Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Революция и Гражданская война в творчестве писателей XX века. Все вы у меня… одинаковые – в поле брани убиенные… (по роману М. Булгакова Белая гвардия) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Революция и Гражданская война в творчестве писателей XX века. Все вы у меня… одинаковые – в поле брани убиенные… (по роману М. Булгакова Белая гвардия)


Автор(ы): Перепелицына Любовь Васильевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Все вы у меня… одинаковые - в поле брани убиенные…” (М. Булгаков “Белая гвардия”)
Булгаковское видение этой темы.
Продолжительность – 2 урока.
Итак, сегодня на уроке: М. Булгаков и его роман “Белая гвардия”.
“Белая гвардия”.
Войдём в художественный мир
писателя, пройдёмся по улицам
Города, поживём в Доме Турбиных
И поговорим о том, что увидели
И почувствовали.
О много, много
Скопилось!..
Чего? Любви или
Ненависти?
А есть ли
Спасение?
Если есть,..
то в чём
оно?
Оборудование:
  1. Портретная галерея героев (Елена, Алексей Турбин, Николка, полковник Малышев, полковник Най-Турс).
  2. Песня А. Малинина (стихи Р. Рождественского “Кладбище Сент - Женевьев де - Буа”)
  3. Стенд “Итак, сегодня…”
    f) фото писателя;
    б) История создания произведения “Белая гвардия”;
    в) Обложка произведения;
  4. Портретная галерея героев (Елена, Алексей Турбин, Николка, полковник Малышев, полковник Най - Турс).
  5. Обложка произведения (творческая работа ученика).
  6. Схема к теме урока “Звезда в романе”.
  7. Приложение 1. Анализ эпизода главы 6. Как ненависть входит в людей? Алексей Турбин.
  8. Приложение 2. Монолог Елены. Видение Дома Турбиных от лица героини.
  9. Тезисы.
Учитель: Глубину мыслей М.А. Булгакова мы начали осознавать, быть может лишь сегодня. Ныне живой пытливый ум россиянина вновь ищет выход из трудного положения, в котором оказалась наша страна. Умным собеседником входит М.А. Булгаков в наши наполненные спорами дни. И как свежо, современно звучат мысли великого писателя! В них слышится жалость к несчастью, чувство всепрощающей любви к страдающему, мудрый совет человеку многострадальной России в начале нового века.
Сегодня уже много сказано о М.А. Булгакове как о крупном мастере, авторе романа “Мастер и Маргарита”, повести “Собачье сердце”. Но писатель начинался с темы белой гвардии, поскольку, как свидетельствовала Елена Сергеевна Булгакова, он это видел, знал, любил русскую интеллигенцию и хотел разобраться в ее трагедии. И сегодня мы вместе с писателем Булгаковым и героями его романа “Белая гвардия” обратимся к тому далекому прошлому, очень сильно перекликающимся с нашим сегодняшним тревожным временем.
Итак, 1916 год. Разгар I мировой войны. М. Булгаков заканчивает медицинский факультет “Киевского университета”. Получает диплом “Лекаря” с отличием. По состоянию здоровья оказывается непригодным для службы в армии, его направляют сельским врачом на Смоленщину. И потом в отделении Управы больницы напишут: “Зарекомендовал себя неутомимым работником”. Его переводят в Вязьму, где и застает его Октябрьская революция.
Это здесь он услышит Октябрьский звон и позже скажет: “Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй”.
Добираясь домой в Киев в теплушке, переполненной солдатами и мешочниками, он впервые сталкивается с разбушевавшейся революционной стихией.
Писатель Булгаков переживет трагедию страны в жизни родного города. Переживет немцев, Гетмана, Петлюру, Стародумского. И когда деникинские войска будут уходить, они возьмут с собой врача. В обозе он заболеет тифом, но большевикам его не оставят. Он убежит и задумается: “Быть интеллигентом – это не значит быть идиотом”.
Так заканчивается Булгаков – врач и начинается Булгаков – писатель.
И жизнь сразу приобретает особый смысл. Появляется его личное трагическое видение - в памяти встанут одна за другой картины революции и гражданской войны в родном городе.
“Я молниеносно приступил к своему детищу, назвав его” Белой гвардией”.
I часть вышла в 1925 году.
“Эту книгу я любил больше всего”, - скажет Булгаков.
И писал он её воспалённым пером, так как не остыли ещё раны от увиденного.
1. Основной вопрос нашего разговора: Каково видение этой темы Булгаковым?
