Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Спецкурс для профильного химико-биологического класса За здоровый образ жизни - Спорт в школе и здоровье детей - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Спорт в школе и здоровье детей

Спецкурс для профильного химико-биологического класса За здоровый образ жизни


Автор(ы): Кузовая Татьяна Валериановна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Формирование у учащихся правильного представления о природе питания, о значимости проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения – одна из главных задач данного курса.
При отборе содержания курса учитывались разделы образовательной области “Технология” подраздел “Кулинария”, программа “Химия и питание” З.И.Колычевой, спецкурс “Валеология на уроках химии” А.А.Ивченко и А.А.Макареня.
Основные цели программы:
  1. Дать представления о научно обоснованных правилах и нормах использования питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества).
  2. Формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения людей в быту.
  3. Формировать у школьников культуру питания и будущей здоровой семьи.
  4. Развивать у подростков стиль, направленный на психосоциальную адаптацию.
  5. Отрабатывать навыки самоконтроля и самореализации.
Программа курса адаптирована к условиям массовой школы, и ее усвоение может быть осуществлено на базе кабинетов химии и биологии средней школы.
Программа рассчитана на 136 часов, 2 часа в неделю в 10 и 11 классах, за счет регионального компонента и имеет теоретическую и практическую часть, а также учитывает интересы школьников, склонности человека к профессии. На теоретических занятиях углубляются знания о белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, учащиеся знакомятся с биологической ролью этих веществ, их утилизацией в организме, о роли в питании пищевых добавок, о лечебно–профилактической роли питания, о вредных привычках человека и их воздействии на его здоровье. Практические работы позволяют прививать не только практические умения, но и развивать самостоятельность учащихся, их познавательную активность.
Этот курс позволяет ориентировать учащихся на выбранную профессию, а так же дает возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью, просветительской работой с младшими школьниками и родителями по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
Программа соответствует государственному образовательному стандарту по химии и биологии.
При изучении данного курса можно использовать активные формы обучения: лекции, семинары, деловые игры, беседы, дискуссии, личностный тренинг и др.
Данная программа предполагает: уменьшение факторов риска употребления наркотических и психоактивных веществ, формирование здорового жизненного стиля, высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов подростков, сознательное отношение к выбору будущей профессии.
Учащиеся должны знать:
  • современные взгляды на питание,
  • виды питания,
  • правили приема пищи,
  • правила сочетания пищевых продуктов,
  • биологическую роль, состав, строение белков, жиров, углеводов, их утилизацию в организме,
  • правила очищения организма,
  • основные факторы риска при различных заболеваниях,
  • причины быстрого старения,
  • проблемы алкоголизма, курения и наркомании,
  • вещества, загрязняющие экосистемы и их воздействие на организм,
  • меры профилактики различных заболеваний.
  • некоторые лекарственные растения Амурской обл.
Учащиеся должны уметь:
1) определять наличие белков, жиров, углеводов в продуктах,
2) определять содержание нитратов в овощах и фруктах,
3) составлять меню при различных заболеваниях,
4) вырабатывать навыки негативного отношения к вредным привычкам,
5) адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды,
6) применять на практике полученные знания.
Образовательная область “Технология”, включенная в базисный план, не содержит раздела допрофессиональной подготовки для профильного химико–биологического класса (10–11). Поэтому возникла необходимость создания компилятивной программы курса “Технологии” раздел “За здоровый образ жизни”, который позволит школьникам ориентироваться на профессии, связанные с оздоровлением человеческого организма.
10 класс, 2 часа в неделю, 64 часа.
ТЕМА 1: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА–6час.
Среда жизни человека (природная, социальная, производственная, городская, сельская). Образ жизни как фактор здоровья наряду с наследственностью и окружающей средой. Влияние факторов среды на здоровье человека. Пути поступления токсичных веществ (мутагенов, аллергенов, канцерогенов) в организм и их воздействие. Противоречие между эволюционно сложившимися адаптациями человека как биологического вида (морфоанатомическими, физиологическими, биохимическими, поведенческими; стресс как адаптационный синдром) и новым природным и социальным окружением. Механизмы адаптации: гормональная система, иммунитет, поведение, болезнь.
ТЕМА 2: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БИОХИМИЯ – 4 час.
Вещества, загрязняющие экосистемы: ионы тяжелых металлов, удобрения, нефть и нефтепродукты, ядохимикаты, детергенты (ПАВ). Проблема накопления лекарств в организме. Опасность сенсибилизации лекарств в организме. Проблема токсификации: преобразование гербицидов в мутагенные соединения в растениях. Ограниченность самозащиты организма. Необходимость решения проблемы сохранения биосферы, пригодной для жизни человека.
ТЕМА 3: ОБРАЗ ЖИЗНИ – 2 час.
Роль сознания и психики человека, его физического, психологического и духовного здоровья. Основные факторы здоровья: питание, дыхание, двигательная активность. Факторы риска заболеваний. Причины быстрого старения организма.
ТЕМА 4: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА – 20 час.
Строение и функции пищеварительного тракта. Решение проблемы питания в процессе развития цивилизации. Современный взгляд на питание. Вегетарианское, видовое, естественное, раздельное и другие виды питания. Работы ученых по проблемам питания. Принципы рационального питания: умеренность, сбалансированность, разнообразие, биологическая ценность. Понятие о рациональном питании (сыроедение, вегетарианство или энергетическое питание).
Проблема смешанного и раздельного питания. Правила сочетания пищевых продуктов.
Относительная польза диетического питания.
Состав пищи. Пластический и энергетический обмен веществ в организме. Основные этапы переваривания пищи. Симбиозное пищеварение.
Роль клетчатки, балластных веществ и рафинированных продуктов в пищеварении. Роль микроорганизмов, населяющих кишечник. Изменение состава микрофлоры, нарушение функции кишечника.
ТЕМА 5: БЕЛКИ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА – 10 час.
Биологическая роль, состав, строение, функции белков. Белковосодержащая пища, ее биологическая ценность. Порядок переваривания белков. Проблема переваривания белка и процессы брожения в желудке при приеме смешанной пищи. Процессы гниения белков в толстом кишечнике, нарушение пристеночного и мембранного пищеварения. Основные реакции при утилизации белков в организме.
Белковая недостаточность, ее причины и симптомы. Пути повышения белковой полноценности питания.
Несовместимость мясных и рыбных продуктов. Вред, наносимый организму острой и жареной пищей.
Практикум:
  1. Изучение свойств белков.
  2. Качественные реакции на белки.
ТЕМА 6: УГЛЕВОДЫ И ИХ РОЛЬ В ПИТАНИИ –8 час.
Строение, свойства, классификация углеводов. Биологическая роль углеводов. Биологическая ценность углеводной пищи, потребность в углеводной пище. Характеристика углеводов пищевых продуктов. Особенности утилизации углеводов в организме. Процессы брожения в желудке.
Практикум:
1. Качественные реакции на глюкозу.
2.Реакция Селиванова на фруктозу.
3. Реакция крахмала и гликогена с йодом.
4. Извлечение углеводов из биологических объектов.
ТЕМА 7: ЛИПИДЫ И ИХ РОЛЬ В ПИТАНИИ – 8 час.
Строение, свойства, классификация, биологическая роль липидов. Биологическая ценность жиров. Характеристика жиров пищевых продуктов, их энергетическая ценность. Потребность в жирах людей разного возраста, пола, разного характера труда, разного местожительства. Фосфолипиды, их биологическая ценность. Холестерин.
Химические реакции при утилизации жиров.
Причины нарушения обмена жиров в организме человека. Проблема ожирения.
Практикум:
  1. Качественные реакции на жиры и масла.
  2. Определение насыщенности жиров.
  3. Определение йодного числа
  4. Изучение свойств жиров.
11 КЛАСС , 2 часа в неделю, 68 часов.
ТЕМА 8: ВИТАМИНЫ И ФЕРМЕНТЫ, ИХ БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ПИТАНИИ –8 час

Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Основные жиро и водорастворимые витамины. Биологическая роль витаминов. Авитаминозы и гиповитаминозы, и их причины. Влияние характера питания на витаминную недостаточность.
Ферменты в живом организме, их характеристика, классификация, основные свойства. Роль ферментов в переваривании и усвоении пищи.
Практикум:
  1. Качественные реакции на основные витамины.
  2. Исследование изменения содержания витаминов в продуктах питания при термической обработке.
  3. Определение наличия ферментов в пищевых продуктах (амилаза, уреаза, каталаза, пероксидаза).
  4. Изучение изменения активности ферментов при кулинарной обработке продуктов.
ТЕМА 9: МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ВОДА – 7 час.
Минеральные элементы. Макро и микроэлементы. Биологическая роль некоторых элементов. Содержание минеральных веществ в основных продуктах питания. Причины недостаточности некоторых элементов.
Вода в организме человека; структурированная вода, магнитная, кремневая, талая вода. Минеральные воды и их характеристика.
Практикум:
  1. Определение содержания кальция и фосфора в молоке.
  2. Определение содержания нитратов в овощах и фруктах.
  3. Определение общего содержания воды в биологических объектах.
ТЕМА 10: ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ И ИХ БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ – 5 час.
Понятие о пищевых добавках. Классификация. Основные пищевые добавки, используемые при лечебном питании. Мед, пивные дрожжи, яблочный уксус, пищевые кислоты, проросшее зерно. Съедобные дикорастущие травы.
Практикум: приготовление блюд с пищевыми добавками.
ТЕМА 11: ЯДЫ В ПИЩЕ –6 час.
Понятие об инсектицидах, накопление их в пищевых цепях. ДДТ как загрязнитель. ДДТ в пище...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1883

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340