К третьему этапу, как правило, в любом коллективе уже складывается своя особенная, во многом неповторимая игровая основа. Работа по собственным программам становится более углубленной, ведется работа и по совместным программам различных объединений. Умение жить в равновесии с природой и в мире с людьми, получая и отдавая, - вот основная задача третьего этапа и всей игры.
Жизнь в нашей «Ребячьей Республике» забурлила, закипела, в которой ученики всех возрастов и учителя живут по своим законам, программам, планам. И теперь наше детское государство, как каждая уважающая себя страна, имеет свой гимн, герб, флаг и законы. А формы, ритуалы, традиции, атрибуты характерны для любой детской организации. Без них она просто не существует. И суть не в них, а в том, каким содержанием, какими ценностями они наполнены.
Успех воспитательной работы в школе мы связываем с осуществлением программы «Игра – дело серьезное». Она включает в себя подпрограмму «Путешествие на планету Знаний», в которой принимают участие экипажи путешественников (1–4 классы) и подпрограмму «Путешествие по «Играй-городу» (отряды 5–8-х классов). Старшеклассников объединили коллективно-творческие дела по программе «Познай самого себя и других», направленные на поддержку школьных традиций.
При реализации подпрограммы «Путешествие на планету Знаний» учитываются анатомо-физиологические особенности детей. Особое внимание уделяется развитию психических процессов – расширению сенсорной основы психики (больше занятий рисованием, лепкой, музыкой, пением, танцами). Дети учатся наблюдать и анализировать различные предметы и явления, обучаются мыслительным операциям и усвоению понятий, исходя из возрастных особенностей мышления, дается больше простора фантазии, поощряется творчество. Подпрограмма «Путешествие на планету Знаний» через игры позволяет направлять развитие произвольных процессов, стимулировать самостоятельность, инициативу, активность, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, проверять и оценивать свои действия. При проведении игры её организаторы стремятся не захваливать тех, у кого высокие результаты, а поддерживать и подбадривать тех, кого преследуют неудачи, ибо подпрограмма для подведения итогов путешествия по планете Знаний использует щадящий метод соревнования.
Путешествуя по планете Знаний, ребята младших классов в течение года проходят девять станций, принимая участие на каждой из них в разнообразных игровых программах, конкурсах, праздниках. Задания на каждую станцию разрабатывает штаб игры. На каждой станции подводятся итоги проведенных дел. За каждое проведенное дело экипажи получают специальный лепесток. В результате путешествия экипажи должны собрать девять лепестков (полный цветок Знаний). В конце года подводятся итоги, и определяется экипаж-победитель этого увлекательного и полезного всем путешествия. Экипажи, победившие на тех или иных станциях, принимают участие в городских мероприятиях объединения «Ребячья Республика».
Анкетирование, наблюдения за учащимися начальных классов позволяют сделать вывод, что подпрограмма «Путешествие на планету Знаний», построенная в основном на игровой деятельности, усиливает активность самого ребенка, стимулирует его самовоспитание и самостоятельность. Практика показала, что уже в начальной школе степень самостоятельности детей в подготовке внеклассных мероприятий, в организации своей жизнедеятельности возрастает от класса классу.
Организация досуговой деятельности учащихся 5-8 классов строится на основе подпрограммы «Путешествие по «Играй-городу», которая является продолжением подпрограммы «Путешествие на планету Знаний», хотя и отличается по своему содержанию и поставленным целям. Отправляясь в странствие по «Играй-городу» учащиеся 5-8 классов выступают в роли путешественников, исследователей, первооткрывателей. Основные направления этой подпрограммы – включение подростков в ситуацию выбора, в том числе выбора ценностных ориентаций, их осмысление, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечение в творчество, формирование организаторских навыков, воспитание лидерских качеств. Подпрограмма «Путешествие по «Играй-городу» позволяет каждому ребенку попробовать свои силы, как в роли организатора, так и в роли исполнителя. Дети учатся самостоятельности, пробуют планировать и анализировать творческие дела для себя и для младших школьников. При этом акцент смещается с массовых мероприятий на групповые дела, в ходе которых создаются условия для самоутверждения подростков. Предпочтение отдается временным группам по подготовке внеурочных дел: советам дела, инициативным и творческим группам.
Досуг учащихся 9–11-х классов строится на основе подпрограммы «Познай самого себя и других», которая является составной частью программы «Игра – дело серьезное» и продолжением подпрограмм «Путешествие на планету Знаний» и «Путешествие по «Играй-городу». Воспитательные процессы на этом этапе призваны помочь подростку сформулировать свою систему интересов, которые в его жизни в социальном развитии выполняют две важные общественные функции. Во-первых, интересы являются внутренними социальными стимулами, побуждающими его к определенным действиям; во-вторых, сближают его со своим классом, с другой группой сверстников, с другими людьми, с обществом, что и является основой для социализации личности ребенка.