2. И в конце урока вы представите свои выводы о том, что вы увидели и почувствовали, соприкоснувшись с судьбой и выбором героев Булгакова.
3. Наши вопросы сегодня:
О много, много
Скопилось!
Сегодня мы должны проследить две стороны личности Булгакова- художника:
Булгаков - повествователь (его видение истории).
Булгаков - лирик (то есть мы должны увидеть, каков его основной мотив).
Булгаков – повествователь спрашивает:
“Если защищать – то кого?
Если обвинять - то за что?”
Свой вопрос и у Булгакова- лирика:
“Любовь или зло?”
Если только любовь - то как любить?
Если зло - то как, когда оно возникает и за что?
- …Я открываю страницы романа. Случайно ли этот эпиграф взят к роману “Белая гвардия”?
Какую важную для Булгакова мысль несёт эпиграф?
Чтение эпиграфа.
Мотив беды, угроз, испытаний развивается
на первых же страницах романа: “Восемнадцатый год летит, к концу и день ото дня глядит всё грозней и щетинистей”.
Критик Николай Серговинцев: “Как сторожевой клич о приближающемся испытании долетел пушкинский глас через буранный вой и мглу метели другого века до Булгаковского слуха. Свет и тепло человеческого жилья, особенно дорогие в такую непогоду, источаемые маленькой пушкинской повестью, согрели страницы первого булгаковского романа”.
И над всем романом, над Домом, над семьёй Турбинных реет дух “Капитанской дочки”. Здесь ее прочитали в детстве, научились беречь честь смолоду, раз и навсегда поняли, что нельзя бегать “крысьей побежкой”, что “честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете”.
- Кроме эпиграфа где еще есть упоминание о “Капитанской дочке”?
“Упадут стены, улетит встревоженный сокол…”
На вопрос Алексея Турбина “Может, кончится всё это когда-нибудь?” – пророчески отвечал священник: “… Кажется мне, что испытания будут ещё…”
Уже в первой фразе, открывающей “Белую гвардию”:
В античной мифологии Венера – богиня любви,
Марс – бог войны.
В начале романа видно противостояние “Звезды пастушеской”, то есть Венеры и “красного, дрожащего” Марса. Любовь и война.
“Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй”, – Булгаков вводит две точки отсчёта, две системы ценностей, будто “оглядывающихся” друг на друга.
Это даёт возможность писателю точнее оценить смысл происходящего, увидеть современные события глазами беспристрастного историка.
- Что произошло в Доме Турбиных?
Смерть матери – символа участия, добра, любви, долга, Дома.
[Дом - Мать]
Чтение эпизода
“Гроб с телом матери…”
Дом Турбиных - часть города, в котором произошла революция и гражданская война. Пройдемся по улицам Города и поживем в Доме Турбиных.
- Когда идем по Городу, первое ощущение жизни. Каково оно?
Глава 4. “Город жил странной неестественной жизнью”.
1. “И вот, в зиму 1918 года. Город жил странною, неестественной жизнью, которая, очень возможно, уже не повторится в двадцатом столетии”.
2. “Все ненавидели большевиков”. Эта ненависть заполнила весь город.
Это первое видение и отношение к революции и гражданской войне М. Булгакова.
…Ненависть, где она входит в человека, который от природы не зол?
Итак, Алексей Турбин, 28 лет. “После тяжких походов, службы и бед вернулся на Украину в Город, в родное гнездо с мыслью устраивать заново не военную, обыкновенную человеческую жизнь.
Глава 6. Анализ эпизода (Приложение 1).
Алексей Турбин из такого Дома “два раза ткнул мальчишке в физиономию, приговаривая со скрипом зубовным”…
И “глаза мальчишки наполнились отнюдь не фальшивой лютейшей ненавистью”.
Трагическая музыка революции представляется нам (У Блока разноголосая – плач, ругань, удар, музыка).
Ненависть входит в добрых, нравственных людей.
“На этом припадок бешенства Алексея Турбина прошел”. А у мальчика? Во что может вылиться?
“По городу шли слухи, сплетни ползли…”
Сцена всеобщего людского поведения, создающая зримое ощущение.
Глава 16. Войдем в Собор.
Всеобщее людское поведение: ненависть. “Сотни голов на хорах громоздились одна на другую, давя друг друга”. “В бездне качалась душная тысячеголовая волна, и над ней плыл, раскаляясь, пот и пар, ладанный дым, нагар сотен свечей, копоть тяжелых лампад на цепях”.
“Лавинами из всех пролетов, густея, давя друг друга, закипел в водоворотах, зашумел народ”. (“Ребёнка задавили…” , “Кошелёк вырезали!!!”, “Душат женщину, женщину душат…”, “С корнями серьги вывернули. Пол-уха оборвали”, “Дурно женщине”).
“Через все проходы, в шорохе, гуле несло полузадушенную, опьянённую углекислотой, дымом и ладаном толпу. То и дело в гуще вспыхивали короткие болезненные крики женщин. Карманные воры с черными кашне работали сосредоточенно, тяжело, продвигая в слипшихся комках человеческого давленого мяса ученые виртуозные руки. Хрустели тысячи ног, шептала, шуршала толпа”.
Преобладают глаголы: громоздились, свешивались, лезли, висели, закипел, зашумел, задавили, вырезали, душат, вспыхивали, хрустели, шептала, шуршала.
Эти глаголы несут зловещее настроение и тяжелую смысловую нагрузку. Читая их, представляешь какую-то жуткую картину. “Громоздились”, “лезли”, “задавили”. Все эти глаголы характеризуют нелюдей.
Это всеобщее людское поведение несет в своих чертах ужас и страх, ненависть. Массовость, непонятное столпотворение показывает образы людей-зверей. Они не чувствуют сострадания, жалости; задавили ребенка, но это уже никого не волнует. Ненависть… одна слепая ненависть. Чем она вызвана? Почему для людей становится уже неважно самое основное между людьми-взаимопонимание? Слепое любопытство, усталость людей, безысходность убивают органы чувств. Они уже ничего не понимают. Ослепленные яростью они становятся похожими на стадо животных, неведающих, что они делают.
Автор использует едкую и горькую интонацию, яркие, сочные, живые краски.
Убийства, насилия, грабежи пришли в город вместе с петлюровскими войсками. И хотя их приход знаменовал победу восставшего народа и был отпразднован крестными ходами и службой в православной церкви, он воспринимается как торжество бесовских сил. Это те бесы, о которых предупреждали Пушкин и Достоевский, они подстрекают людей и дают выход черной злобе. Поэтому Бог отвернулся от Города, и уже не он, а Сатана там правит бал. Поэтому такой горькой и едкой интонацией пронизаны строки 16 главы, где описана служба в соборе.
Читать эпизод “Софийский тяжелый колокол…”
- Кто погибнет в этой толпе?
(Представители белой гвардии. Булгаков сочувственно описывает это. Они выполнили свой гражданский долг, человеческий долг. Мог бы погибнуть Алексей Турбин).
Злоба - трагический поединок разума и добра, всё это ползло по городу и убирало одного за другим.
Обращение к эпиграфу:
Буран – это тот вселенский хаос, который сметает всех, если и сегодня нам это допустить.
Выступление ученика. Мужество Мышлаевского при защите города (Глава 2).
Подвиг полковника Най-Турса (Глава 10).
Учитель: Булгаков не поэтизирует своих героев. В каждом из них есть свои недостатки: хвастовство, донжуанство. Но это все – таки извинительные минусы, так как все искупается благородством поведения. Главное в них то, что они люди долга и готовы быть с Россией в ее бедах и испытаниях.
Немалого мужества стоила та ночь для Мышлаевского, когда он с сорока офицерами и юнкерами в легких шинелях и сапогах в жесточайший мороз стоял насмерть на боевом посту.
Героический поступок совершил полковник Най – Турс, вступив в неравный бой с петлюровцами. Спасая других, прикрывая юнкеров, он бесстрашно вел поединок со своим пулеметом перед наступающими кавалеристами.
Алексей Турбин: “Защищать что? Кого? В бой я вас не поведу, так как я не участвую в этом балагане”.
И это позиция честного, нравственного человека.
Благодаря этим краскам создается образ Города. Мы чувствуем страсти, которые шли из Москвы. “Ползут оттуда, с Севера” - буран из “Капитанской дочки”.
- Какова авторская позиция в сцене сна Алексея турбина, где он видит царство Божие? (Глава 5).
Чтение фрагментов.
Учитель: чуть-чуть иронизируя, Булгаков нарисовал в романе царство Божие, где апостол Петр принимает погибших. Среди них и полковник Най – Турс в светозарном шлеме, кольчуге с рыцарским мечом со времен крестовых походов. “Райское сияние ходило за Наем облаком”.
Рядом с ним и вахмистр Жилин, погибший еще в первую мировую ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1787

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340