Подпрограмма «Познай самого себя и других» построена на основе методики коллективной творческой деятельности. Она позволяет реализовывать идеи сотрудничества учителя и ученика, участия каждого ученика в улучшении окружающей жизни, раскрытия индивидуальных творческих способностей школьников. Через КТД происходит социализация личности ребенка, то есть его интеграция с обществом, формулируемая самим ребенком как перспектива интересной жизни, достигающаяся путем реализации интересов детей и формирования потребности в самосовершенстве, самореализации, саморазвитии и готовности к выполнению различных функций в обществе. Под КТД мы подразумеваем не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое, поэтому оно называется дело. Оно – коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно с воспитанниками и учителями как старшими и младшими товарищами, объединенными общей жизненно практической заботой. Оно – творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.
Мы наблюдали, как школьники овладевают в процессе творческой деятельности опытом организаторской работы. А накопление опыта есть поступательное движение к перспективе. Субъектом заботы о личности стал коллектив. И организованная групповая деятельность (мы не могли этого не заметить) была пронизана теплом эмоционального переживания. Она содержит и взаимный контроль, так как работа проводится на глазах у всех, что поддерживает и вдохновляет. В каждой группе и микрогруппе ребята психологически заряжаются в деятельности. Общение между сверстниками происходит без назойливого вмешательства взрослых. Собеседования с учащимися, педагогами, родителями показало, что КТД, ключевые дела, подготовка, реализация, рефлексия событий школьной (классной) жизни могут эффективно осуществляться самими школьниками в режиме соуправления.
Идеи коллективного творчества, коллективной организации и школьной деятельности очень близки нам. Такая организация предусматривает участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении любого школьного мероприятия всех членов педагогического коллектива. А коллективное творчество – это же брызги фантазии, радуга импровизации. Сегодня коллективное творческое дело – основная единица нашей системы воспитательной работы.
Учащиеся 9–11-х классов в течение учебного года принимают активное участие в организации и проведении интеллектуальных игр, информационно-развлекательных программ, марафонов, турниров, конкурсов по всем предметам в рамках проведения традиционных предметных недель – отличный пример единства учебной и внеклассной деятельности учащихся! С огромным удовольствием учащиеся школы принимают участие в досуговых клубах творческих дел. Школа заботится о расширении возможностей межвозрастного общения, этому способствуют внутришкольные традиции. Они рождают дух дружбы, единения, совместного творчества. Традиционными и любимыми стали «День Знаний», «Осенний бал», «Новогодняя шоу-программа», «День самоуправления», игровая программа «А ну-ка, парни!», акция «Я выбираю жизнь», операции «Свой голос» и «Древо жизни», экологический эрудицион «Не навреди самому себе», вечер встречи с выпускниками школы, праздник юмора и смеха, праздник «Последний звонок». Главное здесь то, что самим ребятам приходится определять цели своей деятельности и ее масштаб, планировать и организовывать дела, анализировать их эффективность и отвечать за сделанное. Инициаторами и организаторами всех интересных дел в школе являются органы самоуправления учащихся. В Совет школы полноправно вошли представители штаба игры «Путешествие на планету Знаний» и «Путешествие по «Играй-городу», Совета старшеклассников. Эти демократично выбранные органы самоуправления взаимодействуют с активами классов и принимают участие в управлении жизнью школы буквально на всех уровнях.
Игра в детское государство имеет глубокий смысл, потому что дети в реальных ситуациях учатся не только жить в согласии и радости, но и получают первый опыт самоорганизации. Характерная особенность многих школьных дел – межвозрастное общение, когда старшие передают свой опыт и знания младшим, знакомят их с традициями школьного коллектива. Взаимодействие, сотрудничество стало чертой школьного быта, привычкой. Девиз нашей работы: «От сотрудничества – к сотворчеству!».
Длительная воспитывающая игра помогла объединить школьный ученический коллектив в одну дружную семью, где каждый готов прийти на помощь, организовать и провести интересное, увлекательное путешествие. Через игру учащиеся прокладывают тропинку к новым знаниям. Интерес, вызванный во время того или иного внеклассного мероприятия, помогает увлечь ребят, раскрыть творческий потенциал учащихся. Игра прижилась в нашем коллективе быстро и безболезненно. Может быть, потому что в нашей школе педагоги выше всего в общении друг с другом и р...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3758

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340